18+
Погода: +3,5°C
Курсы валют: $00 00

От развития образования зависит будущее страны

14.11.2008

В преддверии Международного дня студента, который отмечается 17 ноября, на вопросы "Призыва", волнующие самую думающую часть молодежи – как принято характеризовать студенчество, ответил депутат Государственной Думы РФ фракции "Единая Россия", председатель ВПОО "Милосердие и порядок" Григорий Аникеев.

– Григорий Викторович, большой резонанс в области вызвала ваша инициатива по созданию курсов для обучения инновационным технологиям учителей области столичными педагогами. Что подвигло вас на такой беспрецедентный шаг?
– До избрания в Государственную Думу я работал в крупном бизнесе, успех которого определяла разработка и выбор верных стратегий. Нам постоянно приходилось отвечать на вопрос: "Как"?
Как достичь нужного результата? Как выбрать нужное направление? Как эффективнее работать? Но эти вопросы актуальны для многих сфер. В частности, образования. Смотрите, когда школьник получил "двойку" – его ругают, за "пятерку" – хвалят. Но родители, а порой и учителя, редко интересуются, а как же удалось ребенку добиться отличной оценки? Какова была его стратегия: как он готовился к уроку, как сдавал экзамен, может быть, по-особому конспектировал сказанное учителем? А ведь именно это – конкретные шаги к цели. Их можно выявить, закрепить, передать другим ученикам в качестве опыта. Таким образом, главная задача, которую мы ставили перед собой, создавая курсы, – оказание помощи учителям в понимании стратегий успешного обучения школьников.
Очевидно, что развитие образования напрямую связано с развитием страны. А ключевой фигурой в этом процессе, конечно же, является учитель. Думаю, обучение, организованное общественной организацией "Милосердие и порядок", помогло многим владимирским педагогам раскрыть новые возможности своей профессии, познакомиться с современными методиками, продемонстрировать их на практике. На первом этапе в обучении приняли участие 170 учителей из 21 школы, причем не только из областного центра, но и из отдаленных территорий, сельских школ. Сейчас начался второй этап обучения, и эту работу мы намерены осуществлять постоянно.
Для проведения обучения были приглашены известные московские специалисты, наши учителя побывали в столице, знакомились с опытом своих московских коллег. И дополнительные знания, и общение с ведущими педагогами страны, и возможность применить новые технологии на практике – все это хорошая основа для профессионального роста самих учителей и повышения качества процесса обучения. Судя по отзывам педагогов, такая форма работы им необходима, она востребована и приносит свои плоды.

– Отношение к единому государственному экзамену весьма неоднозначно, а что вы думаете по поводу его эффективности?
– Сама идея ЕГЭ – хорошая, но как обычно подводит исполнение. Допускаются неточные формулировки, когда на один вопрос можно дать два ответа, не учитывается стрессовое состояние учеников во время экзаменов, в сельской местности возникают проблемы с доставкой учащихся к месту проведения ЕГЭ.
Но в целом единый государственный экзамен – это реальный механизм распределения выпускников по уровню их знаний. Более того, он решает важный социальный вопрос: школьники из глубинки, успешно сдавшие ЕГЭ, могут поступить в престижные вузы наравне со своими сверстниками из крупных мегаполисов.

– На инициированной вами научно-практической молодежной конференции на тему семьи было объявлено о создании базы молодых ученых. Расскажите поподробнее о предпосылках создания этой базы и ее назначении.
– В своем послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что успех развития страны зависит от конкретных людей – их интеллектуальной энергии, творческой силы. "Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом", – сказал глава государства. Полностью согласен с этими словами. И свою задачу в данном направлении вижу в поддержке молодых ученых – тех самых "светлых голов". Россия на таланты не оскудела, а вот помочь им реализовать свои идеи удавалось не всегда. Полагаю, на уровне нашего региона основными проблемами на пути молодежной науки являются недостаточное финансирование научных исследований, низкая востребованность научных разработок и достижений молодых ученых экономикой области, слабая защита прав молодых ученых (в том числе защита авторских прав при патентовании изобретения).
Существует проблема налаживания информационного обмена между молодыми владимирскими учеными. Зная эти недостатки, мы постараемся разработать программу, которая смогла бы в какой-то мере выправить положение. Она, в том числе, будет содействовать повышению статуса молодого ученого в обществе и престижа научной деятельности среди молодежи. Полагаю, помимо финансовой и организационной поддержки, мы могли бы более эффективно в этом вопросе взаимодействовать со СМИ, а также при участии всех заинтересованных сторон создать сайт "Молодые ученые Владимирской области", где будет и информация о конкретных специалистах, и об их перспективных разработках. Уверен, этот ресурс будет весьма востребован.

– Предусматривает ли инициированная вами программа "Старшее поколение", направленная на поддержку пожилых людей, связь поколений? Иными словами, видите ли вы необходимость привлекать на проводимые в рамках программы мероприятия студентов?
– Разумеется, мы этому вопросу уделяем первостепенное значение. Программа "Старшее поколение" направлена на поддержку пожилых людей, но при ее разработке мы учитывали обязательное присутствие идеи связи поколений. Если вы обратите внимание, многие мероприятия, которые мы проводим в рамках этой программы, включают представителей самых разных поколений – и молодежь, и ветеранов. Причем мы стараемся, чтобы их общение происходило в атмосфере заинтересованности, часто – в праздничной обстановке.
Поэтому и была избрана клубная форма работы, способствующая объединению людей. Скажем, открыли клуб любителей отечественного кино: его участники смотрят фильм, потом происходит обсуждение – общая тема, общие интересы, искреннее общение. Все это способствует лучшей передаче молодежи того опыта, того "кода нравственности", который присутствует у представителей старшего поколения. Еще примеры: недавно "Милосердие и порядок" организовало выставку "Ретро" – ее посетили десятки школьников. А 19 ноября открывается выставка лоскутного шитья, выполненного руками школьников, – туда приглашены и ветераны.

– "Круглые столы" и дискуссионные клубы, которые регулярно проходят под вашим патронажем, – что это: возможность заинтересованным в решении той или иной проблемы лицам просто высказаться или прицел на дальнейшую подготовку и вынесение на рассмотрение ЗС или Государственной Думы наиболее интересных предложений?
– Мы во всем хотим добиваться результата. Поэтому "круглые столы" и дискуссионные клубы проходят с вполне определенной целью: для понимания, что важно и нужно людям. Весной этого года, встречаясь с представителями общественных организаций, я увидел, что у общественников много хороших идей, задумок, но реализовать их трудно, не оформив в качестве законотворческой инициативы. Поэтому мы решили создать систему, которая позволила бы это делать достаточно эффективно.
В наших планах – создание Совета старейшин некоммерческих организаций, в задачи которого как раз и входило бы формирование законотворческих инициатив для представительных органов самого разного уровня – от местных советов до Госдумы. Для этого сейчас на базе организации "Милосердие и порядок" создаются комитеты: пока их три – по законотворческим инициативам, по координации работы со СМИ и молодежный. Те вопросы, которые выносятся на обсуждение Совета старейшин НКО, будут в качестве поручений передаваться в комитеты для детальной проработки и документального оформления. Таким образом, мы сможем более эффективно решать многие проблемы. А для меня лично это очень важно, поскольку как депутат я просто обязан поддерживать инициативы, идущие от людей, и выражать мнение избравших меня в Госдуму жителей области.

Сергей СМИРНОВ
Фото Р. Новикова

Обсуждение закрыто.