Почему пост не диета

С 28 ноября у православных начался Рождественский пост. Хотя этот период воздержания не является популярным у большинства жителей России (по традиции народ откладывает это до Великого поста перед...

С 28 ноября у православных начался Рождественский пост. Хотя этот период воздержания не является популярным у большинства жителей России (по традиции народ откладывает это до Великого поста перед Пасхой), но число говеющих ежегодно растет.

Не одни лишь праздники, церковная обрядность, но и посты находят своих ревностных сторонников. В столице не только приличный ресторан, но и "общепит" Государственной Думы обязательно включает в свое меню постные блюда. Постепенно пост, как часть здорового образа жизни, становится нормой. Чтобы ни говорили о трудностях воздержания, но современная жизнь облегчает существование говеющих граждан. Прежде всего, это немыслимое в советский период продовольственное изобилие супермаркетов, предлагающих огромное количество растительной снеди в зимний период. Манго, авокадо, бразильские орехи, физалис, кокосы и многое другое. То же можно сказать и о рыбной витрине. Морепродукты на любой вкус и размер кошелька. Последнее, кажется, единственное препятствие для постящихся. Увы, пока мы – "страна разных возможностей".
Однако наше отличие от "цивилизованных" стран этим не ограничивается. Современный западный мир вступил в эпоху тотальной де-христианизации. Отношение общества к соблюдению постов – один из индикаторов массового равнодушия к религии. А ведь всего сто лет назад не было значительных различий между православными и католиками. Сейчас в Европе христиане, в лучшем случае, постятся пару дней, да и то отказываются от одного из любимых лакомств: кофе, ветчины, сыра, сладостей.
В нашей традиции принято воздерживаться от пищи животного происхождения: мяса, яиц, молока. Наиболее строгий пост подразумевает отказ от рыбы и даже растительного масла. Казалось бы, такая практика должна была оттолкнуть современных людей от соблюдения церковной нормы. Но, как известно, что русскому здорово, то немцу смерть.
В России возрождение православных традиций совпало с модой на здоровый образ жизни, подразумевающий занятия фитнесом и умерщвление плоти диетами для похудания. В результате синтеза родился новый тип "верующих". Адепты "диетической религии" не прочь позаниматься йогой, уринотерапией и другими модными изысками. Винегрет из разных религиозных традиций не приветствуется православием, которое видит в этом не "широкий взгляд" на религию, а отступление от чистоты веры. Но даже те, кто далек от религиозных экспериментов, не всегда понимают, чем православный пост отличается от обычной диеты.
Воздержание от пищи животного происхождения никак не связано у верующих со стремлением вывести холестерин, уменьшить талию и ликвидировать жировые отложения. Главной целью поста является желание победить страсти. Одна из них – чревоугодие. Человек, отягченный пищей и чрезмерным попечением о ней, не способен сосредоточиться на собственной душе. Поэтому пост призван правильно расставить все приоритеты. С точки зрения богословия, аскетизм (воздержание) способен сделать душу человека более восприимчивой к общению с миром духовным, что называется, "утончить плоть". В древних монастырях подвижники вкушали пищу только тогда, когда к ним приходили гости. Некоторые ограничивали не только еду, но и сон. Старцы лишали себя "утешения" спать на боку или вообще лежа. Многие из них только дремали. Надо сказать, что современная практика далека от столь суровых форм аскезы. Однако они как ориентир для верующих, показывающий незначительность нынешних духовных подвигов.
Как видно, сторонники сочетания диеты и поста далеки от поставленных целей. Признаем очевидный факт, что их "аскеза" направлена исключительно на украшение собственного тела ("плоти") или укрепление здоровья. Конечно, пост часто приносил людям и оздоровление, так как многие болезни были результатом излишеств. Однако мы часто видим среди верующих и людей "православного телосложения", проще говоря, тучных. Это является не только следствием "сидения" в пост на хлебобулочных изделиях и картошке, но и общим пренебрежением к "здоровому образу жизни". Надо сказать, что известный подвижник ХХ века епископ Варнава (Беляев) порицал такое "нездоровое" пощение, был его категорическим противником.
Многие из последователей диеты часто видят в отказе от употребления в пищу плоти животных некий нравственный поступок. Они полагают, что отказ от "хищничества" облагораживает человеческое естество. Современное вегетарианство пришло к нам из индуизма, считающего животных равными человеку или, как говорят его критики, "приравнивающего человека к скотам". Но библейская традиция прямо разрешает людям не только растительную пищу, но и мясо. Только "плоть с кровью" запрещалась Ветхим Заветом. Конечно, "блажен тот, кто и скоты милует", и среди назидательных рассказов о житии древних православных подвижников есть и повесть о монахе, кормившем монастырских коров. Раздав пищу скотине, остатками муки он подкармливал маленьких муравьев, а остатками зерна – крупных. Но это было связано не с верой в "переселение душ" в муравьев и обратно, а с заботой о всей живой твари, за которую человек ответственен перед Богом. Христиане питались мясом, но всегда были противниками бессмысленной жестокости к скотине. Тот, кто не милует зверя, не пощадит и человека.
Современная православная церковь снисходительно относится к соблюдению постов. Не всегда они полезны для души и тела, если речь идет о недужных. Поэтому действует правило, по которому "в больнице, армии и тюрьме не постятся". Символически соблюдают посты беременные женщины и малые дети. В самом деле, когда человеческий организм обессилен недугами, нет смысла усугублять болезни неумеренным воздержанием. Страдания и так помогают человеку ощутить присутствие Божие. Противником слишком строгих постов был великий подвижник ХIХ века епископ Игнатий (Брянчанинов). Он полагал, что неумеренное постничество только разовьет в душе гордыню и стремление к внешней, показной добродетели, не совместимой с христианским благочестием. Как известно, русский царь Иван Грозный был большим постником. Когда он отправился в Псков с карательной экспедицией, его встретил у ворот города юродивый с куском мяса. Царь возмутился и отказался от такой пищи во время поста. На что святой спросил: "А кровушку человеческую пить можешь?".
Подведем итоги. В отличие от диеты пост врачует человеческие души и является органической частью православного вероучения. Не всегда и не всем он полезен, но, по словам одного русского иерарха, пост остается показателем народного благочестия. Испокон века в обрядоверии заключалась сила и слабость нашего народа. Иногда он грешил фанатизмом, но верность традиции помогала пережить лихолетие и вернуться на круги своя. Может быть, наша нынешняя приверженность "здоровому образу жизни" всего лишь голос из нашего прошлого?

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике