Из-за кризиса россияне стали меньше выпивать

Обыватели воспринимают мировой финансовый кризис по-своему. В прошлые времена любой катаклизм сопровождался тем, что жители заготавливали продукты впрок.

Обыватели воспринимают мировой финансовый кризис по-своему. В прошлые времена любой катаклизм сопровождался тем, что жители заготавливали продукты впрок.
А что сегодня?
В одном из предыдущих номеров мы приводили мнения экспертов о возможности дефицита некоторых товаров. Специалисты уверены: торговые полки не опустеют. Сегодня мы решили выяснить, действительно ли наши магазины и торговые центры работают в нормальном режиме? Посетив в выходные большую часть крупных объектов торговли, можем точно сказать: недостатка в товарах нет. Ну а покупательская способность владимирцев превзошла все ожидания.

Запасаемся на "черный день"? Готовимся к Новому году?
Такого ажиотажа на рынках и в крупных торговых центрах в субботу давно не наблюдалось. Очереди в кассу и в отдельные секции – огромные, в супермаркетах с корзинками и тележками не протолкнуться. Берут не крупы и консервы: жители нашего города вовсю готовятся к новогодним празднествам. Приобретают гирлянды, хлопушки, шампанское, конфеты и шоколад. В прошлые годы новогодняя чехарда с покупками начиналась позже, за пару недель до Нового года. В этом году владимирцы решили запастись всем необходимым раньше. Больше всего покупателей в винно-водочных, кондитерских и фруктовых отделах. Лишь некоторые делают "стратегический запас": берут по два-три килограммовых пакетика с песком, гречей, рисом, мукой, несколько бутылок подсолнечного масла.
Городские власти успокаивают жителей: в ближайшее время дефицит товара нам не грозит. Местные производители работают в прежнем режиме, уровень объема производства растет.
– Во Владимире функционируют 900 объектов торговли. За ноябрь цены на продукты существенно не изменились. Единственное, что действительно изменилось по сравнению с первым полугодием, нет прежнего переизбытка товаров на полках. Ассортимент продуктов представлен, но в небольшом объеме, – рассказывает начальник управления потребительского рынка и услуг Ольга Соколова. – Это объясняется тем, что руководители предприятий торговли раньше расплачивались с поставщиками за счет кредитов или брали товар в рассрочку. Теперь поставщики максимум дают рассрочку на 5-10 дней. В этой ситуации легче работать небольшим магазинам, которые берут товар ограниченными партиями, быстро его распродают и расплачиваются с поставщиками. Труднее всего приходится сетевым компаниям, которые имеют по 10-20 магазинов и закупают товар тоннами. Но, впрочем, критической ситуации ни в одной действующей сетевой компании нет.

Продуктовые приоритеты изменились
И все-таки изменения на потребительском рынке есть. Они отмечены в целом по стране. Росстат обнародовал данные, подтверждающие снижение активности россиян на рынке продовольствия и алкоголя. Индекс производства пищевых продуктов составил 97,2% от уровня 2007 года. В результате непростой экономической ситуации почти треть россиян, по данным проведенного опроса ВЦИОМ, уже перешли на более дешевые продукты питания. Треть опрошенных отказались от дорогих продуктов. Еще 30% отказались от употребления некоторых продуктов и товаров. Кроме того, аналитики пророчат сокращение потребления мяса на 5-10%, его будут покупать в основном на рынках. Вырастет спрос на дешевые куриные окорочка, готовые котлеты, колбасы и сосиски. Также прогнозируют возобновление системы прямых продаж. Люди будут приходить к мясному заводу, к хлебокомбинату и покупать продукцию там.
За последние десять лет российские потребители привыкли к широкому ассортименту продуктов. То, что когда-то ели только по праздникам, сегодня у многих на столе каждый день. Поэтому вынужденный переход к потреблению "простых" продуктов для некоторых категорий граждан может стать неприятной неожиданностью, считают эксперты.
Торговые представители отмечают, что ситуация в мировой экономике заставила россиян менять привычки и сокращать траты не только на дорогостоящие покупки, но и на алкоголь. Более того, национальная алкогольная ассоциация бьет тревогу – запасы алкоголя в розничной торговле превысили все разумные пределы. "Независимая газета" сообщает, что к началу ноября они оказались в 4-6 раз выше, чем на тот же период годом ранее. Из-за затоваривания выпускающие алкоголь предприятия вынуждены сокращать производство.
Помимо успехов на ниве трезвости, отголоски мирового кризиса повлекли и еще один положительный момент – снижение цен. Причем тенденция к снижению потребительских цен наблюдается во многих странах. К примеру, в Японии, которую больше всего затронул мировой кризис, устраиваются глобальные распродажи. Сетевые компании предлагают покупателям товары собственного производства со скидкой в 20-50%. В России таких фактов меньше – ситуация здесь не так сложна. В нашем городе пока подобные распродажи наблюдаются лишь в ряде сетевых магазинов по продаже бытовой техники и электроники.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике