Подушевое финансирование школ – всем ли по душе?

"Раритетную" сельскую школу закрыли из-за нехватки подушевых финансов И словно по контрасту - современные классы, оснащенные по последнему слову техники, с выходом в Интернет. Школа в селе Алексеевском...

"Раритетную" сельскую школу закрыли из-за нехватки подушевых финансов
И словно по контрасту – современные классы, оснащенные по последнему слову техники, с выходом в Интернет. Школа в селе Алексеевском Ковровского района была одной из самых необычных в области. Печное отопление, бревенчатые стены, тканые деревенские половички. Во множестве почти музейных деталей – история времен царской России.
Министр образования России несколько лет назад лично навещал эту школу – как образцовую для сельской глубинки. Ее закрыли в разгар учебной четверти: не хватило "душ" для финансирования. В День учителя 8 педагогов и 11 учеников узнали эту печальную новость.

Духовное наследие
Со школьной скамьи жители села Алексеевского знают и чтят свою историю. Ведь до сих пор учились сельские дети под сводами уникальной церкви.
:Ровно сто лет назад местные крестьяне на свои средства построили в селе Лаптиха (так тогда называлось Алексеевское) церковь в честь Серафима Саровского. Люди верили, что посещение храма этого святого царственной четой помогло появиться на свет наследнику династии Романовых. Храмы в честь святого Серафима тогда были задуманы по всей стране. Но церковь в Лаптихе была построена одной из последних. Местные крестьяне успели добиться и переименования своего села по имени царевича Алексея.
Советская власть церковь Серафима Саровского быстро закрыла. Здание переделали и разместили в нем школу, где учились дети с пятого по девятый класс. Так храм духовный превратился в храм науки. Стены были спасены от разрушения, а дети получили возможность учиться рядом с домом. Начальная алексеевская школа разместилась отдельно, в соседнем поселке Восход. Оба учреждения служили жителям верой и правдой больше семидесяти лет.
За тремя партами

Начальная школа в поселке Восход работает до сих пор. С переходом на подушевое финансирование ей хватило учеников, чтобы выжить. А основная – алексеевская – школа закрыта только лишь потому, что в новом учебном году недобрала: шесть учеников. В первом-третьем классах в поселке Восход учатся 17 детей, а в пятом-девятом классах, в селе Алексеевском – всего 11 ребят.
В поселке Восход в последние годы – подъем рождаемости. Там семьи могут позволить себе и второго, и третьего ребенка. У жителей есть стабильный доход – они трудятся на восходовском лесокомбинате. В Алексеевском предприятий нет. Когда-то здесь процветал колхоз, и в школе учились в две смены триста детей. Потом многие бросили родные места в поисках лучшей доли. Единственным источником цивилизации в селе оставалась школа. Она давала детям возможность учиться рядом с домом, получая знания на современном уровне.
У детей был полный "портфель" уроков. Учителя ездили к ним из Коврова – администрация района выделяла бесплатный автобус. У всех педагогов – высшее образование и квалификационные категории. В последние годы они добились стопроцентной посещаемости детей, искоренили второгодничество. Даже "трудные" подростки стали учиться, в основном, на "4" и "5" и побеждать на олимпиадах. В алексеевской школе дети изучали материал по инновационным программам, в компьютерном классе был доступ в Интернет. Школьники посещали секции и факультативы: краеведение, экологию, ОБЖ, теннис, лыжи, волейбол, народные промыслы. Рядом со школой были открыты оснащенные мастерские для уроков труда.

Плоды просвещения
Одиннадцать детей, по двое-трое в классе, каждый на виду, индивидуальный подход – чем не царскосельский лицей? Благодаря такому полноценному образованию деревенские дети из неблагополучных семей получали неплохие шансы вырваться из своей среды, состояться в жизни. Но многолетние наработки учителей и успехи детей были разрушены в один миг. Теперь они со слезами рассказывают о школе – только в прошедшем времени.
Почему-то чиновники районного управления образования сообщили о закрытии школы в разгар учебной четверти. Новость прозвучала, как гром с ясного неба. Летом алексеевская школа, как все, готовилась к новому учебному году. Сделали традиционный косметический ремонт, обновили классы, закупили учебники детям. И вдруг учеников сорвали с привычных мест. Теперь им придется ездить на учебу за 15 километров, в соседнюю шевинскую школу. Родители возмущены: дети будут вдали от дома. Не исключен и вариант учебы в интернате, тогда дети и вовсе навещать родных смогут лишь в выходные.
Дружный коллектив учителей алексеевской школы расформировали и разбросали по другим образовательным учреждениям района. Причем педагоги не были уволены по сокращению штатов, с выплатой зарплаты за три месяца, как положено. Их перевели на новые места работы. По словам учителей, выбирать им не приходилось: либо соглашайся на то, что предложат, либо увольняйся. Одна из работниц так и сделала. Вторая была вынуждена согласиться на работу в детском саду, где и обязанности другие, и зарплата ниже.

Школа злословия
Сумма, из-за которой чиновники разрушили уклад жизни десятков людей, – 400 тысяч рублей. Ровно столько не хватало на содержание здания до конца года. Годовой бюджет школы составляет около полутора миллионов рублей. А на новый учебный год после расчета "по душам" ей выделили чуть больше одного миллиона.
Что такое четыреста тысяч в рамках бездефицитного бюджета Ковровского района? Капля в море. Если бы администрация добавила школе денег на нынешний и будущий учебные годы, учреждение еще можно было бы спасти. Через пару лет в пятый класс перешли бы дети из начальной школы поселка Восход. С приростом учеников алексеевской школе уже хватило бы численности, чтобы самостоятельно платить по счетам.
– Учителя даже согласны были некоторое время работать на минимальной зарплате, лишь бы не бросать местных детей, – говорит бывший завуч школы Наталья Кузякина.
Но школе не дали шанса на спасение: закрыть, нельзя помиловать. Это на деле, на словах формулировки "закрытие" чиновники избегают.
– Школа просто претерпела изменение вида: была основной, стала начальной. Причина – оптимизация учебных заведений и рационализация использования средств, – сообщила нам начальник управления образования Ковровского района Вера Амбарова. – Все учителя трудоустроены. Дети будут ездить на новое место учебы на бесплатном автобусе. В шевинской школе у них будет также бесплатное питание. Классы там хорошо оборудованы, у детей – все условия.
Обозначить свой взгляд на проблему мы попросили также заместителя начальника областного департамента образования Ольгу Беляеву.
– Закрывать ли школу, решают исключительно органы местного само-управления. В области в прошлом и в этом учебном году были закрыты несколько малокомплектных сельских школ.
Вероятно, это верные решения. Они обусловлены не желаниями чиновников, а новым законом и экономической целесо-образностью. Содержать большое здание ради десятка детей невыгодно. Я помню алексеевскую школу: "раритетная", теплая, оснащенная всем необходимым, туда министр приезжал. Конечно, жалко ее. Но иначе нельзя.

Танцевать от печки
Смысл реформы образования, установившей правила подушевого финансирования школ, до учителей не доходит до сих пор.
– Каждому ребенку должно быть гарантировано доступное образование, – говорит бывший директор алексеевской школы Андрей Сафонов. – Школы нужно беречь, тем более в глубинке – это же сегодня последняя "соломинка", оплот для села. Школа исторически – это совесть и мудрость села, его основа.
В области около половины школ – малокомплектные. Что будет с родителями, детьми, учителями, если в ближайшие годы начнется их массовое закрытие по примеру алексеевской школы? Что может ждать село, где школы не стало? Воспитание интернатом, отдаление ребенка от семьи приводят к разрушению семейного сельского уклада. Родители, лишенные детей, работы, смысла существования, в глуши еще больше скатятся на дно. Жизнь в селе без школы и детей обречена на угасание.
Но закон есть закон, и за дрова, электричество, воду школа должна чем-то платить. Вот чиновникам и приходится "танцевать от печк". Финансовый "разговор по душам" оказался важнее "человеческого фактора". В алексеевской школе звонок больше не прозвенит.

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике