16+

Кадровый голод или отрицание принципа всеядности?

Сегодня пенсия – это не повод уходить на заслуженный отдых. Вовсе не потому, что зачастую в почтенном возрасте человек полон энергии и сил. Есть и другая причина, настораживающая – опытному специалисту попросту некому передать эстафету мастерства. И все с ужасом думают о том, что настанет роковой час, и производство (школа, больница) осиротеет.

Состоявшийся на днях в редакции газеты <Призыв> <круглый стол> был посвящен проблеме: как обучить, трудоустроить и удержать человека на работе. Участники дискуссии пришли к выводу: если эти три компонента привести к общему знаменателю, рынок труда будет насыщен квалифицированными специалистами. Осталось лишь найти верный способ.

Гости <круглого стола>:

Сергей Бирюков, начальник отдела организации практик и трудоустройства выпускников Владимирского государственного университета;
Олег Андреев, зам. декана факультета внебюджетного образования Владимирского юридического института ФСИН РФ;
Ольга Опортова, зам. начальника по профориентации и профобучению центра занятости населения города Владимира;
Екатерина Денисова, ведущий инспектор отдела взаимодействия с работодателями центра занятости населения города Владимира;
Галина Грошкова, начальник отдела труда и мотивации завода <Автоприбор>;
Мария Сергеева, и. о. начальника отдела кадров завода <Автоприбор>.

Универси-
тетский контроль качества

Сергей Бирюков – руководитель созданного в ВГГУ в январе этого года отдела содействия трудоустройству. Специалисты отдела работают на повышение ответственности учебного заведения за его <продукцию>. Цель вуза – не просто выучить, а проследить, насколько востребован специалист. Для этого налаживается обратная связь с работодателями: университет получает отзыв работодателя о качестве подготовки выпускника. Безусловно, не только ВГГУ, но и каждое учебное заведение стремится держать свою марку и быть центром местного образовательного пространства. Отсюда – желание удовлетворить потребности владимирских работодателей.
Сергей Александрович привел вполне оптимистичную статистику :
– Наряду с педагогическими специальностями мы выпускаем юристов, менеджеров, дизайнеров. Только в этом году было открыто пять новых специальностей гуманитарного профиля. Из 832 выпускников этого года на данный момент трудоустроено по специальности 530 человек.
Оставшееся количество – это молодые мамы, ушедшие в декретный отпуск, юноши, пополнившие ряды Российской армии. Кроме этого, велика часть выпускников, продолживших свое образование в аспирантуре. Таким образом, количество тех, кто устроился не по специальности, невелико, порядка 80 человек. Есть обратившиеся в службу занятости.
Тут все участники <круглого стола> вспомнили, что свое высшее образование получили в доперестроечные времена, когда каждый был обязан отработать по распределению. Тогда это зачастую воспринималось как ущемление свободы выбора, но сейчас об этом вспоминали с ностальгией.

Ценность государ-
ственного распределения

Во-первых, предприятие получало гарантированного специалиста хотя бы на три года. Дело в том, что сами выпускники сейчас просто не доходят до пункта назначения (учитель – до школы, инженер – до завода). И другой аспект: предприятия и учреждения не хотят брать выпускника без опыта работы. Сегодня от соискателя требуют стаж от 2 до 5 лет. Вакансия есть, но выпускника не берут, так как нужен человек с опытом. Хотя все прекрасно понимают, что для пользы дела стаж – не единственный критерий. Но есть и иная сторона <кадровой> медали, когда острая нехватка специалистов убеждает руководителя, что надо брать на работу даже студента-старшекурсника, создавать условия и <ковать> специалиста. Казалось бы, это возможность, которую нельзя упускать – студенту, ясное дело.
Но, к примеру, Анопинская средняя школа ищет историка и согласна на студента. В сельской школе молодому специалисту предоставляют удобное расписание уроков, комнату в общежитии, оплату дорожных расходов, если юный педагог будет ездить из города (а ему придется – вуз во Владимире!), и ежемесячную доплату к зарплате в размере трех тысяч рублей. В будущем планируется строительство жилья. Почему ни один студент истфака так и не согласился на эти условия? Ответ очевиден: молодежь ищет лучшей доли. Но разве, поступая в ВлГУ, ребята не знали, что профессия учителя малооплачиваемая? Может, вы заняли место того, кто стал бы работать в школе по призванию? Среди поступающих велик процент ребят из сельской местности, которые намерены после учебы закрепиться в городе, много юношей, которых не привлекает служба в армии, а институт или университет дают отсрочку. За кого-то выбор сделали родители. <Запретить поступать в вуз мы не можем>, – справедливо замечает Сергей Бирюков.
– Подготовка кадров – вопрос весьма актуальный, – продолжает тему Олег Андреев.

Юристов много,
но хороших
не хватает

– ВЮИ имеет три филиала, в которых идет подготовка специалистов для пяти регионов и трех ведомств. Наши выпускники востребованы на 100%. Главную проблему юридического образования обозначил Дмитрий Медведев: юристов стали готовить все. Мы ежегодно принимаем и доучиваем у себя 240 выпускников ссузов. Переход на двухуровневую систему подготовки, к которому нас активно подталкивают, ставит под вопрос выпуск специалистов высокого класса. На магистра нужно вновь поступить в вуз на два года, причем, возможность учиться на бюджетной основе будет всего у 10% бакалавров. В итоге появятся выпускники-недоучки. Наше <доболонское> образование по многим параметрам превосходило зарубежное.
Курсанты ВЮИ получают за годы учебы, кроме теории, серьезную практическую подготовку. Обычно впоследствии они идут работать по месту прохождения практики.
Но пример с ВЮИ, где организована полноценная и серьезная практика, – скорее исключение, чем правило для других учебных заведений.
Ольга Опортова обеспокоена тем, что некоторые учащиеся стажировку проходят формально. Что совершенно недопустимо, поскольку страдает реноме вуза или ссуза, понижается конкурентоспособность выпускника. Через газету <Призыв> участники <круглого стола> обращаются к руководителям практик с призывом, чтобы они осуществляли полное сопровождение процесса и осуществляли тесное взаимодействие с работодателем.

Центр занятости – мостик, соединяющий работодателей и работников

79,3% вакансий банка данных ЦЗН – по рабочим профессиям. Устойчивым спросом пользуются швеи, водители, каменщики, продавцы, столяры, плотники, повара, сборщики обуви, маляры-штукатуры, электрогазосварщики и слесари-сантехники. Часто бывают востребованы заводские профессии: станочник, фрезеровщик, токарь и другие. Выпускников начального профзвена в Центр приходит не так много. Состав безработных граждан по образовательному уровню на 1 сентября: начальное профобразование – 20%, среднее и высшее образование – 54%. Устойчивым спросом пользуются инженеры самых разных направлений, в том числе – строительных специальностей. Часто требуются менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, главные бухгалтеры, преподаватели спецдисциплин в колледжи, педагоги дополнительного образования и социальные педагоги. Очень востребованы на сегодняшний день медицинские сестры и врачи. При этом зарплата начинающего врача – от 4 тысяч! Буквально на вес золота воспитатели детских садов.
За восемь месяцев 2008 года было заявлено 18265 вакансий. На 1 сентября осталось незанятых мест – 5708.
ЦЗН тесно работает со школьниками и ГМУК-2, где ежегодно проводится анкетирование ребят на предмет профессиональных предпочтений. Начиная с 2000 года, была велика доля будущих юристов и экономистов. С прошлого года у нас произошел перелом в пользу технических профессий.
Екатерина Денисова коснулась специальных программ активной политики занятости населения, позволяющих осуществлять материальную поддержку молодежи, несовершеннолетних и других категорий граждан. Есть в ГУ ЦЗН и проект, который должен, по логике, интересовать любого нанимателя. Это временное трудоустройство, в ходе которого ЦЗН доплачивает работнику. А руководство предприятия испытывает соискателя в деле. Такая вот <домашняя примерка> потенциального работника. Приглашаем работодателей к участию в реализации этих взаимовыгодных программ.
– При этом, – продолжает Ольга Опортова, – мы упор делаем на помощь в реализации уже имеющихся знаний. Мы учим приемам самопрезентации, умению составлять резюме. Многие безработные граждане у нас проходят переобучение. Нередко к нам обращаются работодатели с просьбами обучить каменщика, экскаваторщика, продавца и т.д. В этом случае мы заключаем трехсторонний договор и можем быть уверены, что человек в дальнейшем будет трудоустроен. В настоящее время центр занятости комплектует учебную группу <продавец>. Приглашаем на обучение безработных граждан. К нам обращаются не только для того, чтобы зарегистрироваться в качестве безработных, но и в целях поиска информации, в том числе о сезонной или временной работе. Все услуги Центра занятости бесплатные. Наши специалисты принимают посетителей: понедельник, среда, пятница – до 17.00, вторник – до 20.00, четверг – до 19.00.

Работодатели не ждут
от учебных заведений готовых специалистов

– На базе нашего завода развита своя система обучения, – подтверждает Галина Грошкова. – Не только обучаем, но и всячески материально поддерживаем своих работников. Максимум внимания уделяется мерам по сохранению здоровья людей. Благодаря хорошо организованной работе комбината питания все заводские смены обеспечены горячими комплексными обедами.
Ежедневной дотацией на питание в размере 40 рублей пользуется 700 человек. Предоставляем компенсацию в оплате съемного жилья, действует программа поддержки молодых семей. Оказываем помощь в обеспечении родителей местами в детских дошкольных учреждениях. Летом дети сотрудников выезжают на отдых в лагеря, путевки в которые завод оплачивает на 90%. Дарим подарки к Новому году, Восьмому марта. Не остаются без внимания руководства все значимые события в жизни заводчанина. Наши сотрудники могут получить заводскую беспроцентную ссуду или кредит в банке по упрощенной схеме, с минимальным количеством оформления бумаг, причем по месту работы.
– Те работники, которые в течение года трудились без <больничных>, получают дополнительные выплаты, – продолжает разговор Мария Сергеева. – Особо заслуженным людям вручаются <Сертификаты здоровья>, согласно которым в поликлинике <Автоприбор> им оказывается самый широкий спектр медицинских и оздоровительных услуг. Мы организуем спортивные мероприятия: спартакиады, дни здоровья с выездом за город. Заключаем договоры дополнительного медстрахования, проводим углубленные медосмотры сотрудников.
Взаимодействуем с учебными заведениями: ВлГУ, политехническим и авиамеханическим колледжами, организуем практику по специальностям, которые у нас востребованы, знакомим с производством. Проводим <круглые столы> с преподавателями, обсуждая аспекты партнерских отношений.
На <Автоприборе> в кадровой работе главенствует такой принцип: мы готовы обучать каждого, кто сам к этому стремится.

Проблему решать системно, в государ-ственном масштабе

Систему мотивации кадров в бюджетных организациях выстроить гораздо сложнее. Это у хозрасчетных организаций есть прибыль, часть которой можно исправить на социальные программы. Политика налогообложения не стимулирует предприятия на расширение социальных выплат. Вот и единый социальный налог, к сожалению, одинаков – для болеющего и неболеющего.
Данные ЦЗН наводят на размышления: с одной стороны – есть спрос на определенные специальности и в то же время люди, находящиеся в поиске работы, не спешат занять вакансии.
Из всего вышесказанного следует: со студенческой скамьи необходимо зарабатывать стаж, иначе никуда не устроишься. Можно найти низко-оплачиваемую работу в надежде на определенные социальные льготы. Или продать свои усилия подороже, но без социальных гарантий.
Но до тех пор, пока недоукомплектованные педкадрами школы будут выпускать недоучившихся детей, профессиональное учебное заведение будет брать на себя несвойственную ему роль – учить учиться. Что в большинстве случаев – бесполезно: если этому не научили в начальной школе, вряд ли в студенческие годы произойдет чудо. Без фундамента трудно построить прочный храм знаний. Затратив же немалые средства на получение образования (репетиторы, платное обучение и т. д.), молодой человек подсознательно желает получать немаленькую зарплату. Что логично, но не всегда реально. Уровень притязаний у молодых весьма высокий.
В одном участники <круглого стола> были единодушны – в любой работе требуются высокий профессионализм и полная ответственность. От тех, кто готовит профессионалов, от тех, кто ищет специалистов для предприятия, от тех, кто помогает соискателям найти работу. Ну и, бесспорно, от самих работников.