Роковая покупка

Ковровчанин Александр в одночасье потерял все: работу, деньги, машину, - узнав, что купленный им автомобиль находился в чужом залоге

Ковровчанин Александр в одночасье потерял все: работу, деньги, машину, – узнав, что купленный им автомобиль находился в чужом залоге

Александр купил новую технику и успешно отъездил на ней целый год. И вдруг однажды вынул из своего почтового ящика странное письмо. Московский суд сообщал адресату, что арестовывает и изымает у него машину.
Оказалось, автомобиль был заложен, а его первый владелец прекратил платить кредит. В одночасье Александр остался без транспортного средства и шансов доказать свои права.
Добросовестному приобретателю "роковое авто" стоило потери денег, работы и здоровья, а продавец и первый владелец машины умудрились выйти сухими из воды. Образованный, юридически грамотный человек с сорокалетним трудовым стажем, владелец небольшой фирмы, Александр даже не мог предположить, что когда-нибудь попадет в "кредитную историю". Но оказалось, сегодня от сомнительных сделок с авто не застрахован никто.

"Вы что, мне не верите?"
По профессии Александр – геодезист. Много лет трудился в земле-устроительной компании. Затем открыл частную практику. Для работы была необходима новая машина: выполняя заказы на геодезические замеры, он много ездил по району и области. Заказов становилось все больше, и старенький разбитый "Москвич" уже не справлялся с нагрузкой. Александр решил подыскать подержанную "Ниву-Шевроле" – модель, наиболее подходящую ему по цене и техническим характеристикам.
Самостоятельно искать машину и тщательно изучать авторынок Александру было некогда. А по телевидению и в газетах в это время вовсю рекламировал свои услуги новый ковровский автосалон (условно назовем его "Авто-авто"). Александр решил обратиться туда.
Директор "Авто-авто" Павлов (фамилия изменена) сразу вызвал доверие у потенциального покупателя. Он показался Александру честным продавцом, к тому же профессиональным знатоком автомобилей. Геодезист сообщил свои пожелания насчет машины и оформил на ИП Павлова доверенность для покупки. При этом Александр сразу заплатил Павлову за услуги по поиску авто и оформлению сделки 20 тысяч рублей и отдал задаток – 10 процентов от стоимости машины. Затем взял кредит в ковровском филиале банка "Уралсиб" на 380 тысяч рублей на пять лет и стал ждать, пока Павлов пригонит ему нужную машину.
Через два месяца продавец машину нашел. Новая "Нива-Шевроле" 2007 года выпуска имела приемлемую цену – 410 тысяч рублей, но не вполне устраивала Александра по цвету, характеристикам, да и документы почему-то внушили сомнение. Покупатель решил отказаться от сделки. Он попросил обратно свои деньги – задаток, плату за услуги и страховку (всего около 100 тысяч рублей). "Вы что, мне не верите? – удивился Павлов, точь-в-точь как истинный Остап Бендер. Я же никогда никого не обманывал!" – на лице продавца нарисовались незаслуженная обида и искреннее отчаяние. Видимо, этот жест продавца убедил Александра. Он до сих пор спрашивает себя, зачем в тот момент поверил на слово и согласился оформить сделку.
Александр забрал из "Авто-авто" зарегистрированную машину с номерами и техпаспортом, прошел техосмотр. А 23 июня этого года получил повестку в суд Хамовнического района Москвы. Письмо гласило, что транспорт Александра подлежит изъятию по иску Банка коммерческого розничного кредитования в счет залога жительницы Москвы Голубевой – первой владелицы "Нивы-Шевроле". Ковровчанина приглашали "на заседание суда 19 июня". Стало ясно: в суд Александр уже опоздал. Повестка пришла слишком поздно, и, как оказалось, дело было решено без него и не в его пользу.

Двойной просчет
Александр не думал сдаваться. Он тут же составил два заявления – в прокуратуру Коврова с просьбой проверить салон "Авто-авто" и в Хамовнический суд Москвы с просьбой отменить решение суда об изъятии авто, так как Александр не попал на заседание по не зависящим от него причинам.
Решение Хамовнического суда отменили и назначили повторное заседание. Александр выяснил: москвичка Голубева около года назад купила в столице новую "Ниву-Шевроле", оформив на себя кредит под поручительство. Позже Голубева каким-то образом добавила к договору условия залога. Причем и составлен договор залога был довольно странно. Не во всех необходимых местах имелись подписи Голубевой. Однако эти "недочеты" не вызвали нареканий у юристов московского банка.
Александр попытался выяснить, каким же образом в руки Голубевой попал техпаспорт на машину, и в результате она смогла продать ее ковровскому автосалону? Ведь при кредитовании техпаспорт должен изыматься и храниться в банке. Юристы банка ответили: Голубева пришла и забрала его якобы для того, чтобы пойти в ГАИ и поставить машину на учет. Александр поинтересовался, а уведомлял ли в таком случае банк органы ГАИ, что машина Голубевой находится в залоговом кредите? Для банков Владимирской области, например, – это обязательная практика, поэтому такие сделки у нас фактически исключены. Но оказалось, московские банки "правильного" порядка не практикуют. Уведомлять ГАИ, по словам банковских служащих, они не обязаны – нет в законодательстве соответствующей строки. Банк розничного кредитования, где заняла денег Голубева, с ГАИ не общается.
Александр решил использовать последний шанс: может, банк хотя бы взял с Голубевой расписку в получении техпаспорта? Оказалось, что нет. Выходило, что банк почти ничего не сделал, чтобы удержать за собой имущество клиентки в случае невыполнения ею кредитных обязательств.
А теперь, учитывая законодательство, был в полном праве изъять у нового владельца машину. Александру грозила перспектива остаться без транспорта, без работы, без денег и с непогашенным кредитом на сумму более трехсот тысяч рублей.
Владелец "Авто-авто" Павлов "по-дружески" посоветовал Александру: "Продавай ты тоже скорей это "Шевроле", пока не изъяли – хоть кредит погасишь. А с банком дальше уже твой покупатель разбираться будет". Но Александр не хотел обманывать других людей так же, как обманули его самого. Он был возмущен действиями Павлова до предела. Между ними произошел конфликт. Дальше проблему помогали решать юристы и знакомые Александра.

Разменная машина
Юристам удалось убедить Павлова, чтобы он расторгнул с Александром договор купли-продажи "Нивы-Шевроле" и выплатил ковровскому "Уралсибу" кредит Александра. С москвичкой Голубевой и ее банком Павлов должен был договариваться сам.
В итоге Павлов, забрав машину, выплатил "Уралсибу" и Александру 380 тысяч рублей. Хотя потратил Александр за это время гораздо больше. Машину он покупал за 410 тысяч, плюс банковские проценты, которые заемщик успел проплатить за год, плюс оплата услуг "Авто-авто" и страховки, не говоря уже об оплате услуг юристов и расходах на поездку в Москву. Александр посчитал убытки – около 180 тыс. рублей. Даже если сделать с этой суммы скидку на износ машины (Александр ездил на ней год), то все равно выйдет ущерб порядка ста тысяч рублей. Александр попробовал было отсудить эти деньги у Павлова. Но тот в процессе разбирательства успел ликвидировать свое ИП и перевести все имущество на третьих лиц. Выходит, сейчас и взыскивать не с кого и нечего.

Возрастной ценз
Александр винит себя, что доверился ловкому продавцу. Если бы Павлов был до конца честен, – рассуждает он, – то согласился бы все уладить более достойным путем, не оставляя своего покупателя в сплошном убытке. Ведь был вариант, чтобы "Авто-авто" передал Александру другую "Ниву-Шевроле", пусть постарее, а ту злополучную машину оставил московскому банку. На этот вариант были согласны и Александр, и оба банка. У Александра в этом случае осталась бы машина – основное средство заработка.
Но Павлова вариант не устроил. Продавец предпочел не подыскивать Александру другое авто, а выкупить у него прежнее. Разумеется, за более низкую, остаточную цену. Без машины, к тому же в условиях кризиса, бизнес геодезиста фактически встал. Заказы на земельные замеры он может выполнять, только располагая личным транспортом. Семья Александра, где растет девятилетний ребенок, лишилась дохода. Но он пережил это и решил начать все сначала, взяв новый кредит на крайне необходимое "средство передвижения".
Несмотря на солидный возраст – 59 лет, предприниматель полон сил и энергии, чтобы работать, обеспечивать свою семью и выплачивать кредит. Он даже внешне выглядит гораздо моложе. Поэтому в банке, куда Александр обратился за новым кредитом, ему уверенно начали оформлять документы. Но, заглянув в паспорт, тут же отказали. Оказалось, ровно за день до его обращения в банк туда пришло распоряжение: в связи с кризисом изменить процентную ставку по кредитам, сумму минимального взноса и – уменьшить возрастной ценз с 65 до 55 лет. "Извините, но мы ничего не можем для вас сделать. Кризис!" – развели руками банковские клерки. Александр остался ни с чем.
:В ходе разбирательства с "Авто-авто" Александру удалось выяснить, что от действий владельца этого салона в последний год пострадал не он один. Речь идет как минимум о еще трех обманутых ковровчанах. Они тоже покупали машины в "Авто-авто", а потом узнавали, что транспорт "заложен". Во всех случаях Павлов оказывался чист перед законом.
Название автосалона, имена и фамилии фигурантов в материале изменены.

Елена Певцова

Комментарий юриста
Если в ПТС машины указано более одного владельца, самостоятельно определить, находится ли она под залогом, покупатель не сможет. От "сомнительной сделки" не застрахован никто. Все дело в несовершенстве законодательной базы, которая не обязывает московские банки, заемщиков, автосалоны и ГАИ более четко, грамотно и прозрачно выстраивать свои финансовые отношения. К сожалению, исход событий часто решает воля случая. В ущербе остается именно покупатель. А возместить этот ущерб по суду удается лишь в единичных случаях.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике