Потребитель. Стоит ли покупать обувь на распродажах?

Во Владимире все магазины, секции и отделы по продаже обуви объявили сезон распродаж. Покупателям предлагаются огромные скидки на летнюю обувь и пока еще скромные - на осеннюю. Возможно...

Во Владимире все магазины, секции и отделы по продаже обуви объявили сезон распродаж. Покупателям предлагаются огромные скидки на летнюю обувь и пока еще скромные – на осеннюю. Возможно ли одновременно сэкономить на покупке обуви и получить гарантию качества и долговечности?

Скидка гарантии не подлежит?
В одном из владимирских магазинов объявлена грандиозная распродажа обуви. Есть только одно <но>. После покупки продавец выдает чек со штампом <Гарантии не подлежит>. Покупатели удивляются: то ли таков закон, то ли это уловка предпринимателей?
Наша рубрика <Потребитель> для того и существует, чтобы отвечать на вопросы читателей, а комментировать ситуацию, как обычно, станут специалисты Роспотребнадзора и управления по защите прав потребителей.
– К сожалению, в законе о защите прав потребителей говорится о праве изготовителя устанавливать гарантию на товар, а не о его обязанности, – поясняет заместитель начальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора области Светлана Кудрина. – Как правило, изготовитель устанавливает гарантийный срок. Отечественная обувь шьется по ГОСТу, который предусматривает определенные сроки гарантии. Но и они носят рекомендательный характер. В любом случае изготовитель и продавец несут ответственность за свой товар. Единственное, если гарантия не установлена, то бремя доказательства наличия производственного дефекта в товаре ложится на потребителя,
Штамп <гарантии не подлежит> означает, что изготовитель и продавец отказались устанавливать сроки гарантии, но от ответственности они себя этой надписью освободить не могут. В законе о защите прав потребителей на этот счет есть универсальный срок – покупатель вправе предъявлять претензии в течение двух лет со дня покупки. Если обнаружен брак, то потребитель может потребовать ремонта обуви, возврата денег, уменьшения цены или замены на новую пару. Многие покупатели скажут, что надо еще каким-то образом убедить продавца выполнить эти требования. Как? Путем проведения экспертизы.
– Конечно, проведение экспертизы – это весомый способ убеждения. Но мы все-таки советуем потребителям сначала встретиться с предпринимателем. Никому, ни покупателю, ни продавцу, не нужны лишние расходы. Возможно, продавцу будет достаточно осмотра обуви, чтобы принять решение в пользу потребителя, – считает Светлана Кудрина.
Так все-таки как же насчет скидки? Действительно ли распродажа означает отсутствие всяких гарантий? Нет, конечно. Если продавец при покупке не предупредил о наличии дефектов в товаре и на распродажу выставлены новые пары обуви, то на них распространяются все пункты статей закона о защите прав потребителей. К примеру, девушка купила ярко-красные лакированные сапожки. Дома примерила их с одеждой и сумочкой в тон, оказалось, что обувь не подходит по цвету и фасону. На качество претензий нет. Если девушка не ходила в сапогах по улице, сохранила ярлычки и чеки, то обувь смело можно вернуть в течение 14 дней со дня покупки. Если обувь, купленная по скидке, оказалась некачественной, то в первую очередь надо определиться с тем, чего хочет потребитель: ремонта, замены обуви или возврата денег. Покупатель пишет заявление на имя владельца магазина с указанием варианта предложения. Предприниматель имеет право в случае, если гарантия не установлена, требовать доказательств, то есть проведения экспертизы.

Износ важнее сезона
По данным Роспотребнадзора, владимирские предприниматели зачастую торгуют обувью без контракта с изготовителем. Поэтому на обувь устанавливать гарантию, кроме продавца, некому. И наши торговцы, как правило, устанавливают единый срок – один месяц. Есть и такие продавцы, которые дают 10-14 дней гарантии. Тем не менее, их обязательства сохраняются на более длительный период.
Очень многие продавцы вводят покупателей в заблуждение, сообщая, что месяц гарантии действует с момента покупки. На самом деле для сезонных товаров (обуви, одежды) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Согласно статье № 19 закона о защите прав потребителей сезонные границы определяет каждый субъект РФ отдельно. Постановлением губернатора Владимирской области продолжительность сезона для товаров зимнего ассортимента – с 1 ноября по 1 марта, для товаров весеннего и осеннего ассортимента – с 1 марта по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября соответственно, летнего ассортимента – с 1 мая по 1 сентября.
Правда, некоторые торговцы изобрели новое понятие – всесезонная обувь. К ней относятся офисные ботинки и туфли. Якобы эту обувь сезонными рамками не ограничишь. По закону на офисную обувь распространяются те же правила, что и на всю остальную. Только потребителю стоит учитывать, что результаты экспертизы, которую, возможно, придется проводить, покажут уровень износа. И если офисная обувь сильно поношена, то брак вряд ли спишут на изготовителя.
– Во многом положительное решение зависит от самого потребителя. Если продавец видит, что перед ним грамотный покупатель, он обстоятельно объясняет суть вопроса, настойчиво и спокойно предлагает способ удовлетворения требований, то, вероятнее всего, предприниматель пойдет ему навстречу. И дело не дойдет ни до экспертизы, ни тем более до суда, – считает Светлана Кудрина.
Вот два подобных примера. Женщина купила в ноябре зимние сапоги. Названный срок гарантии – месяц. Поскольку сезон уже начался, гарантия отсчитывалась с момента покупки. Покупатель надела сапоги лишь в феврале и сразу же обнаружила дефект. Хватило одной грамотной беседы с предпринимателем, чтобы добиться результата. Потребителю вернули деньги.
Еще одна дама обзавелась осенними сапожками. Походив в них полдня, она поняла, что сапоги тесноваты ей в колодке. По закону потребитель уже не может требовать возврата денег за качественный товар, если он потерял товарный вид. Но женщина все-таки добилась своего. При покупке продавец убедила женщину, что кожаная обувь разойдется и перестанет быть тесноватой. В законе о защите прав потребителей есть статья № 12, в которой говорится о предоставлении недостоверной информации потребителю. Апеллируя к этой статье, потребителю удалось вернуть деньги.

Как угадать качество?
Практически все знают, что гарантия качества обуви – наличие сертификата. Но, оказывается, важен не столько сертификат, сколько маркировка на коробке.
– В ходе проверок обувных магазинов выявляется ряд нарушений. Самое распространенное – отсутствие полной информации о товаре. В большинстве случаев неизвестно, где и кем изготовлена обувь. В маркировке на коробке можно прочитать и название фирмы, и ее юридический адрес, – говорит Светлана Кудрина.
С сертификатом и реальным производителем можно прогадать, остается надеяться лишь на собственные знания. Натуральная кожа всегда теплая на ощупь, она толще искусственной и характерно пахнет. Натуральная кожа пропускает влагу и воздух – она <дышит>, чего не скажешь об искусственной. Обувь из искусственной кожи не разнашивается и не принимает форму ноги. Лучше, когда в обуви есть стелька – это позволит проветривать обувь, сушить и менять стельки. Носки и задники должны быть уплотнены. Обратите внимание на устойчивость каблука. При соприкосновении с ровной поверхностью каблук должен плотно к ней прилегать, а носок – подниматься от пола на 5-7 миллиметров. Солидная упаковка обуви также служит лишним подтверждением надежности фирмы-изготовителя. <Полуподпольные> фирмы не тратятся на достойную упаковку.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике