16+

Горькая действительность поселка имени Горького

Ситуация в поселке имени Максима Горького, где недавно было уволено около 400 человек, работавших на местной прядильно-ткацкой фабрике, продолжает оставаться напряженной.
Массивная фабричная труба единственного промышленного предприятия давно не дымит, а это – недобрый знак. На улицах поселка можно встретить немало расстроенных, а порой и озлобленных людей. Всего в этом населенном пункте проживают около 2400 человек, из них жителей трудоспособного возраста чуть более 1600, треть которых занята в бюджетной сфере и торговле. Еще треть уезжает на заработки в Москву, Владимир, Ковров и в другие поселки Камешковского района.

Далекое близкое
Добраться из поселка даже в райцентр непросто. Вроде бы всего каких-то 15 километров, но железной дороги там нет, а число автобусных рейсов невелико. К тому же из-за экономии автобус движется не по кратчайшему маршруту, а кружным путем, захватывая пассажиров со всех окрестных сел и деревень. Вместо получаса пути до Камешкова получается доехать только за час.
Из-за этого успеть, скажем, на работу в райцентр или соседний Ковров и потом вернуться назад практически невозможно. Надо искать съемное жилье там, где трудишься. Правда, некоторые предприятия, по большей части еще работающие фабрики Камешковского района, присылают за своими сотрудниками транспорт непосредственно с предприятия. Но счастливчиков, которых возят на работу и обратно, среди горьковцев лишь несколько десятков. Как правило, это ткачи и мастера. Рабочим вспомогательных специальностей устроиться практически невозможно.

Долги за жилье в знак протеста?
Значительное число населения поселка сосредоточено в семи панельных пятиэтажных домах, построенных в период "развитого социализма". Следствием роста социальной напряженности в поселке стало резкое сокращение собираемости с жителей оплаты коммунальных услуг. Если прежде ремонтно-эксплуатационное предприятие Камешковского района и управляющая компания Городские коммунальные системы собирали 85-90% положенного, то в январе 2009 года, по свидетельству заместителя главы местного муниципального образования по вопросам жизнеобеспечения Михаила Петрова, платежи горьковцев снизились примерно на 40%! К тому же на двух пятиэтажках – домах № 3 и 5 по улице Шоссейной до нынешнего кризиса не успели капитально отремонтировать мягкие кровли, которые теперь вовсю текут. И многие граждане за такой сомнительный комфорт платить не хотят.
Заместитель главы по работе с населением Юлия Уманова подтвердила, что немало людей в поселке возмущены, что большинству работодатели не выплатили даже те скромные суммы, которые причитались под расчет. А число желающих оформить жилищные субсидии с начала нынешнего года резко возросло.

"Отсюда надо уезжать!"
Рассказать о том, как их увольняли с фабрики, горьковцы не спешат. Бывшие ткачихи объясняют свои опасения просто:
– Сейчас вы про нас напишете, а потом нас на работу не возьмут!
Тем не менее, удалось выяснить, что почти полутысячный фабричный коллектив числился не в самой прядильно-ткацкой фабрике "Ткачество", а в пяти ООО, каждое из которых арендовало свою часть предприятия и фактически являлось независимой мини-фабрикой. Когда производство остановилось, сотрудникам начали предлагать уволиться по соглашению сторон. Ходили разговоры, что тот, кто не уволится сам, вынужден будет ездить за трудовой книжкой и другими документами в Иваново, куда руководство вывезет все архивы. Как бы ни было, практически все уволились по соглашению, не получив деньги под расчет. Теперь некоторые пытаются найти правду в суде, но у ООО были минимально возможные уставные капиталы, и взыскать с них нечего. А выплаты по сокращению уволившимся таким образом горьковцам не положены:
Типичный пример фабричной "карьеры": Лариса Алексеевна Сидорова проработала ткачихой, а потом весовщицей 34 года. Теперь – без работы. Пытается собрать документы на оформление жилищной субсидии. За необходимыми справками приходится по нескольку раз ездить в райцентр. Впереди – неопределенность, жить фактически не на что.
Молодые мамы (их в поселке много), прогуливающиеся с колясками рядом с остановленной фабрикой, не скрывают: живут лишь тем, что привозят их мужья из Москвы и Подмосковья. В поселке должным образом прокормить семью практически невозможно. А для своих малышей перспективы здесь они не видят.

Остановка по требованию
В массивном административном здании фабрики пусто и холодно – местная котельная остановлена. Кроме прячущего лицо от объектива фотоаппарата одинокого вахтера, оторвавшегося от разгадывания сканворда, – никого. Рядом следы не то разрухи, не то ремонта. У стены сиротливо притулился стенд "Наш поселок" – остатки былой наглядной агитации. В длинных гулких коридорах безлюдно. На дверях таблички с названиями недействующих отделов и служб, все заперто и безмолвно. Наверху открыты лишь приемная, кабинеты директора и его заместителя.
Директор ООО ПТФ "Ткачество" Виктор Абазян разговаривал, стоя около электрообогревателя. В его служебном кабинете было холодно, как на улице. Повышенным вниманием СМИ в последнее время руководитель заметно раздражен и от интервью категорически отказывается, хотя все же отвечает на несколько вопросов. О работавших в цехах его фабрики людях заметил, что в штате ООО они не числились. Весь штат фирмы прежде состоял лишь из восьми человек. А сейчас там и вовсе осталось лишь двое сотрудников – бухгалтер и сам Виктор Размикович.
По словам руководителя, признанного авторитета в ткацкой промышленности, остановка фабрики была неизбежна. Как говорится, таково требование времени и рынка. Оборудование 1960-х годов в нынешних условиях попросту неконкурентоспособно. Тем более в условиях кризиса и ряда усугубляющих ситуацию неблагоприятных факторов. Например, за девять гектаров, которые занимает фабрика, прежде платился земельный налог порядка 150 тысяч в год, а с 2009 года эта сумма увеличена районными властями в десять раз – до полутора миллионов!

"Я планов наших люблю громадье:"
В отличие от рядовых горьковцев, вершители судеб поселкообразующего предприятия строят оптимистичные планы. Генеральный директор ООО "Международный торговый центр" Олег Антипов, возглавляющий фирму, которая ныне является собственником ООО "Ткачество", официально сообщил в департамент внешних экономических связей администрации Владимирской области, что после восстановительных работ на фабрике в поселке М.Горького будет создано от 1500 до 2000 рабочих мест. А заодно запросил предоставить квоту на 2009 год для одиннадцати граждан Социалистической Республики Вьетнам – трех директоров, пяти администраторов и трех менеджеров – специалистов, "работающих с момента основания фирмы".
Фактически новые владельцы – бизнесмены из Вьетнама. Приобретение ими "Ткачества" в 2008 году стало для многих неожиданностью. Ходили упорные слухи, что фабрику в поселке имени М.Горького купит Александр Щавлев – собственник фирмы "Детская одежда", которой принадлежит крупнейшая в Камешковском районе ткацкая фабрика в самом Камешкове. Однако господин Щавлев то ли отказался от покупки, то ли перепродал предприятие его нынешним хозяевам. По планам последних горьковская фабрика перепрофилируется и должна превратиться в предприятие по выпуску готовой одежды. Несмотря на кризис, переоборудование якобы должно завершиться к сентябрю. Сейчас уже начат демонтаж старых станков, потом запланирован ремонт производственных помещений и, наконец, установка нового швейного оборудования. Для ремонтных работ предполагается привлечь жителей поселка – временную работу смогут получить несколько десятков человек.
Уже начата запись желающих на переобучение швейному делу. Записались около 30 человек из поселка, в основном, молодежь. Пожилым в этот список попасть гораздо труднее, если вообще возможно. Учебу намечено проводить с привлечением специалистов камешковского профессионального училища № 45.
Правда, даже если новое швейное производство заработает, не обязательно, что туда примут всех желающих. Уже сейчас специалисты оценивают активный кадровый потенциал самого поселка имени М.Горького максимум в 300 человек.

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Просмотры: