Потребитель. Берегись продукта второй свежести

Порой случается так, что человек приобрел в магазине товар, а он - просроченный. На прилавках нередко продается молочная и мясная продукция с истекшим сроком годности, салаты и рыба...

Порой случается так, что человек приобрел в магазине товар, а он – просроченный. На прилавках нередко продается молочная и мясная продукция с истекшим сроком годности, салаты и рыба с душком, консервы во вспученных банках. Как грамотно повести себя, угодив в такую ситуацию, и как добиться положительного результата в беседе с продавцом просроченного товара?

Бороться с просроченным товаром сложно, но можно
Перекусы стали нормой жизни. Блинчики, шаурма, пицца, салаты продаются в небольших ларьках и павильонах, в магазинах и торговых центрах.
Во Владимире функционирует 415 объектов общественного питания. Развиваются все типы общепита: сеть быстрого питания (шашлычные и закусочные), сеть массового питания (блинные и пирожковые), элитные рестораны, бары и кафе, а также предприятия общепита в залах комплексного торгового обслуживания.
В прошлом году объем оборота предприятий общественного питания составил 1,4 миллиарда рублей, в 2008 – 1,7 миллиарда рублей, к 2011 году этот показатель возрастет до 3,1 миллиарда рублей. Общепит пользуется огромным спросом. При этом проблема торговли несвежими продуктами – одна из самых актуальных. За примерами далеко ходить не надо. Всего за неделю два сотрудника "Призыва" столкнулись с недобросовестными торговцами. В первом случае девушка купила на центральном рынке корейские салаты. Придя на работу, она распаковала коробки и почувствовала неприятный запах. Салаты оказались испорченными, хотя срок годности, указанный на упаковке, еще не истек. Видимо, не были соблюдены условия хранения продукта. Продавец вспомнила покупательницу и без разговоров вернула ей деньги.
В другом случае девушка купила в супермаркете полкило жареных куриных крылышек. Покупку уложили на подложку и закрыли пленкой. Покупательница распаковала курицу дома и сразу почувствовала резкий запах. Девушка не стала возвращаться в магазин и требовать торжества справедливости, хотя в этом случае налицо все факты, подтверждающие ее правоту. Чек потребитель предусмотрительно сохранила, курица даже по органолептическим показателям не оставляла сомнений в "качестве" продукта. Но обманутому потребителю стало жаль времени и хорошего настроения, так как на практике любое разбирательство с продавцом оборачивается выяснениями отношений, спорами и грубостью.

Уловки продавцов
Историями о том, как в ведрах для мытья полов смывают слизь с колбас и сосисок, уже никого не удивишь. Многие дотошные покупатели перед покупкой мясной продукции не только смотрят на сроки годности, но нюхают и пробуют ее. Наиболее распространенная уловка продавца – ставить свежую продукцию в первый ряд, с пограничным сроком – чуть подальше, у стенки прилавка – вообще просроченная. Рассчитано на то, что в одном случае потребитель проверит сроки, а в другом поверит на слово и возьмет из дальнего ряда, не глядя.
Чаще всех просрочкой "грешат" супермаркеты. Недавно столицу потряс пищевой скандал: сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями вышли на фирму, которая в течение шести лет поставляла просроченные продукты питания почти во все крупные супермаркеты. Фирма скупала испортившиеся продукты в магазинах, а через некоторое время поставляла их снова, только с перебитыми датами срока годности. В список псевдосвежих продуктов входило более тысячи наименований, в том числе детское питание, морепродукты в вакуумной упаковке, консервы.
Сначала убэповцы обнаружили 20 тысяч поддельных этикеток. Позже выяснилось, что продукты с этими этикетками лежали на прилавках почти всех столичных супермаркетов. После проведения экспертизы оказалось, что товар давно необходимо было утилизировать. Срок годности многих продуктов истек еще два, а некоторых и четыре года назад. На многих продуктах срок годности был указан черным маркером или поставлен чернильным штампом. Стереть его не составляет особого труда – достаточно пройтись по датам ваткой с ацетоном. Еще легче подделывать этикетки товаров от иностранных производителей (различные сливки в банках, печенье и шоколад, лечо и соки). На коробку просто наклеивается русскоязычная этикетка со свежим сроком годности.
Предприимчивости торговцев остается только дивиться. Добросовестные супермаркеты снимают с реализации товар на грани срока годности или с уже истекшей датой, но продавцы и охранники умудряются и на этой продукции что-то "наварить". За треть стоимости таким образом можно приобрести кондитерскую и винно-водочную продукцию.

Чек или свидетели – обязательны
Продукты питания надлежащего качества не подлежат обмену или возврату. Некачественную продукцию можно заменить или потребовать вернуть деньги. Что для этого необходимо? Сам товар и документы, подтверждающие факт покупки. Гарантийный талон и ярлык к продуктам не прилагаются, основным доказательством может послужить чек. Все привыкли сохранять кассовый чек только на крупные покупки или на перечень товаров, купленных в одном магазине. Чаще всего покупатели сохраняют чек из супермаркета, но не из обычного продуктового магазина. На рынках и в ларьках продавцы чек вообще не выдают, хотя и обязаны. Как же доказать факт покупки некачественного продукта именно в этой торговой точке?
По закону о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако иначе доказать что-либо довольно проблематично. Правозащитники предлагают еще один вариант – свидетели. Друзья или родственники смогут подтвердить дату и место покупки.
В спорных вопросах потребителю помогут специалисты управления Роспотребнадзора. Ежеквартально они составляют порядка 300 протоколов в отношении продавцов и производителей за реализацию просроченных пищевых продуктов.
Вот несколько типичных случаев. Потребитель приобрела в магазине банку консервированного зеленого горошка. Спустя пару дней открыла банку, вверху красуется огромная мертвая гусеница. Семья купила для праздничного стола несколько салатов на развес. Уже за столом гости и хозяева поняли, что салаты несвежие. Магазин закрылся. Что делать? Как быть, если купленная пицца и шаурма оказались жесткими и несвежими, картофель или блины с наполнителями – с душком?
– В любом случае потребитель сначала обращается по месту покупки продукта. Если на требование возвратить деньги ему отвечают отказом, он может обратиться к нам. По письменному обращению мы вправе провести проверку, отобрать образцы продукции для лабораторных исследований. Если производитель продукции – местный, то мы можем выйти на производство для проверки соблюдения всех технологических условий, – рассказывает ведущий специалист отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Владимирской области Светлана Костина.

Отравили, демоны:
Еще одна ситуация, к сожалению, достаточно типичная – отравление просроченными продуктами. На упаковках товара значится правильная дата, нет постороннего запаха, консистенция продукта однородная и натуральная. А итог – серьезное отравление. И наказать торговцев за многодневные мучения трудно. И возможно ли?
– При первых симптомах отравления некачественным продуктом потребителю стоит обратиться к врачу. По результатам медицинского обследования пациенту выдадут заключение с поставленным диагнозом. Одновременно можно написать заявление в управление Рос-потребнадзора. Наши специалисты проводят расследование. Если чек не сохранился, можно просмотреть товарно-транспортные накладные и с помощью них подтвердить существование партии купленного просроченного продукта, – говорит Светлана Костина.
Если факт покупки доказан, потребитель вправе потребовать возврата денег. Но испытав на себе все "прелести" пищевого отравления, некоторые потребители захотят потребовать и возмещения морального ущерба и вреда здоровью. Имея на руках справку от врача, заключение Роспотребнадзора и ответ продавцов, можно добиваться справедливости в суде.
Хотя чаще всего владельцы прилавков с товаром второй свежести и продавцы отделываются административными штрафами. Размер их приличный. За реализацию продукции с истекшим сроком годности Роспотребнадзор может оштрафовать должностных лиц на 4-5 тысяч рублей, юридических лиц – на десятки тысяч рублей.
Выходит, что продавцу обмануть покупателя несложно, а вот покупателю оградить себя от обмана ой как непросто. Но возможно. Достаточно отказываться от покупок с рук или от сомнительных производителей, обращать внимание на сроки годности, внешний вид продукта и сохранять чек после покупки.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике