Лихачи на общественном транспорте

По статистике ГАИ, больше всего пассажиры и пешеходы страдают из-за пренебрежения правилами водителями автобусов Во Владимире на городских маршрутах работают девять автоперевозчиков. Восемь предприятий возят пассажиров на автобусах,...

По статистике ГАИ, больше всего пассажиры и пешеходы страдают из-за пренебрежения правилами водителями автобусов
Во Владимире на городских маршрутах работают девять автоперевозчиков. Восемь предприятий возят пассажиров на автобусах, одно – на троллейбусах. Какими правилами должны руководствоваться водители общественного транспорта и какие нарекания есть к ним у пассажиров?

В этом году инспекторами владимирской ГАИ выявлено 2585 нарушений со стороны водителей автобусов. Казалось бы, профилактическая работа в виде проведения операций "Автобус" есть, проверок ГАИ транспортных средств перед выходом на линию достаточно, а аварийность все равно остается. Нареканий со стороны пассажиров множество. По просьбе "Призыва" ГАИ решилась обнародовать "аварийные" данные на перевозчиков-нарушителей.

Кто из перевозчиков чаще нарушает
По наблюдениям пассажиров, водителей легковых автомобилей и по информации гаишников, водители автобусов на городских дорогах – едва ли не самые отъявленные нарушители. Пунктов правил дорожного движения, которыми они пренебрегают, не перечесть. Наиболее распространенные: превышение скорости, езда на красный свет, нарушение правил перевозки людей, запрещенный обгон или выезд на встречную полосу, управление автобусом в нетрезвом виде. По-прежнему общественный транспорт во Владимире "хромает" по техническому состоянию. Неисправностей в избытке: не работают дворники и фары, автобусы ездят на "лысой" резине, пассажирские кресла расшатаны, нет аптечек и огнетушителей.
Среди самых крупных перевозчиков – "Владавтолинии" (маршруты № 15, 22, 25-28) и "Бигавтотранс" (маршруты № 7, 11-13, 20, 24). Один в этом году отличился по количеству аварий с участием пешеходов, другой – по числу ДТП с участием пассажиров.
Инспекторы ГАИ оформили 139 протоколов об административных правонарушениях на водителей, работающих в компании "Бигавтотранс". Больше всего – тридцать три нарушения – касаются проезда на запрещающий сигнал светофора. Восемнадцать нарушений по превышению скорости и пятнадцать – по непредоставлению преимущества пешеходам. Автобусы "Бигавтотранса" тринадцать раз попадали в аварию. В этих ДТП пострадали люди. Восемь пассажиров получили травмы из-за падения.
– В большинстве случаев в таких авариях виноват водитель – не соблюдал скоростной режим и неожиданно резко тормозил. Нередко, особенно когда пассажиры не держатся за поручни, они получают в таких ситуациях ушибы и ссадины. Из-за падений при резком торможении автобуса пассажир может получить переломы конечностей и сотрясение головного мозга, – рассказывает инспектор городского отдела ГАИ Михаил Маслов.
Водители "Владавтолиний", по данным ГАИ, 103 раза нарушали правила дорожного движения. Поскольку на этом предприятии работают бывшие в эксплуатации в Германии "Маны", "Мерседесы" и "Сетры", то наибольшее количество нарушений связано с техническими неисправностями. Водители, работающие в этой фирме, часто ездят на высокой скорости (12 нарушений), проезжают на красный свет (25 нарушений). Зарегистрированы восемь ДТП с пострадавшими, в которых фигурировали автобусы "Владавтолиний". Многие водители по необъяснимым причинам не останавливаются перед пешеходным переходом, в результате чего произошло несколько аварий с участием пешеходов. В одном случае пешеход погиб.
Казалось бы, у крупных автоперевозчиков, у которых и автопарк больше, и маршруты значительнее, аварийность должна быть самой высокой. Но по числу нарушений рекорды бьют водители автобусов, принадлежащих предприятию "Лайн-траст", которые работают на маршруте № 5. Из 170 нарушений 39 приходится на перегруз и 22 – на технические неисправности.
Такая статистика ГАИ помогает городским властям в конкурсном отборе компаний, претендующих на перевозку пассажиров в общественном транспорте. Чем больше нарушений и аварий, тем меньше у предприятия шансов попасть на городские маршруты. Правда, автоперевозчики – народ изобретательный, чтобы победить в конкурсе, многие из них оформляют новое юридическое лицо, сохраняя штат и автопарк. И под новым названием с "чистой" биографией выигрывают конкурсы.

Есть ли приоритет у автобусов?
"Кто решил, что у водителей общественного транспорта (автобусов и троллейбусов) есть неоспоримое преимущество на дороге?" – возмущаются водители легковушек.
Действительно, зачастую водители автобусов ведут себя на дороге некорректно по отношению к другим участникам дорожного движения. Не включают сигнал при выполнении маневра, обгона, поворота, не пропускают машины и пешеходов, "подрезают" других участников движения и неожиданно останавливаются. Почему водители автомобилей должны этому потворствовать? Неужели все дело в погоне за прибылью и наплевательском отношении автобусников ко всем остальным участникам дорожного движения? В правилах дорожного движения есть только один пункт, касающийся приоритета маршрутных транспортных средств. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. При этом лица, управляющие общественным транспортом, должны сначала убедиться, что им уступают дорогу.
Но на владимирских дорогах правила часто не срабатывают. На днях корреспондент "Призыва" стал свидетелем подобного случая. Водитель автобуса "Ман" "подрезал" легковушку, выехал в крайнюю левую полосу и погнал во весь опор. На светофоре две машины встретились. На справедливые замечания водителя легкового автомобиля автобусник заявил, что "он же не на троллейбусе едет, может и в левом ряду поехать, а другим нечего так медленно ездить, если дорога свободная". Вот такая логика. Правила здесь и "рядом не стояли".

Профессия непрестижна
Оказывается, водители, обученные езде на автобусах и получившие категорию "Д", не слишком стремятся управлять общественным транспортом. У некоторых автоперевозчиков не хватает персонала, чтобы управлять имеющимся автопарком.
– Профессия водителя общественного транспорта не пользуется спросом. Это сложная и ответственная работа. Движение в городе очень интенсивное, ездить на габаритном транспорте нелегко. Так что водители идут на автобусы и троллейбусы неохотно. С подорожанием проезда выросла зарплата водителей, поэтому крупные автоперевозчики штат все-таки укомплектовали. Есть в этом отношении трудности на предприятии "Владимирпассажиртранс". Водители с троллейбусов уходят работать на автобусы, – рассказывает начальник управления транспорта Владимир Новожилов.
Водителей пугает не только ответственность за жизни пассажиров, но и затраты времени на стажировку. В крупных компаниях принято проводить обучение будущих водителей автобусов за свой счет.
– Мы берем на работу только водителей грузовых машин, троллейбусов или тех, кто уже владеет навыками вождения автобусов. Водителей легковых авто мы не принимаем. При приеме учитывается стаж работы, отсутствие в трудовой книжке записей о прогулах, пьянстве, – рассказывает начальник службы эксплуатации компании "Владавтолинии" Андрей Иголкин. – У нас есть опытные водители-наставники, которые обучают новичков. В зависимости от опыта принятых на работу стажировка занимает от пяти дней до двух месяцев. Они ездят на специальных автобусах с двумя водительскими креслами. Сначала новые водители осваивают короткий маршрут с небольшим числом пассажиров и только потом пересаживаются на крупные маршруты.
Тема отношений пассажиров и водителей автобусов и троллейбусов – наболевшая. Но, как видно, проблема заключается не только в бескультурье водителей, но и в общей непростой дорожной ситуации. Пассажирам нужны комфортные и безопасные поездки, автоперевозчикам – грамотные и профессиональные водители, водителям – хорошие дороги и зарплаты. Осталось только совместить все эти слагаемые.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото автора

Кстати
163 новоиспеченных водителя – обладателя категории "Д" – появились в этом году во Владимире.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике