16+

Так кто же хочет в Лесниково наломать дров?

Самые интересные письма пишут анонимы. В нашу редакцию пришло послание от жителей деревни Лесниково Гусь-Хрустального района. Неизвестный автор сетовал на то, что лес остался без присмотра, а грибники и ягодники – без даров. Мы решили выехать на место и разобраться, кто, что и почему потерял и не может найти в гусевском лесу.

Почему пахнет жареным?
Читаем жалобу Юрию Сучкову, начальнику территориального отдела областного департамента лесного хозяйства (Курловское лесничество). Он признается, что ничего нового, по сути, не услышал:
– Жалобы идут не первый год. И тоже анонимные, без подписи. Кому-то просто не нравится, что в лесу стали иные порядки и самовольщики перестали чувствовать себя вольготно, – делает вывод он.
Эту версию подкрепляет и еще один печальный факт. В конце мая в ночь с субботы на воскресенье сгорела контора лесничих. На ее месте сегодня обугленные кирпичи, головешки и остов печки. Смотришь на эту разруху и понимаешь, что кому-то крепко насолили инспекторы. И хотя следственные органы пока не сделали однозначных выводов, как-то немного сомнений в том, что пожар – это аргумент обиженных. <Мы встали на пути воров, это просто злость на инспекторов тех, со стороны, кто привык воровать и безобразничать! Против нас - поджоги и бумаги!> – бросил в сердцах один из работников лесничества. В соседней с Лесниково Купреевской зоне лесничество сжигали два раза.
В этом году произошло реформирование лесной отрасли. Созданы структуры – ГУПы и лесничества. Контролирующая и хозяйственная деятельность четко поделены.
– По сравнению с прошлым годом в нынешнем резко сократилось количество самовольных рубок, – констатирует Юрий Алексеевич. – Украдено 600 кубов древесины (для сравнения: в 2007 году – 1700 кубов). Составлено 95 протоколов о нарушениях – это и самовольные рубки, и нарушение правил пожарной безопасности, санитарной безопасности и т.п.
Кстати, о рубках. Жалобщики, пожелавшие остаться неизвестными, сообщали, что <рядом за лесничеством третий год пилят на одном месте>. Лес захламлен макушками и сучками.
Проезжаем, где это возможно, вокруг деревни. Ведущий специалист-эксперт Алексей Гунов показывает делянки, где в этом году шли рубки ухода. Сплошных рубок мы не нашли, да и, как пояснили нам, их быть и не могло – это противозаконно. Работы по уборке сухостоя продолжаются. Только после окончания пожароопасного периода в лесу можно уничтожать порубочные остатки.
Рубки ухода, прореживания, проходные проводят арендаторы. Они же ухаживают за посадками. Инспекторы поясняют, что эти функции для них новые, но справляются они неплохо.
– У нас со вступлением в силу нового Лесного кодекса шесть арендаторов ведут все направления – от лесохозяйственных работ до лесовосстановления. Тяжело начинали, многому учились, но сейчас стали перестраиваться, берут профессионалов, переучивают своих, – констатируют специалисты лесничества.
Разговариваем с инспекторами. В письме их упрекали в некомпетентности и сообщали просто вопиющие факты из их биографии, например, об увольнениях чуть ли не по статье.
Василий Голубкин – один из тех, кого недобрым словом поминают наши анонимы. Стаж работы в отрасли – 35 лет. До пенсии – чуть больше года, в багаже не только обширные знания по профессии. За добросовестный труд он отмечен грамотами и знаками отличия от лесхоза, от департамента лесного хозяйства. Первое место работы Василия Георгиевича после окончания Муромцевского лесного техникума – Брянский отряд аэрофотосъемок. Пять лет проработал в экспедициях, облетал весь Союз – от Белого моря до Ленинакана, от Бреста до Забайкалья. Лесоустройство матушки России видел собственными глазами. Потом вернулся на родину и стал работать в гусевских лесах. Действительно, увольнялся с работы. Нам пояснил просто – по состоянию здоровья. А коллеги рассказали, как именно. На одной из <самоволок> (так лесничие называют незаконные рубки) бросился задерживать нарушителей. Те – в машину и по газам. Василий Георгиевич – наперерез. Самовольщики пошли напролом – не сбавляя скорости, сбили инспектора. Он долго был на больничном со сломанным бедром и решил уйти с работы. Заявление об уходе ему подписали. Но вскоре попросили вернуться – молодых поучить.
Юрий Сучков констатирует: в лесничестве пять вакансий. Приглашают и ждут четырех инспекторов. А кроме того, готовят молодые кадры: семеро работников лесничества получают высшее образование. И упоминаемые в письме инспекторы также учатся. Говорить об их главном недостатке – молодости, на мой взгляд, странно.

Пилорамы: сколько и кому?
Кстати, в оценке первых результатов реформы молодые и опытные работники лесничества были солидарны. Их должность – главный специалист-эксперт – дает больше полномочий, помогая эффективно наводить порядок в лесу и воздействовать на нарушителей.
– Мне понравилась новая организация работы, – говорит Василий Голубкин. – Можно действительно воздействовать на нарушителей. Существенно увеличились суммы штрафов. Не скрою, в начале было трудно арендаторам. В договоре предусмотрены функции, которые были им несвойственны ранее. Сейчас они стали компетентнее.
Кроме арендаторов, активными участниками процесса лесопользования можно считать представителей пилорам. На территории лесничества их не просто много – очень много: около сорока, с различными формами организации. Юрий Пискунов, глава поселка Золотково, говорит, что на территории поселения порядка шести пилорам. Они работают под жестким контролем властей и контролирующих органов.
– Из районной администрации приезжают специалисты экономического отдела, – поясняет глава. – Мы ездим по всем пилорамам. В этом году в пожароопасный период все, кто сжигал отходы, были оштрафованы, некоторые – несколько раз. Сейчас предлагаем развозить отходы населению.
Почему пилорам так много? – этот вопрос сегодня один из самых актуальных для работников лесного хозяйства. Районные власти не имеют права запретить выдачу документации на открытие пилорам.
– Но ведь есть объем пользования, и его явно не хватит на 40 пилорам, в принципе не хватит! – констатируют специалисты и предлагают варианты решения проблемы. – Почему не поставить, к примеру, три пилорамы, которые будут реально работать, иметь хорошие показатели выпуска продукции и солидные налоговые отчисления?
Возникает и другой вопрос: как загружаются работой пилорамы? Легальных вариантов немного: покупка леса на аукционе либо, если это пилорама арендатора, загрузка собственных мощностей за счет рубок ухода (сплошные, повторюсь, запрещены).
Кстати, после того, как на правительственном уровне провозглашен режим максимального благоприятствования малому бизнесу, к владельцам тех же пилорам с дополнительной проверкой деятельности и не придешь.
– Как реально оценивать ситуацию, если раз в три года можно контролировать работу пилорамы, интересоваться доходами и делать оценку адекватности налоговых отчислений? – недоумевают и налоговики.

Тепло: недорого, но хлопотно
Юрий Пискунов говорит, что летом к нему обращались с жалобами люди, страдающие астмой. Но в день нашего приезда труба пилорам на территории бывшей фермы еле-еле дымилась. К тому же ветер был не в сторону деревни. Да и до Лесниково расстояние значительное…
Как не соответствующую действительности глава поселения и лесничие назвали жалобу из письма в редакцию о том, что населению негде собирать грибы-ягоды. Места здесь знатные – сюда едут грибники со всей области, из Владимира и Москвы. Проезжая по деревне, увидели возле домов кругляки дров.
– Обратите внимание – в этом году возим только сухие дрова, – замечает Юрий Сучков. – Никому не отказываем, но заставляем убирать валеж. Около четырех тысяч кубов выписали такой очистки. Деловая древесина не отпускается.
Глава Юрий Пискунов замечает, что проблемы с дровами возникли у бюджетных организаций территории (всего здесь 20 учреждений). В бюджет были заложены меньшие суммы, чем теперь выставляют арендаторы, – 640 рублей против 1200. В этом году в поселке Золотково удалось частично снять проблему: пришел газ, появились четыре модульные котельные, 620 абонентов перешли на газовое отопление. К Лесниково тоже подошла газовая труба. Но пока глава ломает голову, где взять деньги для разводящих сетей.
В ожидании теплой жизни, которую гарантирует приход газа, глава и лесничие пытаются снять проблему с дровами. Были выделены дополнительные фонды. Но изменился порядок рассмотрения заявлений жителей, поскольку сельские леса перешли в лесничество. Теперь необходимо иметь ходатайство главы. Специалисты лесничества отводят участок. После оплаты и оформления договора купли-продажи лесных насаждений граждане пилят и вывозят дрова. Кстати, стоимость такой древесины очень невелика. Сухостой оценивается в три рубля за куб, куб попенной березы – 1,5 рубля. Постановлением губернатора определена норма заготовки дров на зиму – 20 кубов, но, как замечают лесничие, реально хватает 12.
– Проблема еще и в том, что раньше некоторым категориям жителей дрова привозили прямо к дому, а теперь необходимо идти в лесничество, – говорит Юрий Сучков. – Это не совсем удобно, прежде всего, одиноким людям преклонного возраста. Кроме того, иногда приходится преодолевать весьма внушительное расстояние, чтобы оформить документы.
Руководитель лесничества поясняет, что сейчас обсуждается возможность предоставления арендаторам и ГУПам разрешения заготавливать древесину и продавать населению. Возможен и другой вариант, упрощающий процедуру оформления, – глава может дать доверенность на оформление документов.
Инспектор Алексей Гунов выбрал профессию по примеру отца. Он вырос в деревне и, как признается, в лес его всегда тянуло, пришел по зову сердца и не разочаровался нисколько. И сегодня среди инспекторов, лесничих, как правило, именно такие – увлеченные, компетентные, ответственные. Перемены в отрасли они переживают, несомненно, болезненно. Но остаются в строю, потому что уверены: одно из главных могуществ страны – <зеленое золото> – нуждается в надежной защите.
– Вот результаты нашей работы, – говорили мне на пепелище инспекторы. – Они думали, сожгут здание, и нас тут не будет. Ошиблись, мы без присмотра, без хозяина лес не оставим.

Светлана САЛАТАЕВА
Фото автора

Важно
Более 114,5 тысячи гектаров лесов в Курловском лесничестве. Оно граничит с Селивановским и Меленковским районами, с Рязанской областью, национальным парком Мещера.
В этом году инспекторы Курловского лесничества провели 200 плановых проверок (в четыре раза больше, чем в 2007 году). Выявлено 140 нарушений, выписано 60 предписаний. В органы МВД передано 45 дел, возбуждено 42 уголовных дела. Привлечено к административной ответственности 95 человек. Сумма выписанных штрафов составила 55 тысяч рублей. Почти все они взысканы, предъявлено исков для возмещения ущерба на сумму 625 тысяч рублей. Почти все они погашены.
Незаконных рубок зарегистрировано на 15 случаев меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Просмотры: