18+
Погода: +2,5°C
Курсы валют: $00 00

Трудовой потенциал России важно сохранить

16.12.2008

Ситуация, складывающаяся в стране в результате мирового финансово-экономического кризиса, откликается самыми разными изменениями во многих секторах экономики. Точечные меры, скоропалительно принятые без оперативной оценки ситуации, могут повести по пути, на котором возможен риск серьезных ошибок. В макроэкономике это особенно опасно. О стратегических направлениях работы по стабилизации ситуации рассуждает Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, председатель высшего совета партии "Единая Россия".

Самый главный вывод, который мы можем сделать сегодня, – первую волну мирового экономического кризиса Россия выдержала. И выдержала успешнее, чем многие другие страны. Но это вовсе не дает повода для самоуспокоенности. Конкретные предприятия, города и поселки на фоне экономической нестабильности сталкиваются с реальными трудностями. От этого нельзя прятаться, нельзя замалчивать. Есть примеры компаний, вынужденных сократить производство в 5 и более раз. Это – трудности и для их трудовых коллективов, и для многих заводов-поставщиков, также сталкивающихся с этим падением спроса. А значит, сегодня от власти необходима максимальная концентрация и способность эффективно использовать накопленные страной возможности для "расшивки" таких "узких мест".
На Х съезде "Единая Россия" заявила, что берет на себя ответственность за работу по всем важнейшим направлениям. Доверие граждан, оказанное партии на выборах, требует, чтобы именно партия приняла такую ответственность. Определены главные сферы, и они связаны с поддержкой отечественного производства и активной социальной политикой.
Что сегодня необходимо? В первую очередь – четкое планирование, основанное на максимально подробной, детализированной, объективной информации. Информации, поступающей оперативно и из первых рук. Партия, присутствуя в каждом городе и районе, имеет все возможности для такой работы.
Это уже делается. Депутаты фракции по моему поручению провели анализ ситуации в регионах своей депутатской ответственности, встречались с представителями бизнеса, профсоюзов и трудовых коллективов. Первые отчеты уже представлены. Работа будет вестись на постоянной основе.
Ситуация в регионах различается. Там, где находятся предприятия, столкнувшиеся с серьезным падением спроса на свою продукцию, проблем действительно много. Но мы убеждены: неразрешимых среди них нет. И практически везде есть конкретные предложения по их преодолению. Они обобщаются, и над перспективными задачами работают политические клубы "Единой России", партийный Институт экономики и законодательства.
Идет законопроектная работа. Уже на следующий день после съезда мы приняли поправки в налоговое законодательство, которые предоставили предприятиям необходимую дополнительную ликвидность. Только федеральному бюджету они обойдутся приблизительно в 450 млрд рублей. Но это тот случай, когда необходимы именно такие решения.
События на глобальных рынках создают для российской экономики новые риски. Но одновременно возникают и новые возможности. Возможности для развития новых проектов, предприятий, даже отраслей. Мы обязаны ими воспользоваться.
Меры, которые реализуются сейчас, призваны обеспечить отечественным производителям твердую почву под ногами. Решается задача обеспечения спроса на российскую продукцию. Какие бы возражения ни звучали в прошлом от либерально настроенных экономистов, мы убеждены: сегодня государство может и должно выступать заказчиком.
Речь идет, прежде всего, о крупных инфраструктурных проектах. Они не только формируют спрос на российском рынке, но и создают базу для дальнейшего развития территорий. Они станут мощным стимулом для повышения активности не только крупного, но и среднего и малого бизнеса. А значит – источником новых рабочих мест, новых поступлений в бюджет и, в конечном счете, российского лидерства в мировой экономике.
Так, проекты развития Сибири и Дальнего Востока, реализация которых уже началась, могут дать свои результаты не только к 2012 году, но и раньше. Это в том числе и задачи развития Северного морского пути: например, если мы сейчас приступим к строительству трех новых атомных ледоколов, а такие возможности есть, то с учетом смежных отраслей обеспечим занятость 50-70 тысяч человек.
Сегодня поздно теоретизировать о том, вкладывать или не вкладывать государственные деньги в российскую экономику. Такого вопроса больше нет. Вопрос в другом – как обеспечивать эффективность инвестиций. И наиболее актуальная, первоочередная задача здесь – сформировать максимально действенную систему стимулов для банковского сектора. Средства, полученные банками от государства, должны дойти до реального сектора, работать на российскую экономику. Пока проблемы здесь сохраняются, и об этом тоже нужно говорить совершенно открыто.
Намеченные и уже реализуемые меры поддержки корпоративных облигаций – это тоже пример необходимых антикризисных мер. Задача, которая возникает в связи с этим, – установить критерии, какие предприятия могут рассчитывать на такую поддержку в первую очередь. Средства бюджета, которые идут на поддержку экономики, – это средства налогоплательщиков. Государство несет ответственность за их эффективное использование. Но ответственность будут нести и компании, получающие государственные финансовые ресурсы.
Поддержка производства означает сохранение и создание дополнительных рабочих мест. Особая роль в решении этой задачи принадлежит малому и среднему бизнесу. Предстоит в достаточно короткое время создать максимально комфортные и стимулирующие условия для его развития: снизить избыточное административное и фискальное давление, обеспечить энергетической и коммунальной инфраструктурой, помочь с заказами. Это станет лучшим шагом к активизации инновационной деятельности, где небольшие компании вполне конкурентоспособны. Несомненно, что без участия малого и среднего бизнеса мы не решим задачу выхода страны на инновационный путь.
Кризис дает шанс для технологического развития экономики. Сложилась уникальная ситуация, когда многие зарубежные производители предлагают оборудование, порой, за бесценок. Мы находимся в ситуации, когда можем покупать заводы "под ключ" исключительно дешево. В таких проектах – и я говорил это в том числе на съезде – объективно нуждаются, например, регионы, богатые лесом. А значит, нужно искать подходы, позволяющие решать соответствующие задачи буквально сегодня.
Но закупкой иностранной техники нельзя злоупотреблять. Нужно проанализировать структуру существующего госзаказа с тем, чтобы максимально переориентировать все его составляющие на отечественного производителя.
Решение задач в трудовой сфере – а это сегодня главная социальная задача – требует не просто диалога, но самого активного сотрудничества с профсоюзами, ведь идеи многих законопроектов, которые стали законами в последние годы, рождались именно в диалоге с профессиональными союзами. Экономика – это не просто денежные потоки. Это прежде всего трудовой потенциал наших граждан. Сохраним его – обеспечим устойчивое экономическое развитие. Важно, чтобы везде, где есть такая возможность, были сохранены рабочие места и трудовые коллективы.
Никто не должен остаться в одиночестве перед лицом возникающих проблем. И в первую очередь речь идет о помощи в поиске рабочего места и переквалификации.
Ключевая цель всех этих мер – продолжить решение задачи создания массового среднего класса. Это именно те люди, с которыми прежде всего связана стратегия развития страны, расширение ее экономического, социального, культурного потенциала. Это люди, которые уверены, что сами смогут сформировать свою судьбу. И государство, реализуя антикризисные меры, обязано предоставить такую возможность каждому гражданину.
Например, порядка 60 миллионов граждан сейчас должны погашать взятые ранее потребительские кредиты. В нынешних условиях вполне оправданны будут решения о запрете на одностороннее повышение ставки по кредиту и о временном замораживании требований банков по возврату кредита, если человек потерял работу.

Обсуждение закрыто.