Брак по “безналичке”

Как вернуть стоимость вещи, сданной в магазин по причине брака, если оплата производилась банковской картой Владимирцы все чаще предпочитают расплачиваться за товары и услуги банковскими карточками. Шанс столкнуться...

Брак по "безналичке"

Как вернуть стоимость вещи, сданной в магазин по причине брака, если оплата производилась банковской картой
Владимирцы все чаще предпочитают расплачиваться за товары и услуги банковскими карточками. Шанс столкнуться с некачественными товарами и услугами есть у каждого. Возможно ли вернуть в этом случае деньги на карточку и на какие сроки возврата стоит рассчитывать?

Сегодня фактически во всех крупных торговых сетях, кафе и ресторанах, в железнодорожных и авиакассах стоят банкоматы и покупателям предлагают расплачиваться с помощью пластиковой карточки банка. Как поступить потребителю, если некачественный товар был приобретен по безналичному расчету?

Карточки работают по законам
Основные принципы функционирования пластиковых карт в России регламентированы специальным положением ЦБ РФ, в котором имеется вся информация об их использовании. Самая главная мысль документа – держатель банковской карты (как расчетной, так и кредитной) вправе применять карту для оплаты товаров и услуг и получения наличных денежных средств.
Довольно распространенная ситуация – купленная вещь не подошла по каким-либо параметрам или оказалась некачественной. Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей предусмотрена возможность возврата покупателю денег за покупку товара надлежащего и ненадлежащего качества.
Потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар или расторгнуть договор купли-продажи, если сохранен товарный вид, есть ярлыки и этикетки.
– При желании потребителя расторгнуть договор купли-продажи товара, который оказался некачественным, не имеет значения, каким образом он за него расплачивался. Статьи закона о защите прав потребителей действуют при оплате наличными и пластиковой картой, – говорит начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора области Нина Коротких.
Так что вернуть деньги, потраченные с карточки, можно, но вот вопрос – наличными или только <безналом>?
В большинстве случаев договором между держателем карточки и банком определено, что возврат денег за покупку товаров и услуг происходит только безналичным путем. То же диктуют налоговые органы. Но с торговыми сетями, как выходит на практике, можно договориться иначе. Правда, времени и сил будет потрачено куда больше, чем на перевод на пластиковую карту и обналичивание своими силами, прибегнув к услугам банкомата.
Типичный случай – владимирская семья купила домашний кинотеатр и расплатилась в торговом центре пластиковой карточкой. Спустя месяц в сервисном центре обнаружили существенный недостаток, который дороже устранять, нежели приобрести новую технику. Супруги наотрез отказались ждать, когда переведут деньги на карту, они уже присмотрели новый домашний кинотеатр в другом магазине. После долгих препирательств торговая сеть вернула деньги наличными.
Существует определенный порядок возврата денег за товар. Если потребитель хочет расторгнуть договор купли-продажи в день покупки, то ему достаточно обратиться в кассу операционного зала торгового центра. Если же товар возвращают позже, то придется обращаться в главную кассу торгового предприятия по расходному кассовому ордеру. Покупатель обязан предъявить паспорт, кассовый чек, квитанцию об использовании пластиковой карточки, товар и все документы на него.

Сколько ждать возврата денег – 10 дней или месяц?
– На возврат денег за покупку некачественного товара предоставляется 10 дней. Возврат денег через банк – более сложный механизм, тем не менее, сроки возврата за рамки закона выходить не могут, – считает начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора области Нина Коротких.
В том же законе о защите прав потребителей сказано, что потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
– На днях был такой случай. Мужчина приобрел в магазине телевизор, расплачивался пластиковой карточкой. Спустя несколько дней телевизор вышел из строя. С взаимного согласия банка и клиента деньги должны были перечислить на карточку. Магазин в сроки уложился, а вот банки процедуру перевода денежных средств затянули, – рассказывает замначальника управления по защите прав потребителей Владимира Наталья Денисова.
Банковские специалисты поясняют, что срок поступления денег за возвращенный товар на счет держателя карты зависит от скорости прохождения информации между торговой сетью, ее банком и банком потребителя. Реальный срок – от недели до месяца. Если товар возвращен в день покупки, то деньги будут перечислены сразу же. Если банк у клиента и торгового центра оказался одним и тем же, то процедура тоже не затянется и займет всего 1-2 дня.
– У нас в банке операция возврата денег проводится в течение 2-3 дней, максимум 5 дней. Однажды был такой случай, когда из-за технического сбоя в системе процедура затянулась на две недели. Нормативными документами установлен срок – до 30 дней. Если он превышен, покупатель имеет право написать заявление в свой банк, выпустивший карту, на основании которого выставляется претензия банку торговой сети. За каждый день просрочки выплачивается пеня, – рассказывает специалист владимирского банка Наталья Рожкова.
Возникает вопрос – какой из законов главнее: закон о защите прав потребителей с его 10 днями возврата за некачественный товар или закон о банковской деятельности с 30 днями возврата.
– В данном случае действительны оба закона, – поясняет замначальника управления по защите прав потребителей Владимира Олег Зяблов. – Если рассматривать отношения между продавцом и потребителем, то действует закон о защите прав потребителей. Когда же в дело вмешивается третье лицо – банк, то в силу вступает закон о банковской деятельности. Дело в том, что в первом случае соблюдается процедура возврата денег за товар, во втором – процедура перевода с одного счета на другой счет, возможно, и из разных банков. Это требует большего времени.

За билеты деньги вернут на карту
Во Владимире авиакассы не продают билеты по пластиковой карте, но через турфирмы их купить можно. Все местные ж/д кассы принимают карточки. В жизни каждого человека случаются непредвиденные ситуации, и иногда приходится откладывать поездку на самолете или поезде и возвращать билеты.
– Возврат денег за неиспользованные билеты делается. Ничего сложного в этой процедуре нет, – уверяют нас кассиры железнодорожного вокзала.
Чтобы <Российские железные дороги> или авиакомпании вернули средства за неиспользованные проездные документы, приобретенные по банковским кредитным картам, необходимо написать заявление. С собой нужно иметь билет и документ, удостоверяющий личность, номер которого указан в проездном документе. Зачисляют деньги на счет в сроки, установленные платежной системой, – от 7 до 30 календарных дней с момента оформления возврата в кассе.
Возврат денег производится только в том случае, если клиент обратился с заявлением либо до отправления поезда, либо в течение 6 месяцев с момента отправления поезда. Причем за 8 часов до поездки можно получить обратно стоимость билета целиком, менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа – стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. Менее чем за 2 часа, но не позднее чем через 12 часов после отправления поезда со станции посадки пассажира, либо вследствие болезни, несчастного случая при наличии подтверждающих документов в течение пяти суток есть шанс вернуть цену билета, но цена плацкарты уже не выплачивается.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике