Пойдет ли на пользу потребителям оптимизация управления?

Скоро управление по защите прав потребителей города Владимира прекратит свою работу в качестве самостоятельной структуры администрации. Это ведомство работало в областном центре на протяжении 16 лет. 15 декабря...

Скоро управление по защите прав потребителей города Владимира прекратит свою работу в качестве самостоятельной структуры администрации. Это ведомство работало в областном центре на протяжении 16 лет. 15 декабря управление отмечает свой день рождения.
В одном из недавних выпусков "Призыв" сообщил о проходящей в администрации г. Владимира работе по оптимизации штатов. Депутаты городского Совета приняли предложение чиновников исключить управление по защите прав потребителей как самостоятельную структуру и включить ее в качестве отдела в состав управления потребительского рынка и услуг. Как отразятся эти изменения на работе органов власти с потребителями?

Лишатся ли потребители поддержки?
В этом году специалисты управления по защите прав потребителей рассмотрели около 5000 обращений жителей, причем не только Владимира, но и области. В пользу потребителей решено 3000 заявлений. В досудебном порядке жителям возвращено за некачественные товары, работы, услуги 10 миллионов рублей. От имени управления подано 19 исковых заявлений в суды. Специалисты юридического отдела управления приняли участие в 163 судебных заседаниях. Окончено 48 судебных дел. Размер материальной компенсации по мировому соглашению или решению суда в пользу потребителей составил 3 миллиона рублей.
Треть жалоб приходится на жилищно-коммунальную сферу. Большой процент обращений касается предоставления услуг: по установке окон и дверей, связанных с работой фирм, стоматологических поликлиник, служб связи и транспорта. Будет ли рассматривать эти жалобы новый отдел, который прикрепят к бывшему управлению торговли?
Инициаторы оптимизации структуры городской администрации апеллируют к федеральному закону №131 "Об организации общих принципов местного самоуправления". В этом документе нет ни слова о такой структуре, как управление по защите прав потребителей. Вместе с тем, в законе оговорено, что при отсутствии в перечне какого-либо подразделения органы местного самоуправления вправе сохранять его по своему усмотрению. В федеральном законе "О защите прав потребителей" говорится, что органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты прав потребителей, обращаться в суды для защиты прав потребителей. Кроме того, есть письмо от главного санитарного врача страны Геннадия Онищенко, в котором он рекомендует органам местного самоуправления сохранить подразделения по защите прав потребителей.
"Призыв" плодотворно сотрудничает с управлением по защите прав потребителей на протяжении пяти лет. Совместно со специалистами этой структуры газета рассказывает читателям интересные случаи из практики управления, знакомит с законом о защите прав потребителей, советует, как избежать конфликтных ситуаций с поставщиками товаров и услуг, как распознать некачественный товар. С начальником управления Александром Марковым, его заместителем Натальей Денисовой, главными специалистами Надеждой Бобровой, Еленой Ворониной, Николаем Ботуховым и юристом Максимом Шуваловым мы подготовили массу полезных материалов. Надеемся, что в и дальнейшем совместная работа продолжится.

Жалобы бывают курьезные:
За пять лет работы накопилось достаточно много случаев, о которых можно вспомнить. Есть среди них забавные, но имеется и много поучительных. Начнем с первых, когда остроумие потребителей и лукавство продавцов действительно вызывают улыбку.
Однажды дама пожаловалась в управление по защите прав потребителей на службу знакомств. Она мечтала познакомиться с "принцем", чтобы тот в первое же свидание подарил цветы, пригласил ее в ресторан и на личном авто доставил до дома. За 500 рублей служба знакомств предложила женщине 20 претендентов. Но из их краткой анкеты стало ясно, что никто на такие шаги при первой встрече не пойдет. Тогда потребительница потребовала назад свои деньги. Но ей их не вернули – ведь услуга-то была оказана в полном объеме, согласно договору.
Несколько жителей столицы звонили в управление по защите прав потребителей, чтобы проконсультироваться насчет покупки мебели якобы владимирских производителей. На улице возле одной из станций метро стояли продавцы мебели с фото гарнитуров и диванов. Москвичи заказывали, платили аванс, некоторые даже получали мебель, правда, некачественную. В договоре был указан владимирский адрес, только вымышленный. Улицы назывались Горисполком, Облисполком, Советская. Так что найти предприимчивых производителей так и не удалось.
Бабушка купила внуку футболку у продавца, торгующего с "раскладушки" прямо на улице. После первой же стирки футболка поползла по швам. Специалисты управления хотели по этикеткам найти фирму-производителя и предъявить претензию ей, но на бирке значилась лишь одна фраза – Made in Europe.
Жительница Владимира увидела по телевизору рекламу биологически активных добавок для похудения. И так ей поверила, что сразу заказала по почте комплекс БАДов за 16 тысяч рублей. Прошло время, а эффекта, о котором мечтала покупательница, не наблюдалось. Потребитель позвонила консультанту компании. Тот ей сказал, что необходимо купить еще один препарат стоимостью 25 тысяч рублей, тогда-де лекарство подействует. Женщине пришлось отказаться от навязчивой идеи похудеть.
Бабушка заказала диван по образцу, стоящему в магазине. Когда ей привезли в квартиру такой же, то она потребовала вернуть деньги: якобы подлокотники у дивана слишком большие. Специалисты управления измерили оба дивана во всех направлениях, чтобы доказать потребителю идентичность двух экземпляров. Только тогда женщина смирилась с покупкой.

…И серьезные
Вместе с тем, большая часть жалоб действительно серьезные, касающиеся приобретения некачественной мебели, авто, техники, оказания недобросовестных стоматологических, туристических и коммунальных услуг.
Нередко неуступчивые продавцы доводят дело до судебных разбирательств. В одном из них победу одержала пенсионерка, у которой в квартире из-за скачка напряжения сгорел холодильник. Бабушка судилась с двумя организациями: управляющей и ресурсоснабжающей компаниями. В итоге суд обязал виновников выплатить пострадавшей 3 тысячи рублей за ремонт холодильника и столько же – за возмещение морального вреда.
Женщина обратилась к одному очень известному в городе стоматологу, чтобы тот ей сделал коронки. Качество работ не устроило потребителя. Ей было неудобно есть, нарушилась дикция. Врач отказался рассматривать претензию клиента. Специалисты управления посоветовали потребителю сделать независимую экспертизу. Не доверяя местным экспертам, женщина отправилась в Нижний Новгород. Там признали факт некачественно оказанной услуги. В итоге стоматолог вернул деньги за услугу и за экспертизу.
Мужчина отдал в химчистку дорогой костюм из итальянской ткани светлого цвета. После чистки на костюме появились пятна, морщинки, заломы, отошла клеевая, рукава собрались в гармошку. Специалисты управления потребовали от сотрудников химчистки устранить недостатки. После повторной чистки пятна отошли, клеевую вновь приклеили, но на рукавах после глажки появилось еще больше заломов. В итоге химчистка вернула клиенту 15 тысяч рублей (половину от реальной стоимости костюма).
Женщина – индивидуальный предприниматель набрала авансов по заказам на установку пластиковых окон и металлических дверей и исчезла. Клиенты не смогли ее отыскать и обратились за помощью в управление по защите прав потребителей. Специалисты нашли предпринимателя по паспортным данным, указанным в договоре. Начинающая бизнес-леди была прописана по адресу своих родителей. В итоге деньги вернули заказчикам.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике