Упаковка, этикетка и маркировка расскажут о товаре все

Мы не привыкли читать информацию о товаре. В вечной спешке не смотрим ни на ярлыки, ни на этикетки, ни на маркировку. При выборе техники, одежды, мебели в первую...

Мы не привыкли читать информацию о товаре. В вечной спешке не смотрим ни на ярлыки, ни на этикетки, ни на маркировку. При выборе техники, одежды, мебели в первую очередь обращаем внимание на бренд, доверяя рекламе или советам окружающих: А ведь по этикетке можно многое узнать о товаре и уберечь себя таким образом от брака и подделки.

Как должно быть
В законе о защите прав потребителей четко прописаны права потребителя на информацию об изготовителе, продавце, товаре, услугах. Так, все данные должны быть наглядными, доступными для прочтения, написанными на русском языке. По идее, никакого мелкого шрифта на упаковках быть не должно. На практике же товар с читаемым списком ингредиентов – большая редкость:
По закону изготовитель и продавец должны указать в техпаспорте, инструкции, на этикетке и маркировке фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Причем, надписи made in China или made in Europe должны по меньшей мере насторожить покупателя: одной страны-изготовителя недостаточно, нужны еще название фирмы и ее адрес. Названия типа Adidus и Ribok также говорят о подделке продукции. И все бы ничего – такой товар дешевле, да и выбор больше, но вот качество его здорово хромает.
Согласно закону, изготовитель и продавец обязаны предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. То есть обязательно указание технического регламента, ГОСТА или ТУ, сведений об основных потребительских свойствах товара. Обязательно сообщение обо всех пищевых добавках, БАДах, а также информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%). Пищевая ценность продукции, условия ее применения и хранения, вес, дата, место изготовления и упаковки продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях – эти сведения также обязательны.
Цена продукции указывается исключительно в рублях (никакие у.е., вновь вошедшие "в моду" в связи с нестабильностью валютного рынка, не допускаются).

Маркировка – за достоверность данных
В конце января Госдума приняла в первом чтении проект технического регламента "О маркировке упакованных пищевых продуктов для потребителей".
Техрегламент содержит унифицированные требования к маркировке пищевых продуктов, реализуемых торговой сетью РФ. Определен перечень сведений, обязательных к указанию на упаковке: количество продукта, срок годности, дата изготовления, наименование и адрес изготовителя. При этом запрещается использование в названии пищевого продукта наименований ингредиентов, не входящих в его состав. Отдельные требования будут предъявляться к маркировке упакованных продуктов, предназначенных для лечебного и детского питания.

Зачем продавцы срезают ярлыки?
Хороший товар без ярлыка – все равно, что собственноручно испорченный или сломанный: вернуть в магазин его нельзя.
В законе о защите прав потребителей есть статья 25: "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества". В ней сказано, что в течение 14 дней потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если тот не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Обмен возможен в том случае, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек. (Впрочем, отсутствие у потребителя товарного или кассового чека не лишает его возможности вернуть товар – можно сослаться на свидетельские показания тех, кто был с ним рядом во время покупки).
В случае, если, к примеру, куртки большего размера или кофточки другого цвета нет в наличии, покупатель имеет право забрать деньги. Причем требование о возврате стоимости покупки должно быть удовлетворено в течение трех дней.
Однако в реальности все складывается не столь благополучно.
Довольно типичная ситуация: купили вещь, дома примерили, прикинули и так, и эдак. Не нравится по цвету, не подходит по размеру. Придется возвращать в магазин, благо закон это позволяет. Но:
– Недавно купила себе в одной из секций торгового центра джинсы. Точно помню, что когда мерила их, все этикетки и ярлычки были на месте. Пришла домой, еще раз померила. Поняла, что фасон все-таки не мой, не смотрятся эти джинсы на мне. Взяла фирменный пакет, нашла чек в кошельке и потом только обнаружила, что бумажных ярлыков на джинсах нет: Что теперь делать с покупкой, не знаю. И носить не хочется, и денег не вернешь! – возмущается Ирина Морозова.
Это не единственный случай: к специалистам из управления Роспотребнадзора и управления по защите прав потребителей уже не раз обращались недовольные граждане, сделавшие покупки в одном из крупных владимирских торговых центров. Претензия у всех одна: продавцы срезают ярлыки с покупок, чтобы их нельзя было потом вернуть. Причем, когда клиент выбирает и меряет товар, все этикетки и бирки присутствуют, а на кассе продавец незаметно их отрезает, после чего упаковывает покупку в фирменный пакет. Покупатель этих манипуляций, как правило, не замечает, поскольку в этот момент занят выуживанием кошелька из сумки и отсчитыванием денег.
– Товар, который потребители пытаются вернуть, надлежащего качества, но продавцы отказываются принимать его назад и возвращать деньги, поскольку ярлыки на нем отсутствуют. Доказать же, что их сорвал продавец, достаточно сложно, – говорит замначальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Владимирской области Светлана Кудрина.
Такие жалобы – не редкость для открытых вещевых рынков и барахолок, но чтобы хитрили и обманывали покупателей в торговых центрах – это своего рода нонсенс. Так что потребителям не лишним будет проверить – не отходя от кассы! – купленный товар даже в "солидных" торговых заведениях.
Еще один важный момент: существует перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Таковыми, согласно постановлению правительства, являются:
– предметы санитарии, гигиены, зубные щетки, нити, медицинские инструменты, лекарства, расчески и заколки;
– духи, туалетная вода, косметика;
– ткани, фурнитура, кабели, строительные и отделочные материалы на метраж;
– нижнее белье, колготки, носки;
– пластиковая посуда;
– товары бытовой химии;
– мебельные гарнитуры и комплекты;
– оружие;
– животные и растения;
– книги, календари, буклеты, диски.
Автомобили и технически сложные товары, к которым относятся крупная бытовая техника и фотоаппаратура, также входят в список "нельзя". Эти товары можно вернуть только при наличии недостатка. Причем, если раньше недостаток должен быть существенным, то теперь, благодаря внесенным поправкам, обладатель новенького авто или холодильника может вернуть его в течение первых 15 дней уже с любым браком.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р. Новикова

Случаи из практики управления Роспотребнадзора

Девушка купила пальто, но через 10 дней решила его сдать обратно. Продавцы ей отказали. Почему? Специалисты Роспотребнадзора объяснили, что хотя потребитель и уложилась в двухнедельный срок возврата, но пальто уже было ношеным, на нем отсутствовали этикетки, так что товарный вид был утерян.
Женщина заказала диван по образцу в магазине. После доставки заказа поняла, что новый диван не вписывается в обстановку квартиры. Потребитель захотела вернуть покупку назад. По закону она имеет на это полное право. В перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, входят только мебельные комплекты, а вот отдельно заказанный диван можно вернуть или обменять на другой.
Девушка купила туфли, но уже через час носки поняла, что они ей малы. В магазине продавцы отказались принять туфли. На это у них были все основания: не подошедшие по размеру туфли хоть и сохранили "надлежащее качество", но были уже ношеными. В таких случаях специалисты Роспотребнадзора советуют покупателям сначала поносить обувь дома, чтобы понять, подходит ли она по размеру и фасону.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике