Секрет успеха – в умении общаться с людьми

Руководство страны и "Единая Россия" всерьез озабочены поиском амбициозных и энергичных специалистов, способных обеспечить экономический прорыв и эффективное управление государством. Кто-то же должен реализовывать "Стратегию-2020". С этой целью...

Руководство страны и "Единая Россия" всерьез озабочены поиском амбициозных и энергичных специалистов, способных обеспечить экономический прорыв и эффективное управление государством. Кто-то же должен реализовывать "Стратегию-2020". С этой целью разработан проект "Кадровый резерв – профессиональная команда страны".
В нашей области его возглавляет дипломированный психолог Полина Бочкарева. Обозреватель "Призыва" расспросил ее, с помощью каких "инструментов измеряют" сегодня деловые и творческие способности людей.

– Полина, многие из нас уже сталкивались при приеме на работу с интеллектуальным тестированием (IQ), с психологическими тестами, используемыми службой занятости населения. Появились ли в последнее время новые методики оценки человеческих способностей?
– Хочу подчеркнуть сразу, я, как и многие психологи, скептически отношусь к тестам, особенно если мы говорим о профессиональном отборе. Дело в том, что 100-процентного соответствия действительности получаемых результатов не дает сегодня ни один тест. Хорошо, если он надежен на 60 – 80%. Разве можно при этом быть уверенным, что кто-то талантливый не попадет в отсеянные 40 – 20%?
Тестирование может использоваться как один из аспектов комплексного изучения личности нового сотрудника наряду с собеседованием или интервью, потому что только в беседе можно понять и почувствовать человека. Тест – это только подспорье для подтверждения некоторых позиций. Бывает, что итоги теста серьезно расходятся с результатами собеседования.
В идеале при оценке деловых и творческих способностей специалиста должна проводиться ассесмент-процедура. Это очень дорогостоящая технология, которую могут позволить себе не все компании, но она предполагает специальное комплексное исследование, позволяющее получать максимально полную и точную информацию о деловых и личностных качествах сотрудника организации, его достоинствах и недостатках, потенциале развития и т.д. Она включает не только уже перечисленные нами компоненты, но и, например, деловые игры. Конечный результат получается после тщательного сопоставления и анализа результатов всех этапов процедуры.
– С недавних пор много говорят об уровне эмоционального интеллекта EQ. Это мода или суровая необходимость?
– Психологи пришли к выводу, что человек с высоким IQ может не достигать успеха. Например, гениальный программист склонен замыкаться в своих увлечениях компьютерами и специальной литературой, ему сложно и дискомфортно в общественных местах, практически невозможно выстроить отношения с подчиненными.
Напомню, что интеллект – не сумма знаний и не уровень развития, это способность к обучаемости, к решению проблем и поставленных задач, умение адаптироваться к жизни.
Эмоциональный интеллект – относительно новое понятие. Оно было введено в 1990 году американским психологом Джоном Майером для оценки коммуникативных свойств интеллекта и определено как способность оценивать свои эмоции и эмоции других людей, умение управлять своими чувствами. Эмоциональный интеллект характеризует степень социализации человека, умение общаться с людьми, налаживать связи и отношения. Выяснилось, что человек преуспевает в жизни, если умеет общаться с людьми.
В последнее время мы все чаще в психологии говорим о чувствах, об эмоциях. Гораздо больше, чем о разуме. Сегодня уже недостаточно светлых голов. Сегодня важно взаимодействие с людьми, умение общаться и строить отношения для достижения наилучшего результата.
– Иными словами, IQ не полностью описывает личность человека, а EQ позволяет сделать это наиболее полно?
– Тесты эмоционального интеллекта выявляют, умеет ли человек чувствовать других людей, понимает ли он по мимике и жестам, что думают другие люди, способен ли он называть и оценивать собственные чувства и эмоции, способен ли справиться со стрессом в сложной ситуации.
Человек с низким эмоциональным интеллектом реагирует на стресс взрывом эмоций, то есть деструктивно. Если это начальник, то он кричит на подчиненных и тем самым блокирует ситуацию.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом все продумает, взвесит, может быть, выразит свое недовольство, но конфликта в коллективе не возникнет, ситуация разрешится конструктивно.
– А как именно нужно вести себя в коллективе? Приведите пример конструктивного разрешения стрессовой ситуации.
– Если у вас внутри все кипит, а вы не даете воли эмоциям, это неправильно. Неплохо бы эти чувства проговорить, выбрав объект. Например, нужно честно сказать коллеге: "Ты знаешь, у меня сегодня плохое настроение. А ты меня все время дергаешь. Давай договоримся, что ты не будешь меня беспокоить". Открытое взаимодействие надо практиковать. Нужно делиться радостями и горестями. А в первую очередь, надо делиться чувствами с близкими людьми.
Чтобы конструктивно проговорить эмоцию, нужно действовать по следующему плану: сначала обозначить ситуацию, затем пояснить испытываемые эмоции и под конец высказать пожелание. Например, муж принес вам цветы. Вот примерная последовательность ваших реплик: "Ты принес мне цветы. Я так рада, мне очень приятно! Я хочу, чтобы ты это делал почаще".
– Это очень развернутое послание, в нем так много слов! Обычно мы обходимся кратким "спасибо" или издаем вовсе нечленораздельные звуки.
– Опыт приходит со временем. Мы просто не привыкли к такому общению, не настроены на него. У нас всегда все скомкано, нам вечно некогда, мы все хотим побыстрее сделать, а в итоге совсем не бережем себя и своих близких.
– Интересно, какие слова могут помочь нейтрализовать негативную ситуацию?
– Например, ваш ребенок не вынес мусор, хотя вы ему это поручали. Вы ему говорите: "Ты сегодня не сделал то, о чем я тебя просила. Мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы завтра ты постарался выполнить мое поручение". Такие вещи действуют гораздо эффективнее, нежели окрики. Всегда лучше высказаться честно и напрямую. Это по-человечески. Скрывая свои чувства, вы пытаетесь манипулировать людьми, которые рано или поздно раскроют ваши маневры, и уж тогда вам точно непоздоровится.
Я рекомендую опробовать методику проговаривания эмоций в своем коллективе. Нормальные люди все воспримут адекватно. Но, увы, к сожалению, данная методика бессильна против откровенного хамства.
– А вообще, Полина, может ли человек повысить свой ЕQ, поработав над собой с помощью психолога?
– Да, можно повысить свою эмоциональную компетентность при условии, что вы этого действительно хотите. От силы вашего желания будет зависеть, на что вы способны. Недостаточно прочитать умную книжку, она вас за один день не изменит, это трудный путь, на который уходят годы жизни. И первый шаг на этом пути – осознание своих эмоций, обнаружение в себе так называемых "пусковых кнопок", которые "включают" негатив.
Нас с детства приучают к всевозможным ограничениям: можно – нельзя, должен – не должен. Разум все время борется с чувствами, которые при такой системе воспитания жестоко подавляются. Мы должны позволять себе и своим детям проявлять эмоции в пределах социальных норм. Нужно учиться выражать чувства – и негативные, и позитивные, но выражать конструктивно. Это кропотливая работа, но она того стоит.

Ольга РОМАНОВА

Все желающие принять участие в проекте "Кадровый резерв – профессиональная команда страны" могут пройти тестирование на сайте
www.profkomanda.edinros.ru

Кстати
Посмотрите на себя со стороны
Психолог Дэниэл Гоулмен выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание (self-awareness), самоконтроль (self-management), эмпатия (empathy) и навыки отношений (relationship skills). Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого.
Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта – доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности.
Человек с низким ЕQ – полная противоположность. Он часто агрессивен и конфликтен, плохо контролирует свои сиюминутные желания и мимолетные импульсы, неуверен в себе, недоволен жизнью, не стремится к самосовершенствованию, не знает, чего хочет, не способен выразить свои чувства и не желает понимать чувства окружающих. Он нередко испытывает беспокойство, сожаление, чувство вины, холоден, замкнут, с трудом идет на контакт. У такого индивида шансы достичь успеха, по мнению Гоулмена, практически равны нулю.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике