Плюсы и минусы дистанционной торговли

Волна покупок по каталогам докатилась и до Владимира. Как не ошибиться в выборе товаров по каталогам, стоит ли верить рекламным обещаниям и легко ли вернуть заказанный товар?

Волна покупок по каталогам докатилась и до Владимира. Как не ошибиться в выборе товаров по каталогам, стоит ли верить рекламным обещаниям и легко ли вернуть заказанный товар?
Нехватка времени – основная проблема сегодняшнего дня. Некогда сходить в поликлинику, нет времени на поход в театр и кино, все время не хватает каких-то 10-20 минут, чтобы все успеть. В будние дни совершенно нет свободной минутки, чтобы сделать важные покупки, в выходные дни хочется заняться домашними делами. Существенно сэкономить время в выборе бытовой техники, электроники, одежды, разных мелочей для украшения дома позволяет дистанционная торговля. Жители столицы и других городов-миллионников давно к этому пришли. Спрос на цивилизованную дистанционную торговлю появился и у владимирцев. Не так давно во Владимире даже открылся магазин заказов по каталогам.

Что и как заказать на расстоянии?
Дистанционная торговля – это выбор и покупка товара по каталогам, рекламным проспектам, по образцам и через Интернет. Фирмы, распространяющие продукцию бесконтактным способом, рекламируют товары по радио, телевидению, в газетах и журналах.
– Во Владимире потребители чаще заказывают товары по различным каталогам и красочным буклетам. Наши покупатели предпочитают общаться с консультантами фирм, жалоб на заказы через Интернет пока нет. Среди владимирцев спросом пользуется продукция косметических, медицинских и фармацевтических компаний. В основном, это биологически активные добавки, товары для профилактики и лечения заболеваний, одежда, мебель, косметика, – рассказывает заместитель начальника управления по защите прав потребителей Наталья Денисова.
На российском рынке компании, зарабатывающие себе на жизнь дистанционной торговлей, появились в 90-х годах. Жители США и Европы пользуются услугами бесконтактной торговли не одно десятилетие. Все предложения заказов поступают по почте и через Интернет. За год в США дистанционным способом продается товаров на 100 миллиардов долларов. В России пока лишь 120 фирм торгуют по каталогам, работают примерно две тысячи интернет-магазинов. Первыми прижились на местной почве биологически активные добавки, затем – косметика, после – книги, сейчас – одежда.

Плюсы покупки по каталогам очевидны
Первый – удобство. Сидя на диване, можно выбрать любую модель, размер, цвет. Второй – экономия времени. Рассматривать и прицениваться можно в процессе приема пищи на обеденном перерыве, во время поездки в общественном транспорте, в кровати перед сном. Третий – анонимность торговли. Не надо ни перед кем краснеть при заказе средства от облысения, для интимной гигиены, от растяжек, целлюлита или при выборе нижнего белья.
– Я почти год покупаю всю одежду по каталогам. Сначала выбирала только себе, теперь одеваю всю семью. Конечно, иногда приходится ждать 2-3 недели, пока костюм доставят. Но ведь у меня нет такого, что носить нечего. К тому же консультанты всегда предупреждают о сроках поставки. С обменом одежды еще ни разу не было проблем. Недавно заказала кофточку 46-го размера, а прислали 48-го. Через пару недель прислали нужный размер, – рассказывает жительница Владимира Мария Степанова.
Как регулировать дистанцию?

Лет пять назад, в самый разгар продаж биологически активных добавок, массажеров и приборов, лечащих от всех болезней, жалоб на дистанционную торговлю было очень много. Главная причина – отсутствие информации. Консультанты на словах объясняли действие препаратов и функции приборов, записывали в блокнотик фамилию клиента и обещали перезвонить при поступлении товара. Никаких договоров никто ни с кем не заключал, никому не выдавались квитанции и чеки. Мало кто из потребителей знал что-либо конкретное о фирме-продавце. Настоящая беда случалась, если у покупателя возникали вопросы по заказу. Где искать консультанта, компанию, кому показывать и доказывать дефекты в продукции, как вернуть деньги?
В 2004 году в законе о защите прав потребителей появилась новая статья 26.1. <Дистанционный способ продажи товара>. В ней говорится, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи).
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара.
В момент доставки товара вся информация у покупателя должна быть в письменной форме. Обязательные условия: данные приводятся на русском языке, а цены указываются в рублях.
По закону потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества. Причем до момента доставки можно отказаться от заказа в любое время, а после передачи товара – в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев.
Вернуть качественный товар можно, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Вместе с тем, потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства.
А если товар, купленный дистанционным способом, оказался некачественным? На него также распространяется действие всех пунктов закона о защите прав потребителей. То есть заказ с дефектом можно поменять, потребовать уменьшения цены, отремонтировать или вернуть назад.
Москвичей обманывают по владимирским образцам

Минусы в дистанционной торговле тоже имеются. Вместо <живого> товара – картинка, к тому же приходится ждать неделями, чтобы получить заказ, потом столько же, чтобы вернуть или поменять его. А бывает, что и некому вернуть, и некуда идти разбираться.
Продажа товаров по образцам – одна из разновидностей дистанционной торговли. Чаще всего таким способом продают мебель.
– Нам достаточно часто звонят потребители из Москвы, жалуются на якобы владимирских изготовителей мебели, – говорит Наталья Денисова. – В районе остановок общественного транспорта и станций метро представители неких владимирских фирм предлагают заказать продукцию по каталогам. На картинках нарисованы различные мебельные гарнитуры, диваны, кресла. Цены доступные. В договоре указывается владимирский адрес. Улица, как правило, есть во Владимире на самом деле. Когда наши специалисты выходят на место, оказывается, что под указанным номером располагается жилой дом. Были и такие случаи, когда в адресе вместо улицы значилось, например, <Октябрьский райисполком>.
Как люди поддаются на подобные провокации? Казалось бы, о мошенничествах и уловках предприимчивых дельцов не говорит только ленивый. Ан нет. Все равно отзываются на рекламные ухищрения. В итоге мебель оказывается либо некачественной, либо привезенной в неполной комплектации, а спросить не с кого.
Не меньше жалоб на биологически активные добавки, заказанные дистанционным способом. Пожилая женщина увидела по телевизору рекламу чудодейственного сердечного препарата и заказала его по телефону. Взяла два флакона по 6500 рублей за каждый. Пропив мнимое лекарство пару дней, пенсионерка разуверилась в его волшебных свойствах. Специалисты управления по защите прав потребителей помогли вернуть ей деньги за один нераспакованный флакон.
Но подобные примеры – все же не повод отказываться от дистанционной торговли. Чтобы подстраховать себя, следует узнать всю информацию о фирме, продавце, заключить договор, установить сроки доставки. Правда, биологически активные добавки лучше все-таки покупать в аптеке, перед этим посоветовавшись с врачом.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р. Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике