Единой системы защиты зеленых зон в области нет

Это вынуждены были признать участники "круглого стола" в ЗС области на тему "Проблемы озеленения городов и районов области и пути их решения".

Это вынуждены были признать участники "круглого стола" в ЗС области на тему "Проблемы озеленения городов и районов области и пути их решения".
Вместо живописных скверов в области появляются супермаркеты и автостоянки, деревья безжалостно вырубают в угоду частным интересам. В ряде территорий России давно приняты специальные целевые программы по защите зеленых насаждений, но во Владимирской области единой политики озеленения до сих пор нет. Так обрисовали картину участники дискуссии – главы городов и районов, архитекторы, проектировщики, профессора вузов, руководители предприятий по озеленению, экологи, представители природоохранной прокуратуры.
Чиновники в последние годы не проводили даже простейшего мониторинга насаждений, чтобы оценить масштаб проблемы, наметить варианты ее решения, закрепить ответственных за это лиц. По сути, сохранением парков, бульваров и скверов в области сегодня никто целенаправленно не занимается. Это признало большинство участников "круглого стола".
По закону, "удельный вес" зеленых насаждений в любом городе не должен быть ниже 40 процентов от общей площади городской территории. По каждому микрорайону площадь зеленых зон должна составлять не менее 8 кв. м на одного жителя (еще двадцать лет назад этот норматив составлял 16 кв. м). Поддерживать экологический баланс призван генплан городской застройки. Но соблюдается ли сегодня этот норматив в городах и районах, уточнить не может никто, опять же из-за отсутствия единого мониторинга. Раз проверок не проводилось, то и фактов нарушения "зеленого закона" как бы не установлено.
Однако на самом деле проблема серьезная. К примеру, в Гусь-Хрустальном недавно начисто вырублен красивейший липовый сквер в центре города – под строительство гипермаркета и автостоянки к нему. В Коврове планируется вырубка березовой рощи в микрорайоне "Солнечный" – тоже под торговые цели.Решать, пустить ли под топор сквер или рощу ради торгового центра, сегодня в полномочиях каждого отдельного города или района. При местных администрациях должны быть созданы специальные комиссии, разбирающие каждый факт рубки индивидуально. Если предприниматель получает-таки разрешение на вырубку, он платит в казну компенсацию или получает обременение. Компенсационные выплаты должны идти на посадку новых зеленых насаждений там, где это необходимо. Посадкой обязаны заниматься предприятия, выигравшие конкурс на озеленение у местных властей. По идее, эти предприятия также должны иметь комплексные концепции озеленения городов и районов и воплощать свои идеи на "выигранные" бюджетные средства.
Но на практике все не так просто. Специалисты предприятий по озеленению признаются: единой концепции нет и у них. Частники, в основном, заняты только выполнением разовых заданий: спилить сухостойное дерево, грозящее упасть на жилой дом; разбить клумбу возле больницы или конкретного дома. И потому, что бюджетных средств на масштабные работы не хватает, и потому, что хороших специалистов по лесоустройству и ландшафтному дизайну мало. Между тем во всем мире сегодня существует масса вариантов озеленения городов. Без уютных парков, скверов, благоустроенных прудов не обходится ни один микрорайон. Ведь от зеленых зон зависят физическое здоровье и эмоциональное состояние жителей.
Как один из примеров успешного озеленения территории приводился округ Муром. Там на экологию средств не жалеют – объемы бюджетного финансирования на эти цели сопоставимы с затратами на озеленение всего областного центра. В этом году Муром вложил в свои красивые бульвары, парки и клумбы более 13 миллионов рублей, на будущий год планирует благоустроить округ на сумму свыше 15 миллионов. Сажать деревья и цветы специалистам активно помогают сами жители. Местные комитеты общественного самоуправления проводят конкурсы на лучшие двор и парк, и даже лучший балкон и скамейку. И муромляне рады создавать друг другу настроение, выдумывая оригинальные природные композиции.
Но большинство чиновников оправдывают свои пробелы несовершенством российских и областных законов – "зеленую" проблему признают, но утверждают, что поделать с ней ничего не могут. Однако каждый глава города или района в принципе может что-то поменять и на своем уровне. Например, более обоснованно подходить к вырубке деревьев в черте города, более тщательно соблюдать исполнение природоохранного законодательства, защищать зеленые насаждения при составлении генпланов, составлять программы подготовки и поддержки своих лесных кадров.
Но эти предложения звучали, к сожалению, не от самих чиновников, а в основном от преподавателей вузов и экологов. Получается, проблема защиты зеленых зон сегодня больше волнует общественность и самих жителей, чем ответственных за ее решение лиц.

Елена ПЕВЦОВА
Фото Р. Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике