Продавцы и покупатели: кто кого перехитрит?

На что только не идут работники прилавка, чтобы продать свой товар! Иногда прибегают к уловкам. Но и потребители бывают не промах. Как "подстелить соломки" законопослушному потребителю и в...

На что только не идут работники прилавка, чтобы продать свой товар! Иногда прибегают к уловкам. Но и потребители бывают не промах. Как "подстелить соломки" законопослушному потребителю и в каких случаях отчаянные покупатели пытаются схитрить?

Акции – это развод на деньги
Ах, это заманчивое слово "распродажа"! И не менее привлекательные – "скидки" и "акции". Действуют безотказно. Особенно в период кризиса. Ведь эти слова подогреты слухами о закрытии магазинов и тотальном "сбросе" товара. А это значит, будут бросовые цены. Как бы не так! Все равно ниже себестоимости редко кто продаст свой товар, к тому же всегда есть продукция "в спросе" и та, которая идет не ахти как. То есть в значительной степени грандиозные акции и распродажи, которым сопутствуют обещания – вернем 25-45%, а то и все 60-70% от стоимости товара, тоже своего рода уловка. Часть цены товара, действительно, вернут, но – только при последующей покупке. Суть такого рекламного хода проста. Покупаешь телевизор, холодильник, стиральную машину – тебе выдаются купоны или открытки с обозначением скидки на будущую покупку. Таким образом, покупателя ориентируют именно на определенный магазин и конкретную покупку. Как правило, скидка распространяется на более мелкие товары: DVD-плееры, пылесосы, чайники, бытовые приборы. К тому же воспользоваться купоном можно только в ограниченные сроки. Да и размер скидки лимитирован.
Еще один лакомый для покупателя кусок – распродажа разного товара по одной цене. В одном торговом центре, к примеру, в набор включили принтер, сканер и ксерокс, все – по одной цене. Правда, марки и функции техники были далеки от идеала. Другой торговый центр обещал при покупке двух фотоаппаратов еще и принтер в подарок. Если задаться целью снабдить каждого члена семьи индивидуальным фотоаппаратом, то, конечно, игра стоит свеч. Кстати, лучше не забывать об обещанном вам подарке. Продавцы могут "случайно" про него запамятовать. А потом – ну что делать прикажете? – продать налево.
Впрочем, не только магазины прибегают к разного рода уловкам и хитростям. Даже автозаправочные станции берут на вооружение такие приемы. Обычно на рекламных баннерах АЗС на первой строке значатся цены Аи 95 или Аи 92. Стоимость топлива везде примерно одинакова, но на двух-трех АЗС – значительно ниже. Обрадованные водители заезжают на эти заправки, но сэкономить не получается. Оказывается, на верхней строке указана цена не на 92-й или 95-й бензин, а на 80-й. А топливо с более высоким октановым числом, как и везде, продается по средним в городе ценам.

Этикетки и договора защитят покупателя
Где потребители чаще всего попадают впросак? По статистике, чаще всего в неприятной ситуации оказываются покупатели сотовых телефонов, обуви, мебели, автомобилей, холодильников и стиральных машин. В сфере услуг потребители преимущественно жалуются на мастеров по ремонту квартир, машин, мобильников и бытовой техники.
Как подстраховаться от обмана? Прежде всего – быть более внимательным. К примеру, маркировка и этикетка многое могут рассказать о товаре. Чтобы поверить в достоверность написанного, можно начать с самого простого: зайти на официальный сайт указанного производителя, чтобы подтвердить наличие фирмы и изучить особенности выпускаемого ею товара. А отсутствие каких-либо данных о товаре – это тоже информация. Нет адреса, есть только название фирмы – брать такой товар не стоит; есть состав, нет пищевой ценности – откажитесь от покупки; гарантийный срок подозрительно мал, не указаны сроки годности – лучше не рисковать. С маркировками, этикетками продавцы и изготовителя так хитрят, что диву даешься. Важную информацию уберут в мелкий шрифт, более выгодную – раскрасят в броские цвета. Потребителю ничего другого не остается, кроме как проверять и перепроверять.
Безграничное поле для уловок и хитростей продавцов – гарантийные сроки. Закон о защите прав потребителей говорит, что изготовитель обязан установить гарантию, продавец вправе также это сделать. Казалось бы, потребитель защищен. Но продавцы уверяют покупателей, что на товар со скидкой и в распродаже гарантия не действует, другие занижают гарантию производителя, третьи вместо сезонной гарантии устанавливают свою, четвертые отрицают тот факт, что и на комплектующие изделия и составные части основного товара гарантия распространяется.
И больше всего продавцы и мастера мудрят с качеством товаров и услуг. Случается, "впарят" не в меру задумавшемуся покупателю просроченную сметану или юбку с косой строчкой, положат плитку волной или поклеят обои с пузырями, если заказчик скромный и не особо требовательный. А если договор не составлен, сроки поставки и выполнения услуг не оговорены – тут может произойти любая неприятность, да еще и в смету расходов ушлые мастера запишут бетон из Египта, фанеру из тундры: а вдруг "прокатит"? Чтобы этого не произошло, лучше оформить сделку купли-продажи товара или оказания услуги как полагается. Чтобы и документ был, и сроки там указаны не "по мере поступления товара", а конкретно, чтобы смета была составлена четко и с необходимым описанием.
Примеров, когда покупатель пострадал от своей доверчивости, много. К примеру, взяли машину в кредит. Думали, что за 400 тысяч рублей берут, а по банковским платежкам потом увидели, что за 800 тысяч. Хорошо, что теперь в законе о защите прав потребителей есть строка о необходимости предъявления клиенту подробнейшего графика погашения кредита с указанием ставок, ежемесячной суммы платежа.
Или. Мужчина отдал в сервисный центр автомобиль. Требовался капремонт двигателя. Работы в сервисе закончились, а машина – неподвижна. Центр требует денег за работу и не отдает авто, потребитель не понимает, за что платить, если услуга не выполнена. Защитники прав потребителей сказали, что есть ГОСТ, в котором указан перечень работ по капремонту автомобиля. Если они не проведены, то, понятно, что оплаты не будет. К тому же договором установлены сроки выполнения ремонта. Чем больше тянут мастера, тем выше размер неустойки. И по закону сервисный центр не имеет права удерживать авто и не отдавать его владельцу. Так что никуда не делась горе-мастерская, отдала без оплаты автомобиль.

Фантазия без границ
Есть лазейки для предприимчивых продавцов, но развита фантазия и у потребителей. Они умудряются обмануть экспертизу, продавцов и вернуть товар, который просто разонравился. К примеру, гарантийный сотовый телефон упал, но не помялся, нет следов механического воздействия, влаги. Однако после падения перестал работать. Некоторым удается отдать его в сервисный центр, успешно пройти экспертизу и получить в магазине новый "мобильник".
Один бизнесмен купил в бутике дорогущие кожаные ботинки. Буквально через пару-тройку дней носы ботинок потерлись. Продавцы без разговоров согласились вернуть деньги, но оскорбленному потребителю не нужны деньги, он жаждет возмездия. За тем и обратился к правозащитникам. Увы. Не за что оказалось наказывать продавцов, ведь не соврали они, когда говорили, что ботинки кожаные. Просто выделка кожи была не совсем качественной.
Другой клиент купил в магазине обувь. Спустя неделю принес покупку обратно, мол, ботинки с браком, клей из шва оказался снаружи. Продавцам показалось подозрительным, что клей желтого цвета и как-то уж очень неопрятно выглядит. Провели экспертизу, доказали, что покупатель сам склеил ботинки. Видимо, результат ему не понравился, потому и решил их вернуть. Но налицо факт механического воздействия, а значит, гарантия не действует. Покупатель с доводами продавцов не согласился и заявил правозащитникам, что ботинки для экспертизы подменили. Дело дошло до суда, и продавцов спасло только то, что артикулы у обуви четко прописаны в журнале покупок. Никакой подмены не было, а хитрость покупателя не удалась.
Много жалоб от продавцов книжных магазинов. Их клиенты покупали дорогостоящую техническую литературу, за ночь ее копировали, а на следующий день приносили назад в магазин. Так продолжалось до той поры, пока в законе о защите прав потребителей не появилась строчка, что книги входят в перечень товаров, которые при надлежащем их качестве возврату и обмену не подлежат.
Еще одна забавная история. У смекалистой бабульки с незапамятных времен сохранились отрезы ткани. Решила она в ателье сшить себе костюмы. В первый раз ей не понравилось качество работы. Провели экспертизу, ее результаты потребителя не устроили, она обратилась в суд. Стороны пошли на мировое соглашение – стоимость пошива снизили вдвое. Пожилая дама пришла в ателье второй раз. И опять работа мастериц ей не по нраву. Требует уже моральной компенсации в размере 3000 рублей. И вновь судебное разбирательство. Так и пришлось ателье пойти на некоторые уступки. Но больше заказов у этой клиентки мастерицы не принимали.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике