Владимирские продуктовые сетевики имеют преимущество

Эксперты прогнозируют, что в условиях кризиса преимущества будут иметь торговые рынки и дискаунтеры, а супермаркетам придется туго. Как чувствуют себя в новом году владимирские торговые сети и готовятся...

Эксперты прогнозируют, что в условиях кризиса преимущества будут иметь торговые рынки и дискаунтеры, а супермаркетам придется туго. Как чувствуют себя в новом году владимирские торговые сети и готовятся ли завоевывать наш рынок крупные федеральные сетевики?
Еще не так давно, до наступления кризиса, владимирские сетевики были озабочены одной общей мыслью – как удержать местный рынок в условиях продвижения столичных конкурентов. Были вполне реальные опасения, что в течение ближайших лет федеральные торговые сети вытеснят с владимирского рынка мелкие сети и магазины шаговой доступности. Но кризис внес свои коррективы. И крупным сетевикам самим потребовалась поддержка. Уже в прошлом году федеральные власти заявили о предоставлении государственными банками кредитов 10 крупнейшим торговым сетям.

Федеральные сетевики готовятся к слиянию и поглощению
Российский рынок торговых сетей (ритейлеров) представлен супермаркетами, гипермаркетами, торговыми центрами и магазинами. Последние годы он развивался достаточно стабильно. Ежегодно число ритейлеров множилось и до перенасыщения было очень далеко. Крупные сети поглощали более мелких игроков и тем самым завоевывали все большее поле для своей деятельности. Теперь большинство ритейле- ров испытывают трудности в части реализации товара, расплаты с поставщиками, получения кредитов. Поставщики поднимают цены на продукцию, сокращают сроки платежей, банки не дают долгосрочных кредитов, покупатели не берут весь ассортимент товара, предпочитая дорогим продуктам и деликатесам "советский" список покупок: кефир, молоко, хлеб, кусок вареной колбасы или тушку курицы. Но аналитики рынка ритейла считают, что в этой ситуации виноват не столько кризис, сколько неграмотный менеджмент. Это огромные займы, дорогая аренда, большое число торговых точек, раздутые штаты.
Интересная информация появилась на интернет-агентстве "Комментарии.ру". Эксперты рынка рассуждают об изменениях в отрасли продуктового ритейла в этом году. Так управляющий директор компании "KEA Consulting" Екатерина Стручкова уверена, что кризис заставит розничные сети пересмотреть политику в отношении форматов:
– Сейчас на первый план выходят дискаунтеры вместо супермаркетов и гипермаркетов, на которые год назад делались ставки. То есть, выиграют те сети, у которых было развито сразу несколько форматов. Слияния и поглощения, безусловно, будут ключевой темой нового года. На продажу будут выставлены разнообразные активы, которые из-за кризиса стали банкротами: Таким образом, в 2009 году мы станем свидетелями серьезного передела рынка розничной торговли.
Управляющий партнер ГК "Management Development Group Inc." Дмитрий Потапенко сообщает, что под продажей стоит уже более 350 сетей:
– В этом году объемы продаж продуктов питания в целом по отрасли упадут на 15-25 %. При этом произойдет перераспределение в сторону неорганизованной розницы (открытые рынки и палатки уличной торговли) и магазинов с дискаунтной финансовой политикой.
Партнер ИКФ "Альт" Дмитрий Сироткин рассуждает, что для крупных дискаунтеров кризис скорее в плюс как на традиционных рынках, так и на новых:
– Ряд ритейлеров испытывает финансовые проблемы. И это потенциальные объекты для поглощений. У поставщиков сложились напряженные отношения со многими российскими сетями. У части ритейлеров "просели" стандарты облуживания, представленность ассортимента, привлекательность цен. В таких условиях легче перетянуть покупательские потоки на нового игрока, у которого таких проблем не будет.

Владимирский рынок стабили-зируется
Во Владимире пока работают все 118 магазинов торговых сетей. Причем в областном центре представлены как местные ритейлы, так и российские. Из местных сетевиков наиболее развита компания "Визит 1" – 13 магазинов, в числе которых "Самбери", "Экономыч", "Добряк". Под торговым наименованием "Алекс" работает 9 магазинов, у "Росвкуса" – 6 точек, винные магазины "Эльдорадо" владеют 11 магазинами, "У Ильича" – пятью. И еще порядка десяти сетевых компаний владимирского разлива торгуют в 3-6 магазинах. У федеральной сети "Спар" работают 10 магазинов, у "Квартала" – 9, у "Магнита" – 4, "Копейка" и "Пятерочка" имеют по три магазина, "Перекресток" и "Атак-Ашан" открыли пока по одному магазину.
Начальник управления потребительского рынка и услуг Ольга Соколова опровергла все данные о банкротстве торговых сетей и о закрытии отдельных магазинов:
– Мы проводим еженедельный мониторинг торговых сетей. Сейчас на рынке владимирских ритейлеров стабильность. Крупные торговые сети, живущие за счет кредитов, нашли источники кредитования, сети поменьше обходятся собственными средствами. Чтобы привлечь покупателя, сетевики используют различные способы: улучшают сервис, вводят дополнительные услуги. Сокращают цепочку поступления товара в магазин, отказываясь от работы поставщиков и заключая договора напрямую с производителями. Тем самым удешевляют продукт и привлекают жителей более низкими ценами. Конечно, на дискаунтеры спрос выше. В таком формате работают магазины "Экономыч", "Добряк", "Копейка", "Атак". Магазин компании "Визит 1", бывший "Добряк", расположенный на проспекте Ленина в районе остановки "Руслан и Людмила", работает в формате дискаунтера в утренние часы – его торговая надбавка не превышает 7%. И это правильное решение для торговых сетей. Кроме того, во Владимире есть социальный магазин по адресу: улица Добросельская, 2г. Это пока еще не сеть магазинов, но покупателей он привлекает грамотным соотношением цены и качества товара.
Известно, что в этом году во Владимире откроется еще один магазин-дочка "Ашана" – "Атак". Больше новых крупных игроков на продуктовом рынке ритейлеров областного центра не предвидится.
– У нас рынок развивается свободно. Заявок о новых сетях пока не поступало. Думаю, что все торговые сети соблюдают сейчас жесткий режим экономии, они нацелены не на развитие, а на приобретение товара, – говорит Ольга Соколова.

Анна Тумановская
Фото Р. Новикова

Тем временем
Гипермаркеты от американского бренда могут проникнуть на наш рынок
Во Владимире работают гипермаркеты "Спар" и "Глобус". Существенный недостаток первого – неудобное расположение, поэтому его влияние на рынок сетевиков не так высоко. Другое дело – гипермаркет "Глобус". Его работа негативно сказывается на функционировании всех сетей, находящихся в восточном районе.
"Коммерсантъ" сообщает, что крупнейший мировой ритейлер, американская Wal-Mart Stores, зарегистрировал дочернее юридическое лицо в России. Его компания изучает все возможные выходы на российский рынок. Эксперты говорят, что американский ритейлер ведет переговоры о создании совместного предприятия с российской X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Wal-Mart будет инвестировать в дальнейшее развитие гипермаркетов.
Управляющий директор компании "KEA Consulting" Екатерина Стручкова считает, что сейчас уже у западных сетей есть колоссальная возможность за копейки войти на перспективный рынок российской розницы. Поэтому Wal-Mart не стал мешкать. Раньше "входной билет" в Россию стоил дорого и был сопряжен с огромными рисками. Теперь же дорога открыта: из-за кризиса российские сети столкнулись с нехваткой денег, и многие вынуждены либо объявлять себя банкротами, либо искать инвесторов. Скорее всего, сеть не будет отстраивать здесь бизнес с нуля: долго, дорого и сопряжено с бюрократическими проволочками. Wal-Mart будет покупать российские сети, подходящие по формату.
Фактор соседства с Московской областью может повлиять на выбор площадки для развития гипермаркетов и в нашем регионе.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике