На юбилее Владимиро-Суздальского музея-заповедника говорили о трех “Э”

Совсем недавно, в 2004 году, Владимиро-Суздальский музей-заповедник отмечал свое 150-летие, а сегодня ему опять 50. Дело в том, что у этой почтенной организации две даты основания - историческая,...

Совсем недавно, в 2004 году, Владимиро-Суздальский музей-заповедник отмечал свое 150-летие, а сегодня ему опять 50. Дело в том, что у этой почтенной организации две даты основания – историческая, 1854 год, и советская, 1958-й. Не случайно на пресс-конференции членов президиума Союза музеев России, который в знак уважения к заслугам владимирских музейщиков решено было провести во Владимире, заместитель министра культуры Андрей Бусыгин почти по Фрейду оговорился о "вчерашних" торжествах. Впрочем, наш музей всегда празднует победу над косностью, и точно день в день в "Руськино" на его именинах собрались более 600 человек.

На президиум Союза музеев России с участием членов ревизионной комиссии и совета представителей съехались со всех концов страны около 40 руководителей ведущих учреждений культуры, среди которых Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник "Кижи", Государственный музей истории религии, Политехнический музей, Российский этнографический музей, а также большая делегация Министерства культуры РФ и Росохранкультуры.
– Мы проводим президиум союза во Владимире накануне юбилея Владимиро-Суздальского музея-заповедника не только потому, что для всех нас это праздник, но и потому, что музей – один из самых знаменитых, изумительных, самых лучших музеев России, и потому, что все вопросы, которые мы будем обсуждать, ставятся и успешно решаются здесь, – сказал президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – На следующей неделе благодаря инициативе генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Ивановны Аксеновой состоится первое заседание рабочей группы при Cовете по культуре при Президенте РФ по сохранению исторических ландшафтов музеев-заповедников.
Президиум Союза музеев России обсудил во Владимире вопросы, связанные с подготовкой законопроекта о культуре, итоги парламентских слушаний "Влияние культуры на формирование инновационной экономики, человеческого капитала, образа жизни (законодательный аспект)", проблемы реализации Федерального закона "Об объектах культурного наследия", проблемы нехватки помещений, взаимоотношения музея и церкви. Гости ознакомились с опытом работы музея-заповедника и посетили музей хрусталя в Гусь-Хрустальном.
В своем вступительном слове Михаил Пиотровский, вызывая видимое недовольство Алисы Аксеновой, несколько раз повторил, что музеи являются той "частью экономики, которая притягивает народ, когда не работает другая часть экономики", но с вылетевшим из уст самого авторитетного музейщика страны словом уже ничего нельзя было поделать.
– В нынешних условиях мы сможем лишний раз доказать, что музей и есть та самая национальная идея, которая всегда существовала в России, – подчеркнул директор Эрмитажа. – Наша главная задача – сохранять культурное население страны и по-человечески быть достойными тех, кто нам его передал.
Вообще Алиса Ивановна ревниво следила как за ответами, так и за вопросами, особенно владимирских СМИ, словно стеснялась их провинциальности, а может быть, излишней компетентности. Особенно не повезло ГТРК "Владимир", неожиданно проявившей интерес к "плачевному состоянию" Успенского и Дмитриевского соборов, в частности сохранности фресок первого, и тем самым как бы поставившей под сомнение профессионализм наших музейщиков.
– Чего-чего? – искренне изумилась генеральный директор музея-заповедника. – Давайте без перебора! Насчет плачевного состояния – длинный и большой разговор. Эта история началась после 1785 года, когда фрески Рублева были открыты:
Как только улеглись страсти, обозреватель "Призыва" поинтересовался у ареопага музейщиков, каков сегодня уровень развития российского музейного дела по сравнению с европейским, в чем мы отстаем, а в чем находимся впереди. Вопрос снова не понравился Алисе Аксеновой, и на него по-рыцарски взялся отвечать Михаил Пиотровский.
– Мы совсем не отстали от Европы в сфере культуры, – уточнил он. – Когда у нас был первый большой кризис, мы интересовались у наших коллег за рубежом, как в этой ситуации жить. Уже давно они спрашивают у нас, как жить, тем более сегодня – в условиях очередного кризиса.
Поскольку с этой минуты экономика безраздельно и по-хозяйски "вклинилась" в сферу культуры, обозреватель "Призыва" попросил пояснить по итогам депутатских слушаний в Госдуме, как же влияет культура на формирование инновационной экономики и влияет ли вообще.
– Культура – это важнейшая экономическая сфера, это три "Э", и первая из них – этика, – вновь взял бразды правления в свои руки Михаил Пиотровский. – Мы говорим про протестантскую этику, которая якобы породила капитализм. У нас тоже существует этическое отношение, рождаемое культурой в массе, которое создает оптимистическое настроение у людей, показывает, что из кризиса мы выйдем. Театры и музеи помогают душевно переживать тяжелый период, когда, казалось бы, всему пришел конец и все погибло. Ничего не погибло!
Выяснилось, что второе "Э", экономика культуры, создает рабочие места, число которых с кризисом не уменьшается, дешевое потребление, которое в связи с кризисом нарастает, и целую структуру коммерческих формирований, которые при этом, как ни странно, распространяют культуру. Оказалось, что в городе-музее жить не только можно, но и нужно, потому что экономика музея лучше многих других экономик и, в частности, экономики судоремонтных заводов.
И, наконец, третье "Э", эффективность воздействия культуры, позволяет правильно оценивать источники и принимать исторически верные государственные решения. По утверждению Михаила Пиотровского, решение, связанное с культурой, – "красивое" решение – будет работать. "Некрасивое" решение, уничтожая города, культуру и экономику, работать не будет.
– Во всем мире говорят: "архитектура события", "архитектура процессов", "архитектура поступков", потому что в архитектуре есть понятие "золотого сечения", – обобщил Михаил Пиотровский. – Для XXI века культура – одна из важнейших вещей, потому что культура отличает человека от животного, а экономика – нет. Мы должны воспользоваться кризисом, чтобы показать, что дают учреждения культуры обществу.
– Инновационная экономика строится на основе экономики знаний, – дополнил Михаила Пиотровского заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин. – С этой точки зрения культура – это творчество. Поэтому культура является притягательной средой, способствующей росту интеллектуального потенциала нации.
В современном мире, как отметил Андрей Бусыгин, необходимо знать пределы развития техники и технологии, необходимо руководствоваться определенными нравственными принципами, которые тоже порождает культурная среда. "Чернобыли" будут взрываться и дальше, если узкие специалисты будут строить свои выводы на основе выводов своих же коллег, а не на гуманистических принципах Толстого, Достоевского и Чехова. В такой ситуации задача музеев – формировать культурную среду, в которой будут воспитываться и обучаться люди, способные создавать новые знания и поступательно развивать российскую экономику.
– В экономике есть понятие "градообразующее предприятие", – подключился к дискуссии директор департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Сергей Архангелов. – Во Владимирской земле таким предприятием является Владимиро-Суздальский музей-заповедник, директор которого сидит рядом с нами. Здесь присутствуют директора не менее значимых учреждений культуры, которые привлекают массу людей и эффективно развивают экономику тех мест, в которых они находятся:

Ольга РОМАНОВА
Фото А.Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике