Областной рынок социального жилья развивается крайне медленно

Социальное жилье, строительство которого продекларировано государственными документами, во Владимирской области идет пока не слишком активно. Между тем темпы строительства социального жилья в Москве составляют до 50% от общего...

Социальное жилье, строительство которого продекларировано государственными документами, во Владимирской области идет пока не слишком активно. Между тем темпы строительства социального жилья в Москве составляют до 50% от общего объема предложения. Столичный мэр считает, что снижение цен на жилье возможно лишь при увеличении объемов строительства социального жилья по заказу города. У нас в последние три года жилье, предоставляемое гражданам по договорам социального найма, вообще не вводилось в эксплуатацию.

Эксперты утверждают, что Лужков не прав: столь мощный объем возводимого социального жилья уменьшает предложение на рынке новостроек, поступающих в свободную продажу. Для сравнения: доля жилищного фонда, приходящегося на социальное жилье, составляет в Голландии 35%, в России – 28%, в Австрии – 23%, в Великобритании – 21%, в Дании – 19%, во Франции – 17%. Однако у нас такие цены на жилую недвижимость, что даже наш "средний класс" до сих пор не может позволить себе покупку комфортного жилья, а без этого, по международным стандартам, он не может считаться средним классом. Что уж говорить о рядовых гражданах?
Департамент строительства и архитектуры в рамках ранее принятой стратегии развития строительного комплекса области разработал областную целевую программу "Социальное жилье на 2008 – 2015 годы". Программой предусмотрена государственная поддержка муниципальным образованиям в форме субсидий на приобретение жилых помещений, строительство жилья, в том числе по договорам долевого участия, реконструкцию нежилых зданий, предназначенных для обеспечения жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.
Планировалось, что в ходе реализации программы ежегодный прирост строительства жилья составит 3%, дополнительный ввод жилья составит в 2008 – 2015 годах 119,2 тыс. кв. метров, очередь на получение социального жилья к 2015 году сократится на 10%.
В аналитической информации, опубликованной недавно на сайте областной администрации, сообщается, что из 127 муниципальных образований области в программе участвуют только 27. За девять месяцев 2008 года было востребовано 25% годового объема финансирования программы из областного бюджета и 14,4% средств муниципальных бюджетов.
Отмечается безупречность работы по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, всего лишь в 9 муниципальных образованиях. Среди них округ Муром, ЗАТО г. Радужный, Гороховецкий, Муромский, Селивановский, Судогодский районы, городское поселение Лакинск, сельские поселения Черкутино Собинского района и Боголюбовское Суздальского района.
Во многих муниципальных образованиях выявлены многочисленные недостатки учета граждан, в том числе: отсутствие документов в учетных делах, нарушения сроков рассмотрения заявлений и информирования заявителей о принятых решениях, отсутствие списков учета граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья. В качестве самых неорганизованных муниципальных образований названы Ковров, Суздаль, Камешковский район и ряд сельских поселений Юрьев-Польского района.
Несмотря на такой разброд и шатание, департамент строительства и архитектуры вынес на Законодательное Собрание области поправки к областной целевой программе. За счет перераспределения средств, предусмотренных по областной адресной инвестиционной программе, предлагается в 2009 – 2015 годах дополнительно направить на эти цели 210 млн рублей, то есть по 30 млн рублей ежегодно, начиная с 2009 года.
При обсуждении выяснились некоторые подробности участия, точнее, неучастия, некоторых муниципалитетов в программе строительства социального жилья. Например, Юрьев-Польский район и город Гусь-Хрустальный отказались от предложенного областью финансирования в силу все тех же изрядно надоевших всем причин – отсутствия муниципальных программ строительства социального жилья и проектно-сметной документации.
– Программа – побудительный мотив для активизации работы органов местного самоуправления в сфере строительства социального жилья, – подчеркнул директор областного департамента строительства и архитектуры Сергей Боков. – Муниципальные образования, которые имеют свои средства, получат ограниченную помощь, дотационные территории могут рассчитывать на серьезные вливания.
Депутаты, осознавшие остроту момента, созданную финансово-экономическим кризисом, стагнацией рынка жилья, задавали правильные вопросы, так как именно сейчас государство может выкупать недостроенное жилье по вполне приемлемым ценам, отлаживать сотрудничество по возведению социального жилья, ведь многие инвестиционные проекты заморожены, а строительные мощности простаивают. Вот, казалось бы, идеальные возможности для объединения государственных и частных интересов!
Но тут выяснились весьма специфические подробности. Пока цены на рынке не упали до уровней, сопоставимых с ценами, по которым государство готово выкупать жилье, строители не особенно беспокоились. Почти месяц на сайте висела заявка на приобретение отдельных благоустроенных квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Владимира по цене 29,7 тыс. рублей за 1 кв. метр, причем максимальная цена госконтракта составляла 89,337 млн рублей.
– Строители отказывались продавать жилье для военнослужащих по этой цене, – прокомментировал ситуацию один из парламентариев. – А сейчас уже согласны!
Здесь уместно задаться вопросом: сколько же реально стоит жилье во Владимире? Ведь еще совсем недавно граждане покупали его по 43 – 45 тыс. за кв. метр.
Объективной и достоверной информации о себестоимости жилья в нашей стране нет, несмотря на статистические отчеты и выкладки. Аналитики утверждают, что в экономически развитых регионах с высоким спросом на жилье застройщики стремятся извлечь максимальную прибыль, доходящую до 40 – 50% себестоимости, что явно не способствует снижению цен. В регионах с низким спросом они не имеют возможности поднимать цены и довольствуются 4 – 6% дохода.
Реальная дельта между фактическими затратами застройщиков и продажной ценой на первичном рынке, по оценке экспертов, должна составлять не более 12 – 14%, что соответствует общемировой практике строительства многоквартирных домов среднего уровня.
Кстати, данные о стоимости строительства жилых домов в ценах Московской области, опубликованные корпорацией "Ко-инвест" в журнале "Индексы цен в строительстве", способны шокировать кого угодно. В частности, один "квадрат" в 9-этажном кирпичном 144-квартирном типовом доме был оценен в 14,2 тыс. рублей (нижняя граница себестоимости в данном типе домов), в 108-квартирном – в 20,15 тыс. рублей (максимум). Понятно, что непроизводственные издержки – передачу квартир муниципалитету, затраты на подготовку инфраструктуры и другие "обременения" – статистика учесть не в состоянии. Но даже если принимать во внимание все это, какова же себестоимость жилья во Владимире?
В заключение хотелось бы перечислить те строительные компании, которые приняли участие в проведении запроса котировок на приобретение застройщиком отдельных благоустроенных квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Владимира. Это ЗАО "Верхне-Волжская инвестиционно-строительная компания", ООО "Новый мир плюс" и ОАО "Главвладимирстрой". Кстати, именно ЗАО на апрельском заседании комиссии по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" в 2008 году обещало "разумно снижать цены на жилье во Владимире по согласованию с городскими предпринимателями в пределах 10 – 15%". Остается только догадываться, какими могли бы быть цены вне корпоративного диктата основных игроков владимирского жилищного рынка.

Ольга РОМАНОВА
Фото Р. Новикова

Кстати

Себестоимость российского строительства сократится
В следующем году себестоимость российского строительства может сократиться на 20 – 25%. Причиной этому уже подешевевшие на 40% цемент и металл и потерявшие 15 – 20% собственной стоимости земельные участки. Такую информацию сообщает вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев.
"И хотя стоимость подключения домов к инженерным сетям и административные платежи вряд ли изменятся без серьезных "хирургических" вмешательств, можно предположить, что в результате этого себестоимость строительства жилья в России в будущем году уменьшится примерно на 20 – 25%", – комментирует эксперт. При этом в складывающихся рыночных условиях возникает необходимость введения для строителей социального жилья налоговых льгот и отсрочек.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике