Как карьероуправлению одолеть твердые породы чиновничества?

Нынешний сезон для Ковровского карьероуправления - наиболее значительного предприятия поселка Мелехово Ковровского района - ознаменовался новыми производственными достижениями. Только за сентябрь произведено и реализовано 165 тысяч тонн щебня...

Нынешний сезон для Ковровского карьероуправления – наиболее значительного предприятия поселка Мелехово Ковровского района – ознаменовался новыми производственными достижениями. Только за сентябрь произведено
и реализовано 165 тысяч тонн щебня – это абсолютный месячный рекорд для предприятия.

Продукция ККУ уходит, что называется, с колес. Склады пусты. Несмотря на постоянное увеличение выработки того же щебня, его постоянно не хватает строителям жилья и дорожникам. К тому же без мелеховского доломита вообще встанет половина всей российской стекольной промышленности! Однако, несмотря на значительные вложения в техперевооружение, повышение производительности труда и огромную востребованность продукции на рынке, Ковровское карьероуправление сегодня находится на грани: полной остановки!
Земельные участки, на которых ведется добыча известняка и его производных, почти полностью выработаны. Необходимо выделение новых площадей для дальнейших разработок. Казалось бы, это обычная, даже привычная процедура. По сложившейся еще с 1980-х годов практике, каждые пять лет ККУ запрашивает разрешения на разработку очередного участка площадью примерно в 20 гектаров. Карьеро-управление специально и было создано в тех местах, где находится огромное мелеховско-федотовское месторождение известняка. Только разведанных и подтвержденных запасов в пределах горного отвода ККУ там хватит на 170 лет непрерывной работы!
Однако нынче возникла серьезная загвоздка. Если раньше окружавшие карьеры леса значились в первой категории, то теперь с введением Лесного кодекса они переведены в категорию защитных. Но как и ранее, постановлением правительства эти леса передавались и могут передаваться в эксплуатацию, а земли – в аренду для добычи полезных ископаемых. При этом лесные насаждения, состоящие по большей части из березняка и кустарника, особой ценности не имеют и даже местом отдыха для жителей поселка никогда не являлись.
Решение о переводе леса в эксплуатационную категорию, разрешающую его сведение, равно как и о выделении участка в аренду ККУ для дальнейшей работы, может принимать лишь правительство РФ. Необходимое представление об этом должна сделать администрация Владимирской области. Однако последняя почему-то не спешит. Соответствующую заявку мелеховцы оформили еще в конце 2006 года. С того времени прошло почти два года, но воз и ныне там. Вопрос, что называется, <завис>. А оставшихся площадей ККУ при нынешних темпах работы хватит лишь до конца декабря. Потом же мощные экскаваторы застынут с пустыми ковшами, точно нищий с протянутой рукой:
Выделение участка для продолжения производственной деятельности ККУ – вопрос, конечно же, для предприятия наиважнейший. Но есть и еще одна проблема, разрешение которой тоже невозможно без участия обладминистрации. Точнее – департамента цен и тарифов.
Продукция мелеховского карьероуправления вывозится как автомобильным транспортом, так и по железной дороге. Железнодорожными перевозками в Мелехове занимается ковровский филиал ОАО <Владпромжелдортранс>. В ведении этой организации находится тупиковая железнодорожная ветка длиной в восемь километров, соединяющая поселок Мелехово со станцией Ковров-Грузовой (<Заря>) на линии Горьковской железной дороги. Фактически этот филиал является монополистом – другой железной дороги для ККУ просто нет.
Вероятно, именно по причине столь выгодно сложившейся ситуации аппетиты филиала <Владпромжелдортранса> постоянно растут. В начале февраля 2008 года железнодорожники уже добились утверждения своих тарифов на 27,8%. Казалось бы, в этом году уже можно не ждать неприятных сюрпризов: по закону, чаще, чем раз в год, монополисту повышать тарифы нельзя. Но не тут-то было. С 3 сентября нынешнего года ковровский филиал <Владпромжелдортранса> ввел в действие новые, еще более высокие тарифы – на 15 % больше от ранее увеличенного значения. Областной департамент цен и тарифов повторное увеличение санкционировал, причем ККУ – то есть тех, кто будет по этим тарифам платить, – о предстоящих изменениях <правил игры> даже не известили! В Московской, Ивановской и Ярославской областях, где тоже действуют филиалы ОАО <Владпромжелдортранс>, тарифы повышаются лишь один раз в год.
Ковровские железнодорожники оправдывают рост тарифа повышением цен на дизтопливо. Однако специалисты ККУ, изучив ситуацию, с удивлением обнаружили, что, к примеру, задекларированный тариф ковровского филиала <Владпромжелдортранса> учитывает цену за 1 литр дизтоплива в 21 руб. 60 коп. без НДС, а расположенное по соседству ККУ для своих нужд закупает ту же солярку (если также не учитывать НДС) по 17 руб. 46 коп. за литр! Простой расчет показывает, что цена завышена более чем на 20 %.
Такие тарифы привели к парадоксальной ситуации. За 8 месяцев 2008 года объем перевозок продукции ККУ, осуществленных ковровским филиалом <Владпромжелдортранса>, в абсолютном выражении сократился на 17,7 тыс. тонн по сравнению с сопоставимым периодом 2007 года, а доход железнодорожников за тот же период, наоборот, вырос по сравнению с прошлогодним уровнем на 1,6 млн рублей. То есть возить стали меньше прежнего, а получать – значительно больше.
Сегодня ККУ отправляет по железной дороге ежемесячно около 1000 вагонов продукции, из которых примерно 700 – со щебнем и 300 – с доломитом. Теоретически существует вполне реальная возможность вывозить весь щебень автотранспортом. Клиент за столь ценным по нынешним временам стройматериалом с удовольствием и грузовики пригонит. Конечно, это радикальная мера, но если тарифы филиала <Владпромжелдортранса> и дальше будут расти такими темпами, иного выхода у карьероуправления просто не будет.
Недавно руководство Ковровского карьероуп-равления официально обратилось к директору областного департамента цен и тарифов Ольге Вен с просьбой проверить обоснованность тарифов ковровского филиала ОАО <Владпромжелдортранс> и законность их повторного повышения в течение 2008 года. Пока еще остается возможность решить конфликт миром. По большому счету, <рельсовая война> никому не нужна.

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике