Мчащийся поезд опасен для жизни и: для смерти?

За свою историю Ковров пережил уничтожение нескольких кладбищ. Иоанно-Воиновское, расположенное в центре города и считавшееся элитным, было снесено в 1934 году, на его месте теперь парк имени Пушкина....

За свою историю Ковров пережил уничтожение нескольких кладбищ. Иоанно-Воиновское, расположенное в центре города и считавшееся элитным, было снесено в 1934 году, на его месте теперь парк имени Пушкина. Во второй половине 20-х годов ликвидировали Ильинское кладбище, на месте которого разбили парк экскаваторостроителей. Петропавловское кладбище на северной окраине, упраздненное в 30-е годы, застроено промышленными объектами.

Сегодня в городе оружейников вновь под угрозой места, казалось бы, вечного упокоения. Значительная часть наиболее обширного (10 гектаров) так называемого Старого кладбища, существующего с 1940 года, ляжет под эстакаду и рельсы новой высокоскоростной железнодорожной магистрали. Территория на 258-м километре рельсового пути Москва – Нижний Новгород площадью более 11 тысяч квадратных метров – 200 метров в ширину и от 58 до 59 метров в глубину, считая от оси крайнего пути, – занятая могилами ковровчан, попадает в полосу отвода Горьковской железной дороги.
В горадминистрации уже имеется земельный план, где четко обозначены границы кладбищенского участка, который пойдет под нож бульдозера. Работы там начнутся будущей весной. На недавнем открытии нового железнодорожного вокзала в Вязниках директор Горьковской железной дороги Сергей Козырев заявил, что уже в декабре 2009 года из столицы в Нижний промчится первый суперэкспресс "Сапсан", а значит, к тому времени новая линия должна быть готова.
Большинство жителей Коврова до конца еще не осознали масштаб проблемы. Многие до сих пор не верят, что такое вообще возможно. Могилы на Старом кладбище расположены почти впритык друг к другу. Практически каждый клочок земли там пущен в дело. Нередки случаи, когда покойников погребают на месте старых, оказавшихся бесхозными захоронений. Местные власти процесс стихийного разрастания кладбища на прилегающие территории фактически не контролировали. Нет на Старом кладбище и элементарного порядка. Похоже, на наиболее значимый городской погост давно махнули рукой.
Сколько могил попадает под снос в связи со строительством новой железнодорожной линии, пока не знает никто. Но даже поверхностный осмотр "проблемного" участка показывает, что сносу или перезахоронению подлежат сотни могил. Даже без каких-либо вычислений видно, что немалое число надгробий стоит не то что за 58, а менее чем за 5-10 метров от существующего железнодорожного полотна. В мэрии "крайними" объявляют самих ковровчан. Мол, зачем хоронили своих близких не там, где положено? О том, что в течение десятилетий власти предержащие не предприняли никаких реальных мер по пресечению захоронений в неположенном месте, чиновники предпочитают умалчивать.
Не все ясно и с самим "неположенным" местом. Прежде полоса отчуждения при железной дороге составляла всего 25 метров. Теперь у железнодорожного транспорта иные скорости, новые нормы. Получается, что сотни могил попали в число незаконных уже позднее, когда изменились нормативы? Вразумительного ответа на этот вопрос в Коврове не дает никто. Между тем, в полосе отвода есть захоронения еще 1970-х годов! Интересно, если кто-то вдруг захочет в суде доказать право своих родителей лежать там, где их погребли еще в брежневские времена, не затормозится ли строительство "магистрали века"?
Директор муниципального предприятия ритуальных услуг "Память" Сергей Душин, в ведении которого находятся городские кладбища, сообщил, что первые перезахоронения из проблемной зоны уже произведены по инициативе родственников покойных. Пока перенесли прах лишь 10 ковровчан – это примерно 0,1% от общего количества. Стоит это порядка 4000 рублей, без учета цены гроба. О надгробных памятниках, оградах, лавочках и иных предметах могильного благоустройства речь не идет.
Говорят, что с весны Горьковская железная дорога будет компенсировать расходы по переносу праха, но ясности и в этом пока нет. Скольких жителей Коврова затронет очень неприятный, а для кого-то просто кощунственный процесс эксгумации – также сказать никто не берется.
Неясна и судьба тех могил, за которыми уже никто не следит. Если нет родни, которая будет беспокоиться о прахе близких людей, сможет и захочет ли мэрия организовать перенос останков своих земляков из зоны строительства? Или же "Сапсан" со скоростью 250 километров в час помчит прямо по костям ковровчан?

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике