В автошколах изменили цены и курс подготовки

С 1 января 2009 года во владимирских автошколах изменена программа обучения. Нововведений в подготовке водителей не было около 20 лет. Улучшится ли от новаций качество подготовки водителей и...

С 1 января 2009 года во владимирских автошколах изменена программа обучения. Нововведений в подготовке водителей не было около 20 лет. Улучшится ли от новаций качество подготовки водителей и станет ли на наших дорогах меньше аварий по вине новичков?
Департамент образования области принял новые стандарты обучения водителей в автошколах. Все 15 школ уже работают по этой программе. Самое существенное изменение в ней касается количества часов обучения. Теперь на теоретическую часть отводится всего 106 часов, тогда как до 1 января теория занимала 206 часов. С практикой – обратная ситуация. Раньше ученики ездили по автодрому и городу всего 30 часов, теперь будут 50.
Вполне логично изменилась и цена обучения. Теперь нет разбивки на стоимость теории, оплаты каждого занятия практики. За весь курс обучения надо платить 21 тысячу рублей. Раньше теория стоила 6 тысяч рублей и часовое занятие на автомобиле обходилось в 370 рублей. Ученики, уже имеющие небольшой опыт вождения автомобиля (муж или папа учил в деревне и в поле), укладывались в сумму обучения 17-18 тысяч рублей, неопытным ученикам требовалось больше практических часов, а значит, затраты возрастали до 20-22 тысяч рублей.
Изменился и срок обучения. Вместо прежних 1,5 месяца водителя готовят теперь 2,5 месяца.
– Такие изменения были необходимы. При разборе ДТП чаще всего выясняется, что причина в неопытности водителя, в недостаточности у него практических навыков. Поэтому практические часы надо было увеличивать, – рассказывает начальник МРЭО Владимира Петр Кунаков.

Новички – виновники аварий
Ежегодно из-за нарушения правил дорожного движения водителями со стажем управления до 3-х лет совершается около 16% ДТП. Каждая шестая авария приходится на долю новичков.
Страховщики предложили составить рейтинг автошкол по количеству аварий, совершенных их выпускниками. Такую информацию необходимо разместить на видном месте в ГАИ, чтобы люди знали, куда пойти учиться.
В прошлом году на владимирских дорогах произошло 62 аварии по вине водителей с опытом вождения менее трех лет. По сравнению с 2007 годом число таких ДТП выросло на треть. Наибольшее количество аварий на счету выпускников автошколы "Альт" – 8 ДТП, столько же у выпускников учебного центра "Дюк". Правда, "Дюк" – самая крупная школа в городе и процент тех, кто попал в аварию, по сравнению с общим количеством выпускников ничтожен. Еще четыре ДТП совершили выпускники Владимирского информационного учебного центра.
Руководство департамента безопасности дорожного движения считает одной из основных причин аварийности слабую теоретическую и практическую подготовку начинающих водителей. С первого раза теорию сдают 93% кандидатов в водители, с практикой дела обстоят похуже – всего 71% кандидатов сдают с первой попытки. Поэтому в прошлом году во Владимире получили права 6 тысяч 436 новичков, в 2007 году их было 5 298 человек.
В западных странах водительские права выдаются с испытательным сроком в два года. Перед выездом в город на автомобиле с учениками проводит занятия психолог. В московских автошколах хотят ввести специальные стресс-тесты для учеников. Во Владимире пока к помощи психологов прибегать не собираются. Оно и понятно. Когда цены на обучение поднялись и за него теперь надо отдать сразу солидную сумму, число учеников наверняка сократится. Если же узаконить тесты на пригодность к вождению, то наверняка отсеется еще часть потенциальных учеников.

Школы надо оснащать
Чтобы привлечь учеников, автошколам необходимо оснащение современными тренажерами, автодромами, компьютерными классами.
Пока же базы владимирских автошкол не богаты техникой. Да, марки машин сменились, в автопарке появилось больше иномарок и новых автомобилей, но тренажеры есть не везде, пожалуй, только одно учебное заведение обладает собственным небольшим автодромом. Более того, в прошлом году из-за ряда нарушений (в частности, несоответствия учебной литературы стандартам) департаментом образования по согласованию с ГАИ на полгода были приостановлены лицензии на деятельность пяти школ: юношеской автошколы, городского межшкольного учебного комбината №2, Владимирского учебного центра, промышленного коммерческого лицея, школы "Этиск".
Еще один способ для автошкол выжить на владимирском рынке – это объединить свои усилия. По мнению гаишников, небольшие школы, в которых всего два-три автомобиля, не могут обеспечить должный уровень подготовки. Только уже упомянутый "Дюк" обладает мощной технической базой, несколькими офисами, большим автопарком.
Федеральные руководители ГАИ в качестве показательного примера называют автошколу в Челябинске. Там есть электронный автоматизированный автодром, машины с видеокамерами и компьютерами. Учебная территория полностью имитирует реальную проезжую часть, по которой следует двигаться, учитывая сигналы светофоров, разметку и дорожные знаки. Эксперимент дает положительные результаты, число аварий и рядовых столкновений с участием выпускников этой школы сокращается.

Будут новые автодромы
Пока автодром челябинской автошколы – единственный не только в России, но и в Европе. В ближайшее время подобные электронные площадки откроются в Самаре и Кемерове, начнется строительство автодромов в Екатеринбурге, Тюмени. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что его ведомство будет оказывать всестороннюю помощь регионам в организации автоматизированных автодромов для подготовки водителей.
Возводить объекты будут за счет средств федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах". Программа, в частности, предусматривает создание 18 центров по подготовке и повышению квалификации инструкторов автошкол, а также сотрудников ГАИ, которые принимают экзамены на получение прав.
Инспекторы ГАИ считают, что одна из причин плохого уровня водительских навыков – низкая подготовка самих инструкторов в авто-школах. Программа подготовки инструкторов-преподавателей в автошколах России не обновлялась с 1984 года. Если в Германии будущего инструктора-преподавателя обучают около 700 часов, в нашей стране на это уходит всего 84 часа. У нас инструкторы сдают экзамен с первого раза без участия каких-либо квалифицированных специалистов, в Германии же оценку качества знаний осуществляет межведомственная комиссия, состоящая из юриста, механика, педагога, автоинструктора и представителя надзорного органа. С первого раза с экзаменом справляются лишь 40% кандидатов, пройти повторное обучение и сдать экзамен еще раз можно только через два года. Стоимость такого обучения – около 8 тысяч евро, плюс государственный налог 800 евро.
В той же федеральной программе говорится об оборудовании учебных автомобилей системой видеоконтроля. С одной стороны, все действия ученика пошагово фиксирует видеокамера, с другой стороны, такой контроль исключает возможность сговора между инспектором ГАИ и учеником. Во Владимире сложилось так, что ученики сдают экзамены на автомобилях учебного заведения. Хотя, по словам начальника владимирского МРЭО Петра Кунакова, в городском отделе ГАИ есть специальный учебный автомобиль. Вероятнее всего, в этом году его оборудуют видеокамерами.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике