Сколько бы мы ни говорили о достижениях области, ее место – 72-е

23 октября 2008 года в Москве при поддержке Российского Союза строителей состоялась конференция "Строительный бизнес в условиях кризиса: источники выживания и роста эффективности". Генеральный директор союза Михаил Викторов,...

23 октября 2008 года в Москве при поддержке Российского Союза строителей состоялась конференция "Строительный бизнес в условиях кризиса: источники выживания и роста эффективности". Генеральный директор союза Михаил Викторов, в частности, отметил, что власти регионов могут путем прямого диалога со строительным сообществом предпринять меры по смягчению последствий финансово-экономического кризиса.

Исполнительный директор Союза строителей Владимирской области, заслуженный строитель РФ Борис ГЕНЕРАЛОВ специально для "Призыва" уточнил, что это может быть увеличение объемов бюджетного строительства, изменение графика платежей за ранее приобретенные земельные участки, согласованная корректировка сроков инвестиционного строительства.
– Борис Васильевич, как чувствует себя строительный рынок области в разгар финансового кризиса?
– На рынке области идут те же процессы, что и по всей стране. Мы ведь живем не в вакууме. Строительные компании, которые привлекали кредитные ресурсы либо за счет банковских кредитов, либо за счет займов населения, сегодня испытывают колоссальные сложности. Это связано с тем, что кредитные ресурсы надо возвращать, а для этого необходимо продавать готовое жилье, спрос на которое упал.
Рынок вторичного жилья практически остановился, потому что вторичное жилье можно купить за живые деньги с привлечением тех же банковских займов, проценты по которым резко выросли. Возможности той группы населения, которая располагала наличностью для приобретения жилья, сократились.
Строительные организации начинают потихоньку сворачивать свои производства: приостанавливают очереди строительства, начинают сокращать персонал, разрывают договоры на поставку сборного железобетона, цемента, металла и других материалов.
Впрочем, объемы ввода жилья в этом году мы выполним за счет старого задела. Однако уменьшение объемов сдаваемого в эксплуатацию жилья мы ощутим уже в первом квартале 2009 года, если в условиях кризиса политика государства не изменится.
– Что может сделать администрация области?
– Видите ли, есть различные сферы экономики и рынок капитала. У нас сформировался не совсем правильный рынок капитала. Как специалист, занимающийся проблемами управления, я могу сказать, что мы не развиваем реальный сектор экономики.
– Но позвольте, вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области Вячеслав Кузин все время говорит, что область развивает именно реальный сектор экономики, поэтому нам никакие финансовые бури не страшны.
– Не развивает! Или развивает недостаточно! Давайте посмотрим на статистические выкладки. Они говорят о том, что мы ставим задачи, недостаточные с точки зрения реального сектора экономики. У нас не сформирована настоящая сбалансированная промышленная политика. Не сбалансирована социальная политика. Это два главных вопроса, на которые необходимо обращать внимание.
Успехи у области, безусловно, есть, но все зависит от того, о какой точке отсчета мы ведем речь. Если мы ведем разговор о нуле, то результаты будут одни, а если о каком-то среднероссийском уровне, то результаты окажутся совсем другими.
Первый вопрос, который возникает при этих рассуждениях: а что является самым крупным индикатором реального сектора экономики? Несомненно, такой показатель, как среднедушевые денежные доходы населения. Другого более наглядного показателя мы найти не сумеем. Давайте обратимся к данным статистики. Вот открытая информация, опубликованная на сайтах, в экономических обзорах специализированных журналов: в 2007 году по среднедушевым денежным доходам населения Владимирская область заняла 72-е место. Поэтому сколько бы мы ни говорили о наших достижениях, наше место – 72-е. Перед нами – Костромская область (67-е место), за нами – Ивановская (79-е).
Наша экономика, и это надо понимать объективно, сложилась в период совершенно другой системы, которая работала на военно-промышленный комплекс (ВПК). И эти мощности ВПК для своего времени были совершенны и необходимы. Сегодня, когда вектор развития экономики абсолютно изменился, специалисты относят нашу область к зоне старопромышленных депрессивных регионов. Это ни плохо, ни хорошо – это оценка. И нам надо постараться переломить ситуацию.
– Почему вы считаете, что у нас нет реальной промышленной политики?
– В своих работах и я, и другие экономисты оценили ситуацию в нашей области с позиции перехода к рынку и сформулировали один принципиальный вывод, который имеет актуальность и сегодня. В системе разделения труда, которая сложилась в Советском Союзе, наша область играла вспомогательную роль, потому здесь практически не производилось конечной продукции: двигатели для тракторов, электродвигатели, различные автоприборы, сырье для химической промышленности и так далее, не считая, как уже говорилось, ВПК, который не работал на экономику.
"Оборонка" и сегодня влияет на среднедушевые денежные доходы населения, но мало связана с экономикой региона в целом. Те предприятия, которые сумели пробиться на внешний рынок (ОАО "ВПО "Точмаш"), благополучны, потому что сами нашли свою дорогу. Одно время они гнали за рубеж 95% своей продукции.
К сожалению, серьезного подхода к оценке возможностей развития реального сектора областной экономики до сих пор нет. Когда речь заходит о стратегических хозяйственных зонах, это чистой воды глупость. Надо понимать закономерности развития экономической системы региона.
Поскольку у нас сложился такой вид экономики, мы должны выбрать один из путей ее развития. Одним из них может быть обеспечение преемственности материальной базы, которая уже присутствует в основных фондах. Все остальное можно привнести.
Однако у нас новый стекольный завод "сажают" в Гороховце! Смеху подобно! Машиностроителей заставлять выпускать стеклотару и приводят конкурента нашим стеклоделам. При этом во главу угла поставлен вектор привлечения инвестиций в реальный сектор.
Да, их надо привлекать, но направленно. А у нас до сих пор собственной продуманной промышленной политики нет. Она носит спонтанный, хаотичный характер, лишь бы пришел хоть какой-нибудь инвестор.
Концепция развития области, на мой взгляд, не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к документам такого уровня. Сначала надо проанализировать имеющиеся данные, понять базовые условия, а уже дальше думать, куда направлять развитие региона. Тогда можно понять хоть что-нибудь. А мы, не определившись толком в координатах, говорим, что достигнем какой-то точки развития. Каким образом мы ее достигнем – вот главный вопрос.
– Каковы, на ваш взгляд, будут последствия финансового кризиса для экономики нашей области?
– Мы тоже столкнемся с серьезным оттоком капитала. Все инвестиционные компании, которые к нам приходят, за редким исключением, как правило, не имеют собственных инвестиционных ресурсов и четкого представления о собственном развитии. К нам приезжают дилеры от инвесторов. Им нужно найти площадку, собрать данные об условиях размещения и передать их заказчикам.
– Как можно смягчить последствия кризиса для строительной отрасли региона?
– Сегодня имеет смысл говорить о жестких механизмах регулирования сроков выделения и стоимости земельных участков, потому что спекуляция земельными ресурсами ни к чему хорошему не привела и не приведет. Надо принять меры по сдерживанию цен на стройматериалы и топливно-энергетические ресурсы.
Кроме того, областная администрация должна задуматься (и в этом меня поддерживают строители региона) о привлечении на региональный строительный рынок кредитных ресурсов в размере не менее 2 млрд рублей. Назрел момент для появления государственных социальных строительных программ, причем не таких, которые работают сегодня.
Ведь что дает ипотека? Всего 3% ВВП. Когда говорят, что государство будет выкупать недостроенное жилье, о чем тут можно рассуждать серьезно? Государственные вложения должны составлять не менее 20% от объема жилищного строительства в области или в стране. Если мы в этом году построим 400 тыс. кв. метров жилья, то эта программа должна быть рассчитана на строительство 80 тыс. кв. метров и капитальные вложения должны составить не менее 2 млрд рублей. Тогда негативные явления будут в полной мере сглажены.
В целом по России объем таких вложений должен составить 300 млрд рублей, что сопоставимо с теми объемами, которые вкладываются сейчас в банковский сектор. Как только эти 300 млрд рублей пойдут в строительство, заработают и другие сектора экономики, включится механизм оборота средств.
Разразившийся финансовый кризис недвусмысленно дал понять, что рынок сам себя отрегулировать не способен. "Невидимой руки рынка", о которой так много говорили и писали либеральные демократы, не существует. Мы обязаны построить социальную регулируемую рыночную систему хозяйствования, поскольку в нашей Конституции написано, что у нас социальное государство. То же самое, но более эффективно, пытаются делать Германия, Франция, Англия и другие европейские государства. Только когда будет достигнуто равновесие между интересами людей и бизнеса, только тогда и начнется поступательное развитие региона. Если этого нет, социальные конфликты неизбежны.

Ольга РОМАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике