Кто хочет воцерковить “языческие вакханалии”?

В этом году День влюбленных, отмечаемый 14 февраля, после десятилетней опалы в России, кажется, получил общественное признание. Не последнюю роль в этом сыграла позиция Русской православной церкви. Но...

В этом году День влюбленных, отмечаемый 14 февраля, после десятилетней опалы в России, кажется, получил общественное признание. Не последнюю роль в этом сыграла позиция Русской православной церкви. Но стоит ли овчинка выделки?

На Западе, откуда и пришел "святой день" в 90-е, это был хороший повод для коммерции: покупка подарков и индустрия развлечений для молодежи приносили отличный доход организаторам. Как говорится, если праздника и не было, его стоило выдумать. К реальному христианскому святому "житие", сочиненное пиарщиками, не имеет никакого отношения. Оказывается, "покровитель влюбленных" венчал браки, мирил молодых людей, писал за неграмотных любовные письма: Ну чем еще заняться подвижнику и аскету? Короче, все по известной поговорке: Бог дает миру святого, а дьявол присылает автора жития.
В Древнем Риме существовал праздник 14 февраля, посвященный королеве римских языческих богов и богинь, а 15 февраля они справляли праздник, посвященный божеству – покровителю пастухов и их стад. По традиции, эти дни были связаны с языческим культом плодородия, а не с "романтическими отношениями". Один из ритуалов заключался в том, что мужчины шли в волчьем облике к гроту божества, расположенному у подножья горы Палатин. Римляне полагали, что именно здесь волчица выкормила Ромула и Рема – основателей города.
На этом месте мужчины также приносили в жертву козла, после чего надевали его шкуру и начинали бегать кругами и хлестать женщин небольшими кнутами. Такие действия были подражанием богу Пану. Предполагалось, что после этого на протяжении следующего года испытавшая на себе кнут женщина будет обладать способностью к зачатию.
Другой ритуал заключался в том, что женщины складывали в специальный ящик записки со своими именами, а каждый из мужчин вытаскивал одну из них. Таким образом, он находил себе партнершу на время праздника (а иногда – на предстоящий год). Оба эти ритуала были посвящены плодородию и продолжению рода.
В эпоху гонений на христиан при императоре Клавдии II святой Валентин был казнен 14 февраля 269 года нашей эры – в тот самый день, когда римляне справляли праздник любви и плодородия. В 469 году император Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина, что позволило заменить языческий праздник христианским. По всей видимости, римская церковь почитала трех святых Валентинов, но позднее все они слились в одном образе святого.
Этому способствовала богослужебная реформа в католической церкви, проведенная в прошлом веке. В отличие от православного календаря, где на каждый день приходится много святых, у католиков указывается только одно имя дня для всех святых "тезок" (без отдельного указания каждого святого).
Не секрет, что в цивилизованном обществе институт традиционной семьи умирает. На его место приходит свободное сожительство, в России почему-то именуемое "гражданским браком". Разумеется, у этого явления много социальных причин, но не последнюю роль играет и пропаганда "свободной любви".
В европейских странах более половины таких союзов не регистрируются. Но еще хуже сожительства стало тотальное распространение промискуитета (беспорядочных сексуальных связей, свойственных первобытной стадии развития человечества). Если социальную революцию Европа смогла превратить в реформы, то перед сексуальной она капитулировала. Как иначе оценить "половое просвещение" и раздачу презервативов школьникам?
Синодальный отдел по делам молодежи Московского патриархата в этом году предложил наполнить "День святого Валентина христианским смыслом, а не возмущаться бесцельно по поводу этого праздника".
"Порицая День святого Валентина, мы отдаем его на откуп распространителям контрацепции. Во всяком случае, именно такие секспросветные занятия проводились в этот день в прошлом году в учебных заведениях Пскова и Челябинска", – заявил иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления молодежного отдела.
По мнению священника, миссионерам следует радоваться тому, что "именно христианский святой оказался в этот день в фокусе внимания, а не Венера, не Амур или, не к ночи будь помянута, какая-нибудь индийская Камасутра". Как считает иеромонах, то, что дети влюбляются, что они пишут "валентинки", это хорошо. "Другое дело, что им надо подсказать, каковы именно те пути, которые земную любовь растворяют в небесной радости. Нам нужно учиться слышать действие промысла Божия в истории. Господь посылает нам возможности, окна, поводы прийти к нашей молодежи, побеседовать с нею о том, что у нее болит, что волнует. Нам есть с чем прийти в школы и о чем поговорить с детьми, есть что сказать доброго и о святом Валентине, и о любви", – убежден отец Димитрий.
Комментируя споры вокруг Дня святого Валентина, священник предложил "перевести разговор в другую плоскость: от рассуждений о безнравственности к тому, что именно с благословения на любовь, зачатие и рождение детей начинает Бог свой разговор с новосотворенным Адамом: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею".
Однако не все священники считают возможным "воцерковить" данный праздник. Один из моих собеседников, закончивший в юности английскую спецшколу, вспомнил, как спокойно изучали день Валентина на занятиях по страноведению. Нынешний разгул, по его мнению, больше похож на языческие вакханалии.
Как выпускник ленинградской (ныне петербургской) духовной академии он вспомнил шутку острого на язык митрополита Никодима (Ротова) (наставника патриарха Кирилла): "Лукавых жен многовертимое плясание". Батюшка скептически отнесся к словам иеромонаха Димитрия, предположив, что если так пойдет дело, то скоро найдутся "благодетели", которые выпустят кондомы со словами "спаси и сохрани". Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не беременело:
В современной церкви есть разные течения. Кто-то надеется быть услышанным молодым поколением и готов идти на "уступки". Но много и тех, кто против "плавной девальвации" православия. Они справедливо замечают, что католикам не помогла их "близость к народу", свою паству в Европе они теряют и "модернизация" – путь в тупик.
Эту позицию православных консерваторов на Валентинов день разделяют и мусульманские традиционалисты, которые видят в нем деградацию западного мира. Время покажет, кто прав. Надо дождаться плодов.

Михаил Воронов, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике