Самоуправление поставили на место

С 1 января 2009 года в стране вступил в силу 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении. Что мешает во Владимирской области проявить инициативу на местах?

С 1 января 2009 года в стране вступил в силу 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении. Что мешает во Владимирской области проявить инициативу на местах?

Председатель фракции "Единая Россия" Законодательного Собрания Владимирской области
Сергей Бородин: – Ситуация с местным самоуправлением, сложившаяся во Владимирской области, характерна и для всей страны. У нас даже больше проблем, поскольку, вы знаете, социально-экономическая ситуация в области все последние годы была достаточно тяжелой. Поэтому наша конференция привлекла внимание Госдумы, представителей федеральных министерств. Обсуждение ситуации с владимирскими муниципалитетами позволит представителям федеральных органов власти точнее сформулировать дальнейшую стратегию развития местного самоуправления. Тем более ранее намеченные стратегии требуют серьезной корректировки в связи с мировым финансовым кризисом. В марте 2009 года в Москве пройдет заседание Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы, которое будет посвящено вопросам комплексного развития муниципальных образований. Владимирскую конференцию можно рассматривать как один из шагов в подготовке этого совещания, а предложения владимирских муниципалов найдут отражение в повестке дня Совета.

Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
Вячеслав Тимченко: – Я бы хотел остановиться на вопросах законодательного обеспечения развития местного самоуправления в России. С принятием в 2003 году 131-го Федерального закона началась новая эра местного самоуправления. Вы знаете, что закон в первом проекте предполагал вступление его норм в силу с 1 января 2006 года, однако масштабы нашей страны и географические особенности планы скорректировали. С этой даты начали работать лишь те регионы, которые оказались к этому готовы. В полную силу закон вступил с 1 января 2009 года. Сегодня из 83 субъектов в 81-м закон о местном самоуправлении принят в полном объеме, за исключением Чечни и Ингушетии. С 1 января 2010-го и они подключатся к процессу. Большое внимание развитию местного самоуправления уделяет партия "Единая Россия". Именно по ее инициативе 2 года назад был создан Всероссийский совет местного самоуправления. С его участием принято несколько законов, внесено более 200 предложений по корректировке законодательства.

Глава Вязниковского района Евгений Виноградов: – Как работает 131-й закон на местах? Все те изменения и корректировки, которые были приняты, носят достаточно лакировочный характер. Мы решаем многочисленные мелкие вопросы. Давайте самокритично относиться к тому, что происходит. Некоторые субъекты еще 3 года назад перешли на 131-й закон. Стало лучше? Считаю, Владимирская область правильно поступила, воспользовавшись переходным периодом. А вообще 131-й закон время опередил. Нам по этому закону указали в одночасье стать демократическим государством. За такое короткое время это невозможно, должны смениться поколения. Как можно было принимать закон, единый для всей страны? Регионы-то очень разные, у всех своя специфика. Возьмем юг России со сложившейся веками вольницей. А средняя Россия? Она никогда не жила без царя. Она и сегодня ждет барина, который приедет и всех рассудит. Я уж не говорю о дальней деревне, когда доярка, идя на выборы, спрашивает председателя СПК: "Гаврилыч, за кого голосовать?" Кого Гаврилыч назовет, за того и проголосует. Считаю, 131-й закон в нынешнем виде ущербный для сельской местности. А малые народности Крайнего Севера? У них свои особенности, менталитет.
Муниципальные образования Вязниковского района сегодня имеют меньше доходов, чем расходуется на содержание аппарата управления администрации. Органы местного самоуправления вынуждены договариваться. Хорошо, когда на территориях работает единая команда. А если нет? Сколько у нас во Владимирской области случаев перетягивания каната – между главой района и главой города, городским округом и сельским районом. Мы еще в 2001 году, до внедрения 131-го закона, объединили Вязниковский район и город Вязники. Сделали единый округ с единым управлением, оставив на своей территории 26 сельских округов. То есть власть на местах от населения не оторвали. И система "задышала". За 6 лет уровень газификации в районе увеличился с 6 процентов до 60-ти. Сейчас в Вязниковском районе 8 муниципальных образований. У нас нормальная деловая обстановка.
Что хотелось бы отметить. 131-й закон перенасыщен требованиями различных референдумов и публичных слушаний. Ответим честно – ходит народ на публичные слушания? Никто же не ходит! А мы на это тратим огромные деньги, ресурсы. А если, не дай бог, не проведешь, по прокуратурам затаскают. Давно назрела необходимость ввести налог на уборку мусора, особенно в сельской местности. Захлебываемся в мусоре! И не потому, что люди проявляют экологическую несознательность, – упаковки стало в сто раз больше. Так вот, установить налог на мусор можно только путем референдума. Представьте: на референдум выносят закон, который обязывает население платить деньги за вывоз мусора. Пройдет этот закон? Очевидно, что нет. Зачем этот вопрос выносить на референдум, когда это может решить представительный орган власти? Не созрели мы до такого закона.
Знаю, у многих губернаторов самая большая головная боль – как сократить число муниципальных образований. У нас в области их 127, не так много. А где-то 650. Как управлять таким количеством муниципальных образований? А чтобы объединить муниципальные образования, нужен референдум. Захочет ли глава муниципального образования добровольно расстаться с властью? В закон нужно вносить поправки, упрощающие процедуру объединения мелких муниципальных образований, и во главу угла ставить экономические предпосылки.
Чем больше изучаю царскую Россию, тем больше убеждаюсь, какую грамотную страну мы потеряли в 1917 году. Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Так вот, в 1913 году на заседании Государственной Думы оценили, как этот закон работает, и признали, что было огромной ошибкой вводить на всей территории страны единый закон о местном самоуправлении. В экономически развитых регионах эти полномочия решили оставить, а в депрессивных областях, если выражаться современным языком, ввели упрощенную схему местного самоуправления. Неужели мы в XXI веке не можем мыслить так же мудро, по-государственному?

Заместитель руководителя департамента федеративных отношений и местного самоуправления Минрегионразвития Елена Кодина: – Предыдущий оратор прав. Россия очень разная. Организация местного самоуправления в регионах сформирована самым разным образом. Но вот была недавно в Хакассии, и там 131-й закон прекрасно работает. Налажен диалог органов власти республики с органами местного самоуправления. Переходный период в стране закончен, он оказался беспрецедентным по временному лагу, который был дан органам государственной власти и органам местного самоуправления для организации работы в рамках принятого 131-го закона. Мы имеем на сегодняшний день в стране 24147 муниципальных образований. Всех больше – в Татарии и Башкирии. В этих субъектах чуть больше 1000 муниципальных образований. Несмотря на это, они спокойно работают.
Ключевой вопрос – объемы полномочий и, собственно, финансовое обеспечение исполнения объема полномочий. Взять знакомую практику передачи исполнения ряда полномочий от уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов. В переходный период это вполне объяснимо. Администрации сельских поселений не справлялись с работой в силу дефицита кадров, отсутствия финансов и т.д.
Целый ряд программ Минрегионразвития работает на то, чтобы территории получали финансовые средства из федерального бюджета. В частности, в министерстве были представители Владимирской области. У меня есть список из 13 объектов, которые представлены как инвестиционные заявки. Например, в Ковровском районе предусмотрено строительство сталепрокатного завода. Этот проект будет обязательно реализован, если Владимирская область предоставит весь необходимый пакет информации и документов, необходимых для открытия финансирования.
Не соглашусь, что 131-й закон не учитывает традиций регионов. В законе есть 4 варианта формирования органов местного самоуправления. Начиная от схода граждан и заканчивая привлечением наемного сити-менеджера.

Глава Суздаля Сергей Годунин: – За последние три года ВВП Суздаля в среднем увеличился на 30 процентов. Налоговая база за 2008 год увеличилась с 218 млн рублей до 320 млн. Для развития муниципального образования, как субъекта экономики, требуется несколько факторов – кадровый, организационный, административный и финансовый.
В 2005 году бюджет города составлял 113 млн рублей, из них налоговые доходы – 57 млн. При том, что в предыдущие годы было постоянное сокращение налоговых источников. В 2006 году мы работали с налоговой базой, которая была в 4 раза меньше, чем в 2005 году. Соответственно, поступление дотаций уменьшилось в 2 раза. К счастью, на тот момент у нас были другие ресурсы – имущество. Мы мобилизовали ресурсы и получили уже в первый год увеличение вненалоговых доходов в 2 раза, в последующем году – в 4 раза, а в 2008-м – в 6 раз. Но! Сейчас эти ресурсы исчерпаны. Из огромной налоговой базы в 320 млн рублей мы получаем только 8 процентов. Построили на эти деньги городскую котельную, на остальное денег нет.
Приступаем к реализации Федерального закона № 159 "О льготной приватизации". В ближайшие 2 года это повлечет сокращение доходов от сдачи в аренду и приватизации муниципального имущества. Мы придем к базовому состоянию 2005 года. Разве можно в этих условиях развиваться?
Суздаль до 2006 года был городом областного подчинения и выполнял все функции, присущие городскому округу. Решили, что надо этот статус изменить. Стали поселением и потеряли налоговые отчисления. А если бы нам вернули прежний статус, мы бы в 3 раза увеличили налоговые поступления, которые собираются в Суздале.
Второй ресурс – распоряжение землей. Надо привести в соответствие градостроительные функции и принципы распоряжения земельными ресурсами. В Суздале очень высокая инвестиционная активность. Приходят люди, просят участки, а мы ничего им дать не можем – не наша функция. Огромные средства уходят не в развитие экономики, а в согласование и прочие бюрократические проволочки. Мы в рамках 53-го закона оформили в собственность все муниципальные земельные участки. Ждем расширения перечня того, что можно оформлять в муниципальную собственность. Сформировали 20 участков под индивидуальное жилищное строительство. Стоимость оформления одного участка – 100 тысяч рублей. Это в Суздале землю можно продать дороже, а если это район, где нет инвестиционной активности? За 100 тысяч участок никто не купит. А затраты будут ровно такие же – 100 тысяч за 10 соток. Где стимул к развитию строительства?

Глава Собинки и Собинского района Владимир Зотов: – Тема жилья стоит остро. Возьмем фонд реформирования ЖКХ. Чтобы войти в эту программу, нужно выполнить 12 условий. Мы все выполнили, а с образованием товариществ собственников жилья (ТСЖ) – проблема. У нас 122 дома отнесены к ветхому фонду. Предлагать жильцам этих домов образовать ТСЖ – занятие бесперспективное. Давайте исключим из программы ветхое и аварийное жилье.

Эксперт Ассоциации муниципальных образований Владимирской области, кандидат экономических наук Борис Карцев:
– Сейчас произошло резкое снижение доли собственных доходов местных бюджетов. Значительная часть этих доходов изымается. Осталось всего два местных налога. Налоговые доходы местных бюджетов по-прежнему не соответствуют объему закрепленных за ними расходных полномочий. Преобладает целевое финансирование за счет увеличения доли субвенций в доходах местных бюджетов, в результате возрастает их зависимость. Органы местного самоуправления – по сути исполнители вышестоящего уровня власти. В кризисной ситуации, при ограниченной социальной защищенности, принято давать свободу как малому и среднему бизнесу, так и местному самоуправлению. А получается, на деле свободы маловато.

По итогам конференции участники приняли резолюцию, в которой отметили, что в современных экономических условиях наиболее эффективной антикризисной политикой является политика объединения усилий всех уровней и ветвей власти по преодолению негативных тенденций. Эксперты пришли к выводу о необходимости подписания соглашений между фракцией "Единая Россия" в Законодательном Собрании Владимирской области и муниципальным сообществом региона.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике