КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА: духовное измерение

События на Кавказе всколыхнули российское общество. Когда остынут орудия и осядет пороховой дым, мы приступим к подсчетам потерь. Мы будем хоронить своих солдат, осетинских ополченцев, мирных жителей, погибших...

События на Кавказе всколыхнули российское общество. Когда остынут орудия и осядет пороховой дым, мы приступим к подсчетам потерь. Мы будем хоронить своих солдат, осетинских ополченцев, мирных жителей, погибших в ходе боевых действий. Подавляющее большинство из них – православные. Такие же,
как и наши противники в этой войне:

Почему православные народы – русские, осетины и грузины – оказались втянутыми в самоистребление? Политологи и военные специалисты наверняка дадут четкий ответ. Нас же интересует другое. Что произошло с грузинским народом, почему его сыны с беспощадностью иноверцев стали истреблять своих соседей-христиан?
К сожалению, печальные события кровавого конфликта не были случайностью. Духовная болезнь назревала давно, нарыв прорвался большой кровью. Не надо думать, что в Грузии живет народ, разделяющий ценности европейских демократий. Мой друг, выходец с Кавказа, любит повторять: "Грузины – очень феодальный (в хорошем смысле!), приверженный традиционным ценностям народ". И это так. Культ семьи, домашнего очага, родственных отношений, требовательное отношение к женскому целомудрию – характерные черты местного менталитета. Говорят, можно выбрать историю, переписать прошлое, но нельзя, как родителей, выбрать менталитет. Его не заменишь в одночасье, он – генетический код нации. Веками закладываются в народной душе определенные черты, хорошие и плохие. Так у всех народов.
В ХII веке жила в Грузии царица Тамара. Её мужем стал сын владимирского князя Андрея Боголюбского. Однако Юрий не унаследовал отцовского благочестия, "тяжкий грех", по словам летописца, "овладел его душой". Старейшины разрешили Тамаре оставить супруга. Она дала ему часть царских сокровищ и отправила восвояси с миром. Разгневанный супруг решил вернуться на престол силой. Царица Тамара разгромила дружину Юрия и снова отпустила его домой. Вот такое восточное, христианское благородство. А могла бы и голову отрубить в духе времени. Как не вяжется этот пример из жизни почитаемой в Грузии, во всем православном мире святой царицы с нынешними действиями грузинских властей. В какой момент произошла роковая "генетическая мутация"?
Столетиями жизнь наших народов была братской. В XVII-XVIII веках грузинские царевичи жили и воспитывались при дворе русских царей. Так было безопасней. Постоянная угроза со стороны персов и турок могла лишить иверский престол наследника. В 1783 году царь Ираклий II подписал Георгиевский трактат о вхождении Грузии в состав Российской Империи. Уцелевшее (всего 70 тыс. человек) после персидской резни население оказалось под защитой русского оружия. Вам это ничего не напоминает?
В этом документе грузинский монарх провозглашал: "Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой славимого. От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от соседей своих подвержены были". Ираклий II считал, что заключает союз с Россией "на вечные времена". В этом году 6 августа исполнилось 225 лет со дня подписания договора. Через день режим Саакашвили напал на Южную Осетию, стал расстреливать мирное население и русских солдат. Символичное коварство.
Более ста лет грузины и осетины жили с русскими в одной империи, вместе бились с врагами единого Отечества. В России чтили Иверскую икону Богородицы, привезенную из грузинского монастыря на Афоне. Под Бородином в 1812-м отличился генерал Петр Багратион, потомок грузинского царского рода, любимец А.Суворова. Он умер от ран в селе Сима близ Юрьев-Польского, узнав о том, что русские войска оставили Наполеону Москву.
С годами благополучное существование в империи стало привычкой. К тому же у грузинской элиты появилось желание рассматривать соседние кавказские народы как составную часть единого грузинского этноса. С конца XIX века историки говорят о появлении комплекса "малой империи" у местной аристократии. В начале ХХ века грузинские радикалы вынашивают планы создания "великой Иверии от Каспия до Черного моря", объединяющей земли армян, дагестанцев, осетин, абхазов под скипетром грузинского монарха. Заговорщики получают японское оружие из Швеции для борьбы с русской властью в регионе. Народы Кавказа предпочитают покровительство "белого царя" тифлисскому заговору. Россия тщательно оберегает национальное своеобразие кавказцев.
Повсеместно сохраняются традиции и обычаи горцев, касающиеся их самоуправления, культуры, религии и языка. Русское духовенство возрождает в Осетии и Абхазии богослужение на национальных языках, готовит кадры священников из числа местных жителей. Все это противоречит попыткам доминирования грузинского духовенства над горцами, стремлению их "огрузинить". Постепенно противостояние переходит в открытый конфликт.
Грузины заявляют о скором отделении от России с территориями, которые были отбиты силой русского оружия у турок. Первым шагом становится попытка отделить грузинскую церковь от русской. Начинается травля русского духовенства на Кавказе. В 1908 году мятежники убивают шестью выстрелами в упор экзарха Грузии Никона1. По данным полиции, преступление было спланировано епископом Кирионом Садгеладзе. Это вызывает шок в России. Однако человеческому правосудию не суждено было свершиться. В 1917 году Кирион провозгласил себя главой-католикосом Грузинской церкви в независимой от России стране. Через несколько месяцев он покончил жизнь самоубийством. В 1997-м вновь независимая Грузия причислит его к лику святых.: Независимость и национализм станут главными критериями святости.
Историки говорят, что переломным моментом в отношении грузин к России стал ХХ съезд, развенчавший культ личности Сталина. В 1956 году в Тбилиси была разогнана демонстрация сталинистов, состоявшая не из ветеранов НКВД, а из профессуры и студентов. Независимая Грузия – единственная страна на постсоветском пространстве, сохранившая музей Сталина в Гори.
Жена Саакашвили как-то сообщила датской телекомпании, что её муж мечтает быть сильным правителем, как Сталин и Берия. Она – гражданка Голландии, откуда ей знать о "подвигах" "великих грузин". Надо полагать, муж просветил. Это многое объясняет в современной трагедии. США ввели в политический обиход бомбардировочную практику защиты "свободы и демократии". Неудивительно то, что их "гарвардский мальчик" Мишико Саакашвили копирует американскую риторику, при этом оставаясь сталинистом в душе.
Миротворческую операцию нашей армии он отождествляет с походом на Запад жестоких варваров, угрожающих слабым побегам недоношенных демократий на границах с Россией. Вот такие там "демократические ценности", вот такое больное национальное сознание.
Свидетели трагедии говорят о том, что в Цхинвале были уничтожены грузинской армией религиозные и культурные святыни осетин: храмы, часовни, музеи, кладбища. Теперь это не удивляет. У нас тоже была непростая история. В 1393 г., например, новгородцы, овладев Устюгом, зажгли город и разграбили собор, похитили из него золото, серебро, ободрав даже иконы. Как известно, Новгород являлся оплотом тогдашней "вечевой свободы", и все исследователи признают – хуже нравов на Руси не было. Московские князья смирили этот город.
Вообще, лучшее духовное лекарство от гордыни (и национальной тоже) есть смирение. Оно часто начинается с позора гордеца. На Руси говорили: "Гордому Бог противится". Трагический урок Кавказа должен научить всех. Война между братскими народами – настоящее горе и не повод для ликования даже после победы. Русская армия ХIХ века руководствовалась духовным советом митрополита Филарета (Дроздова): "Своих врагов прощай, врагов веры гнушайся, врагов Отечества бей".
Разбив врагов, наши предки возвращались домой. У них не было "вьетнамского синдрома", "афганской болезни", потому что помнили заповедь Христа: "Врагов надо любить".

Михаил ВОРОНОВ, религиовед

– Архиепископ Никон (Софийский) завещал похоронить себя в Успенском соборе Владимира. Воля исповедника была исполнена. К сожалению, его могила, несмотря на грядущий юбилей 850-летия храма, даже не отмечена. Он был ректором Владимирской духовной семинарии, епископом Владимирским в 1905 году. После его мученической смерти жители Сергиева Посада хотели похоронить его в Троице-Сергиевой Лавре.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике