Экзамен рассчитан поминутно

Госавтоинспекция выставила на публичное обсуждение административный регламент по приему экзаменов на водительское удостоверение. Теперь эта процедура расписана по минутам. Но возможно ли провести теоретические и практические экзамены в...

Госавтоинспекция выставила на публичное обсуждение административный регламент по приему экзаменов на водительское удостоверение. Теперь эта процедура расписана по минутам. Но возможно ли провести теоретические и практические экзамены в один день, есть ли шанс у гаишников при общем недостатке кадров протестировать всех желающих, которых с каждым годом становится все больше.

Не так давно вступил в законную силу регламент регистрации автомобилей. Перед тем как принять его, ГИБДД организовала общественное обсуждение документа. На официальный сайт пришло немало замечаний и предложений как от инспекторов ГАИ, так и от водителей.

Четыре часа для идеального ученика
Сейчас обсуждается регламент сдачи экзаменов для получения водительских прав. Главное его преимущество в том, что водителю не придется ждать день, а чаще всего два, чтобы попасть на экзамен и пройти его. Процедура укорочена и рассчитана поминутно. Такой административный регламент по приему квалификационных экзаменов на получение прав вводится впервые.
В документе регламентированы все этапы на пути к водительскому удостоверению: кому подать заявление, сколько времени отпущено на сам экзамен, а сколько – на проверку поданных документов.
В проекте документа заложены идеальные условия, при которых возможно сдать экзамены и получить права за минимальный срок. Если кандидат в водители сможет продемонстрировать свои знания и сдать экзамены с первого раза, суммарное время на проведение указанной процедуры вместе с получением водительского удостоверения займет 4 часа. Для замены водительского удостоверения и его выдачи вместо утраченного потребуется 2 часа 36 минут. На выдачу международного удостоверения уйдет 2 часа 6 минут. А на получение временного – 1 час 45 минут. Получение справки, подтверждающей выдачу водительского удостоверения или временного разрешения, займет 1 час 30 минут.
Отсчет времени начинается с приема заявления и подтверждения факта уплаты госпошлины за необходимые действия.
Отдельные требования предъявляются к экзаменатору. Сотрудник ГАИ должен иметь высшее или среднее специальное образование, водительский стаж не менее трех лет и возраст не моложе 23 лет.
Перед сдачей экзаменатор проводит инструктаж для кандидатов в водители: знакомит их с формой, методами и порядком проведения экзамена, разъясняет систему оценок. Срок проведения действия – до 5 минут.
Теоретический экзамен допустимо проводить двумя способами: в виде письменного опроса, когда кандидат в водители отвечает на вопросы билета на бланке, а потом экзаменатор проверяет правильность ответов, или в виде метода программного контроля знаний. В этом случае экзаменатор только следит, чтобы никто не подсказывал и не помогал, а компьютер сам оценивает ответы и потом распечатывает экзаменационный лист с результатами.
На теорию отводится 20 минут. На оформление результатов – еще 10 минут. Для 20 вопросов этого времени вполне достаточно. Другое дело – практическая составляющая экзаменов.
На вождение на автодроме отведено 15 минут. На вождение по маршруту – не более 25 минут. Маршрут определен заранее, кандидату называется его номер и порядок выполнения заданий. Всего на прием экзаменов отпущено до 1 часа 41 минуты.
– Кандидаты в водители выполняют на площадке три упражнения. В среднем на это расходуется 7 минут. Некоторые справляются и раньше, но многим требуется чуть больше времени. Хотя в 15 минут уложиться вполне возможно, – говорит начальник владимирского МРЭО Петр Кунаков.
Маршруты практического экзамена известны заранее. Прежде это были дороги Ленинского района. Но из-за высокой интенсивности движения ученики, сдающие экзамены, мешали другим автолюбителям, тормозили движение, образовывались пробки. Было решено разработать схемы в более спокойном районе. Сейчас используются четыре маршрута в восточном районе города. В основном водители-новички кружат вокруг кинокомплекса "РусьКино", ездят по улице Комиссарова, Суздальскому проспекту, заезжают на улицы Горького и Мира. Задания на четырех маршрутах одинаковые: проезд перекрестков, светофоров, железнодорожных переездов, левые повороты, развороты, дорожные знаки "Остановка запрещена", "Движение только прямо", а также пешеходные переходы. Причем время практического экзамена по городу определено методикой проведения квалификационных экзаменов департамента безопасности дорожного движения МВД России – 20 минут. Так что регламент дает еще и небольшое временное послабление.
Но это в идеале. В реальности каждому ученику надо добраться до автодрома, до городского маршрута (от ГАИ до Доброго минимум 20 минут), надо передохнуть инспектору, собраться с силами ученику. Человеческий фактор, волнение, усталость нельзя не учитывать. В регламенте не берется в расчет время, затраченное на проезд к месту сдачи экзамена. И пока непонятно, как быть с теми подразделениями ГИБДД, в которых теоретический и практический экзамен проводятся в разные дни.
Важно, что регламентом определены сроки пересдачи. Если ученик не сдал экзамен с первого раза, то повторная попытка назначается не ранее чем через 7 дней. Бесконечно сдавать экзамены по вождению не позволят. Срок действия положительной оценки за теорию ограничен тремя месяцами.

Инспекторов не хватает, а автошкол все больше
Во Владимире работают 15 автошкол. На каждую из них в ГАИ, в регистрационно-эк-заменационном отделе, отводится свой день недели для приема и сдачи экзаменов у учеников. Крупным автошколам выделяется отдельный день, школы помельче объединяют. Ежедневно с понедельника по субботу инспекторы владимирского МРЭО принимают порядка 60-80 учеников. Во Владимире есть одна крупная автошкола, имеющая по городу несколько офисов и отделений. Раз в неделю инструкторы этой школы приводят сразу по 100 выпускников. Справиться за один день с таким количеством желающих получить права нереально.
Во Владимире экзамен на права сдают в два дня. Первый день – теория, второй – практика. Если на день практики назначено много кандидатов в водители, то практический экзамен делится еще на два дня: первый – на автодроме, второй – по городу. В случае с крупной владимирской автошколой, в четверг все выпускники сдают "автодром", часть успевает "город", примерно 10-15 человек остаются на субботу. Понятно, что справиться в оговоренные, но пока еще не утвержденные 4 часа проблематично.
Сейчас в МРЭО владимирского отдела ГАИ принимают экзамены три инспектора. В связи с ростом числа кандидатов в водители, в этом году на приеме практики и теории будет работать еще один сотрудник.
– Очередей на экзамены у нас нет. Есть очереди в кассах для оплаты госпошлин. В день инспекторы отдела совершают до 300 регистрационных действий, выдается порядка 100 водительских удостоверений. 30 декабря прошлого года было выдано 118 водительских удостоверений. Это рекорд, – сообщает начальник МРЭО владимирского городского отдела ГАИ Петр Кунаков.
Ясно, что загруженность у инспекторов МРЭО большая. Так что удвоить и утроить свои силы и уложиться в регламент вряд ли возможно.
Выходит, чтобы соблюсти регламент, сотрудникам ГАИ надо сократить время приема экзамена, то есть целиком и полностью довериться инструкторам автошколы, их уровню подготовки. Но практика показывает, что послабления приводят к негативным последствиям. Где есть жесткий контроль, есть и качество.
Что же все-таки необходимо, чтобы обсуждаемый регламент смогли соблюдать подразделения ГАИ? Нужно увеличить штат инспекторов, принимающих экзамены. Но еще необходимо автоматизировать процесс, оборудовать автодромы и автомобили, на которых сдают экзамены, соответствующей техникой. Ведь есть же в Челябинске автодром, который вместо инспектора считает ошибки ученика, засекает время и выстраивает задания. Правда, это площадка первая, экспериментальная. Во Владимире же автодромы разделены на сектора с помощью палок, фигуры вождения огорожены старыми автомобильными покрышками. А сдают все ученики на автомобилях автошкол, кроме двойного управления (педалей сцепления и тормоза), не оборудованных ничем дополнительным.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Только цифры
В 2008 году водительские права получили 6 тысяч 436 новичков, что на 1138 человек больше показателя предыдущего года.

Интересно
Недавно во владимирском МРЭО был ученик, который сдавал теорию 18 раз. А вот практику сдал с первого раза.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике