Татьянин день: поминайте иногда бедного студента

День студента, который совпадает с праздником святой мученицы Татианы, прочно вошел в современный быт, вытеснив дни "революционной солидарности с прогрессивным человечеством". Но есть ли основания утверждать, что наша...

День студента, который совпадает с праздником святой мученицы Татианы, прочно вошел в современный быт, вытеснив дни "революционной солидарности с прогрессивным человечеством". Но есть ли основания утверждать, что наша молодежь, чьи отцы и деды "бежали за комсомолом", в этой дате обрела новый мировоззренческий фундамент?
Увы, радоваться пока рано. Ночные клубы Владимира, как и других городов страны, быстро откликнулись на православный праздник предложением "зажигать" на танцполах. Разумеется, для Татьян вход бесплатный в эту ночь. Развлечения в наших увеселительных местах, как известно, самые интеллектуальные после перетягивания каната. Зрелище не для слабонервных родителей. Но не будем ханжами, конечно, остались места и приличные, хотя не они определяют общую тональность, весьма далекую от ценностей духовных. Пока наше молодое поколение выбирает "энергетические напитки" и чего покруче, но только не церковную службу в эти дни.
Если не гора идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Вот и православные ценности стараются перебраться поближе к нашему студенчеству. Российский День студента пришелся на 25 января не случайно. В 1791 году в левом флигеле здания МГУ на Моховой улице была устроена первая церковь во имя мученицы Татианы. Однако в 1812, когда Москва была захвачена французами, храм сгорел. Но в 1832 году император Николай I купил для университета особняк Пашковых (сегодня в нем находится журфак МГУ), и это здание приспособили для занятий. Там разместились аудиторский корпус и библиотека. В правом флигеле дворянской усадьбы, которую ранее занимал здешний театр, устроили церковь. Её покровительницей так и осталась мученица Татиана.
Вообще, в истории создания университетского храма много символичного. Дело в том, что, когда при советской власти церковь закрыли, в ней опять организовали театр. На сей раз студенческий. Хотя из его стен вышло много талантливых людей (актеры Алла Демидова, режиссер Марк Захаров, сатирик Виктор Шендерович и другие), но в 1992 году здесь снова возобновились церковные службы. Это спасло стены святыни от превращения в элитный ночной клуб: Театр, с точки зрения церкви, не лучшее из земных занятий, но есть вещи в наше время более опасные для нравственности.
Именно этой проблемой и был озабочен русский самодержец, когда воцерковлял университетское образование. Император не без оснований полагал, что способный человек без должного воспитания на все способен. Россия активно заимствовала научные знания в Европе, пересаживала их на родную почву, но власти тревожились, что вместе с просвещением в страну придет вирус материализма и революции. В православии, как и сейчас, видели надежную нравственную опору. Надеялись, вера поможет молодежи отделить зерна от плевел.
Храмовое здание, встроенное в усадьбу, не имело привычного купола. Но на его фронтоне был установлен крест и надпись "Свет Христов просвещает всех". К сожалению, русская история богата не только примерами горячей веры, немало в ней и богоборческого безумства. Образованные слои дали изрядную часть "буревестников". Впрочем, интеллигенция, как и весь народ, в какой-то момент разделилась в своем отношении к вере и власти. На смену императорской России, николаевскому подъему, пришли неблагодарные шариковы. В один миг научная и культурная элита превратилась у них в "гнилую прослойку". Дети тех, кто был идейными вдохновителями смуты, стали посматривать в сторону храма, ища в православии желанной духовной свободы. Кстати, мученица Татиана происходила из знатного римского рода и была девушкой образованной. В ней символично соединились аристократизм, просвещение и горячая вера – то, что всегда отличало элиту нашего народа. Как только интеллектуалы жертвовали чем-то из этого триединства, все шло под откос. Аристократизм без знаний или веры – это выродившееся хамство, вера без знаний и воспитания – наши "православные ведьмы" в храмах, знания без веры и благородства – холодный, бездушный мир "матриц".
Вот и сейчас, пережив ХХ век, мы желаем получить лучшую молодежь. Постепенно университеты обзаводятся собственными храмами. В минувшем году появился такой и в ВлГУ. Начались богослужения. Теперь дело за главным: привести в эти стены не только бабушек из близлежащих Черемушек, но и тех, во имя кого это все затевалось.
Один из моих московских студентов вернулся из Польши. Он поведал, что в молодежном лагере вместе с ними неотступно были католические священники и монахи. Они вместе плавали на байдарках, ездили на велосипедах, поднимались в горы, играли в волейбол. Каждое утро для желающих подавался автобус для поездки на утреннюю мессу в костел. Никого не смущало это пребывание духовенства в гуще народной жизни. Может быть, не все в России стоит заимствовать. Я и сам пока не определился со своим отношением к "православным рок-концертам" и батюшкам-байкерам. Несомненно только одно, если наши духовные лица сделают упор исключительно на "сохранении традиции", будут бороться с женскими джинсами и косметикой, они проиграют будущее. Их паствой останутся благочестивые старушки, которым мода уже не нужна.
Мне кажется удачным пример МГУ. Там вера молодежи росла не благодаря веселым тусовкам, а зависела от личного примера профессорского состава. Выдающиеся ученые Алексей Лосев, Сергей Аверинцев, Михаил Гаспаров породили не только плеяду талантливых исследователей – философов, филологов, историков, но и когорту новых христиан. На юбилейном дне в храме мученицы Татианы служили более ста священников – выпускников университета. Кто теперь не знает одного из самых известных студентов МГУ – дьякона "всея Руси" Андрея Кураева? Может быть, вера преподавателей и выпускников передастся новым поколениям?
В Евангелии есть притча о сеятеле. "Вышел сеятель сеять:" Одно зерно упало в тернии, одно на каменистую почву: И лишь одно возросло колосом. Беда нашего времени не в "терниях", а в том, что "сеятелей" мало, мало проповедников Слова. Даст Бог, университетские храмы, поминающие "бедного студента" на литургиях, будут отличаться от тех, кого норовят превратить в "комбинаты бытовых услуг" с нехитрым набором церковных треб из "освящений" и "отпеваний". Не поэтому ли молодежь и выбирает танцпол?

Михаил ВОРОНОВ, Религиовед

Кстати

Святая Нина: женщина, просветившая Иверию

У грузинского народа – особенная судьба. Оставим в стороне современные проблемы. Как известно, один грузин пророчески о себе сказал: "Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается". Это был Сталин: 27 января – день памяти святой Нины, просветительницы Грузии. Именно святые, а не тираны и проходимцы определяют будущее народов на столетия.
Нина, дочь Завулона, полководца императора Максимиана, родом из Каппадокии, до 14 лет жила в Иерусалиме, служа при гробе Господнем; оттуда она отправилась в Рим, но, спасаясь от преследований Максимиана, должна была возвратиться на Восток. Из Персии, избегая преследований царя Тиридата, она перебралась в Грузию, в 315 г. прибыла в Мцхет и три года проповедовала там тайно. Предание рассказывает, что чудо, совершившееся по ее молитве, во время языческого жертвоприношения, привлекло внимание к ее проповеди всего местного населения. Первые обращенные ею ко Христу были еврейский раввин Авиафар и его семейство. Ее проповедь, при содействии дочери Авиафара, Сидонии, и ряд чудесных исцелений, ею совершенных, особенно исцеление царицы и нескольких придворных, заставили уверовать во Христа самого царя и весь его двор. Затем началось обращение целого народа под руководством св. Нины, которая не допускала при этом никаких принудительных мер и в продолжение 35 лет ограничивалась мирной проповедью. Об успехах этой проповеди сообщено было в Константинополь: император прислал епископа со священниками, которые размещены были при устроенных Ниной храмах.
Величайшей святыней крещеной Иверии стал крест равноапостольной жены. Он был сплетен ею из виноградной лозы. Когда в XVII веке население Грузии сократилось до 70 тыс. человек и находилось на грани физического уничтожения персами, реликвия вместе с наследником-царевичем была переправлена в Россию. Это спасло и святыню, и династию. Только в конце XIX столетия повелением российского самодержца крест был возвращен грузинам.
И до сей поры почитание святой Нины потомками крещенных ею картвелов остается необычайно высоким. Пожалуй, это сравнимо с любовью русских к святителю Николаю. Но в грузинском поклонении равноапостольной жене есть и свои особенности.
Как известно, жители Кавказа – "дети гор" всегда отличались крутым нравом. Известно, что выстрелившее раз ружье не умолкает там целое столетие. Кровная месть, абреки, работорговля – привычные сюжеты восточных хроник. Возможно, суровый правитель по-человечески был бы хорошим воспитателем и просветителем народов. Но Бог распорядился иначе. Он послал женщину, которая по-матерински привела людей ко Христу. Так в Иверии появились новые обычаи. Женщина, вставшая между враждующими сторонами, могла остановить битву.
Любой побывавший на Кавказе заметит особое отношение к женщине. Мать, сестра, жена, любимая, дочь – все они пользуются уважением и покровительством сильного пола. Сквернословие всегда считалось исключительным оскорблением.
Прекрасные и мудрые жены, символы чистоты и целомудрия, стояли у исторической колыбели грузинского народа, что и определило его христианский выбор. И он уникален.
Наблюдая за добрыми традициями наших соседей, начинаешь лучше понимать свои. Христианство вернуло женщинам человеческое достоинство, в язычестве они были "домашними рабынями", а иногда и разменной монетой. Кажется, мы так давно ушли из прошлого, но не ходим ли мы по кругу? Может быть, чтобы сохранить семьи, рожать детей, уважать женщин и стариков надо снова стать христианами?

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике