Коллизия. Письмо покойному – ошибка, а не жестокость

Получив от Пенсионного фонда письмо, адресованное умершему родственнику, люди испытывают недоумение и горечь Иногда случается так, что, вынимая из своего почтового ящика конверт, человек видит в графе "кому"...

Получив от Пенсионного фонда письмо, адресованное умершему родственнику, люди испытывают недоумение и горечь
Иногда случается так, что, вынимая из своего почтового ящика конверт, человек видит в графе "кому" фамилию давно умершего адресата. Странная корреспонденция вызывает противоречивые чувства. "Письмо счастья" лишний раз становится горьким напоминанием о потере близкого человека. И наводит на мысль о жестокости бездушной бюрократической системы, допустившей подобный "сбой". Почему Пенсионный фонд извещает своих абонентов посмертно?

Несвоевременные письма
Поводом для этой публикации послужило письмо нашей читательницы Н. Павловой. В 2001 году в ее семье случилась трагедия: муж пропал из дома, а вскоре выяснилось, что он стал жертвой разбойного нападения. Преступники убили его, ограбили и бросили умирать. "Скорую" вызвали прохожие. Павлов скончался в больнице, не приходя в сознание. Так как нашли его на улице без документов, то и похоронили как "неизвестного мужчину".
"Недавно из отделения Пенсионного фонда нашего города моему покойному мужу Павлову В. А. пришло "трогательное письмо" с приглашением принести документы для оформления пенсии. Как стала возможной такая циничная ошибка? – возмутилась наша читательница. – Кроме того, за заказным "письмом счастья" из Пенсионного фонда приходится ходить на почту, а там еще угрожают санкциями за истекший срок хранения".
Понятно, какие эмоции пришлось испытать женщине, пережившей трагедию, когда она прочитала на конверте имя покойного мужа. В самом деле, почему "письма счастья" и "пригласительные" из Пенсионного фонда спустя долгие годы приходят "мертвым душам"?

Бессмертная пенсионная история
С этим вопросом мы обратились в отделение Пенсионного фонда России по Владимирской области. Как пояснила нам заместитель управляющего Нина Сычугова, подобные ситуации в области не единичны. Очень редко, но они случаются. Умершие абоненты, по данным Пенсионного фонда, могут оставаться в списках живых по разным причинам.
Первое и наиболее распространенное объяснение – предприятие, где работал покойный, имело давние долги перед Пенсионным фондом, и все эти годы продолжало производить отчисления за сотрудников, в том числе умерших. Одна из таких историй уже происходила во Владимире несколько лет назад и также вызвала широкий резонанс: безутешная мать неожиданно получила "письмо счастья" на сына, погибшего двумя годами раньше. Оказалось, что молодой человек ранее получал дивиденды как держатель акций предприятия. Выплаты, как положено, облагались взносами в ПФ. Все это время предприятие, куда, видимо, не были предоставлены данные о смерти акционера, платило дивиденды на покойного и перечисляло взносы с них в ПФ. Поэтому в базе данных Пенсионного фонда этот сотрудник проходил как живой. В результате ему наряду с другими абонентами фонда было отправлено письмо.
– Мы не желаем причинять кому-то из родственников наших абонентов душевную боль, присылая такие письма, – подчеркнула Нина Викторовна. – Ни в коем случае не стремимся обидеть человека. Это не преднамеренная ошибка и не халатность сотрудников Пенсионного фонда. Дело в том, что вся наша работа автоматизирована. В Пенсионном фонде создана система электронного документооборота. Все застрахованные лица поставлены на персонифицированный учет. Базы данных о клиентах и "напоминание" послать им письмо выдает компьютер.
Иными словами, если работодатель продолжает по каким-то причинам платить взносы в ПФ за умершего сотрудника, электронная система фонда автоматически выдает информацию об этом сотруднике как о живом человеке.
Вторая возможная причина ошибки системы – путаница в датах. По мнению сотрудников областного Пенсионного фонда, это, скорее всего, и есть случай нашей читательницы Н. Павловой. Дело в том, что сведения в базу данных персонифицированного учета ПФ стали заноситься с 2002 года, после вступления в силу соответствующего законодательства. Информацию о смерти жителей области фонду предоставляют отделы загс.
– Так как муж автора письма Павловой умер в 2001 году при трагических обстоятельствах и был похоронен как неизвестный, все это время он проходил по нашей базе как живой. А затем, в установленном порядке, за месяц до достижения жителем пенсионного возраста, фонд провел предварительную подготовку и проверку его документов для своевременного назначения и выплаты пенсии. Вот система и выдала, исходя из даты рождения, фамилию "Павлов". После чего ему, как положено, направили приглашение принести в фонд документы для оформления пенсии.
Обнаружить у себя в почтовом ящике извещение о заказном письме на имя умершего – конечно, ситуация неприятная. Понятно, что никто не захочет вскрывать подобных конвертов. И чтобы не травмировать себя лишний раз, можно избежать процедуры получения этого "заказа" на почте. Почтовики не вправе предъявлять жителям санкции за хранение странной корреспонденции. С истечением срока хранения письмо просто будет переправлено с почты обратно в Пенсионный фонд. Родные могут позвонить в фонд и сообщить об ошибке, чтобы больше уже никогда не получать "писем из прошлого".

Елена ПЕВЦОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике