Громче всего гремит пустое ведро

Если на клетке слона увидишь надпись "буйвол", не верь глазам своим, предостерегал Козьма Прутков. А как поступать, если в числе официальных документов попадается некий как бы нормативный акт,...

Если на клетке слона увидишь надпись "буйвол", не верь глазам своим, предостерегал Козьма Прутков. А как поступать, если в числе официальных документов попадается некий как бы нормативный акт, который
на самом деле ничего не регламентирует и никаких норм не закрепляет? На сей счет классик советов не давал. Страшно далек он был от канонов документооборота, хоть и сам не чуждался сочинения официальных бумаг:

Областная администрация порождает бессодержательные и бесполезные документы "ненормативного жанра"
Между тем Большой юридический словарь дает такое определение: "Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и субъектах РФ н.п.а. издаются в форме конституций, указов, федеральных конституционных законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений".
Образцом нормативного акта могут служить, например, постановления правительства – возьмем хотя бы №548 от 21 июля 2008 г. "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2008 г. страховой части трудовой пенсии". Весь документ состоит из четырех предложений:
"В целях реализации пункта 7 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить коэффициент индексации с 1 августа 2008 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,08.
2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для увеличения пенсий, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2008 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин".
Коротко, ясно, по существу, без всяких изысков и красот слога, без риторики и патетики. Классический образчик нормативного жанра – чиновникам к исполнению, пенсионерам на радость. А если первые вдруг, паче чаяния, не исполнят, последние смело могут, опираясь на постановление №548, принудить их к этому через суд.
К чему мы толкуем об очевидном и само собой разумеющемся? А вот к чему. Берем наугад опубликованное в "ВВ" постановление губернатора Н.Виноградова от 30.06.2008 №473, посвященное работе по реструктуризации сети областных учреждений начального и среднего образования. Документ довольно пространный, но мы его одолели и… : не нашли ни одного нормативного слова (в смысле – устанавливающего или изменяющего нормы права). Сказано много, но что именно постановил Николай Владимирович в столь важной сфере, как образование, что привнес нового?..
Вначале речь идет – и довольно долго – о том, что уже произошло:
"В результате работы, проделанной департаментом образования в 2005-2007 гг., были реорганизованы 20 учреждений начального и среднего профессионального образования (далее – УНПО и УСПО), или 50% существующей сети учреждений, создано 2 многоуровневых учреждения, реализующих программы начального и среднего образования (гг.Вязники, Александров) и 6 одноуровневых многопрофильных укрупненных учреждений начального профессионального образования (гг. Александров, Гусь-Хрустальный, Владимир, Кольчугино, Киржач):…
В результате осуществления организационно-управленческих мероприятий за весь период реструктуризации было высвобождено 23047,9 кв.м (10,1%) учебно-производственных площадей. Однако 11327,4 кв.м высвобожденных площадей до сих пор не переданы новым собственникам (балансодержателям) и отягощают отрасль "Образование" дополнительными расходами на консервацию, охрану и, частично, на коммунальные услуги".
Тут, наверное, много чего можно бы сказать относительно эффективности подобного рода "реструктуризации", которая, с одной стороны, уменьшает число образовательных учреждений – при нынешнем-то дефиците рабочих кадров! – а с другой стороны, ведет к бесполезным расходам. Но это тема для совсем другой публикации.
Вернемся к рецензируемому тексту. О хорошем в нем сказано много: тут и про "процент охвата выпускников школ профессиональным образованием", и про "активизацию работы по социальному партнерству", и про инновационную и опытно-экспериментальную работу. Далее в стиле "наряду с успехами имеются отдельные недостатки", только формулировка чуть другая:
"Вместе с тем в ходе практического осуществления мероприятий по реструктуризации сети областных учреждений обозначились некоторые проблемы:
– недостаточно оперативно решаются вопросы передачи высвободившихся площадей областных учреждений профессионального образования новым собственникам (балансодержателям), в том числе из-за отсутствия у областных учреждений образования действующей технической документации на здания и земельные участки, а также правоустанавливающих документов о регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости и права бессрочного пользования на земельные участки;..:"
Кажется, про передачу площадей уже было несколькими абзацами выше? Ничего, повторенье – мать ученья, тем более что речь-то идет как-никак об образовании! А бумага, она все стерпит.
Закончив с перечислением недостатков (которые плавно вытекают из всех упомянутых достоинств), документ наконец-то неспешно доползает до резолютивной части. Ну тут-то, наверное, и последует какая-то конкретика? Ничуть не бывало. Опять про освобожденные площади – как же без них: "Департаменту имущественных и земельных отношений следует в соответствии с действующим законодательством продолжить работу по передаче и продаже имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации областных учреждений профессионального образования…:"
А что, в департаменте до этого момента и не подозревали, что следует продолжать свою работу, да к тому же на основе закона? Чтоб озадачить его сотрудников их непосредственными обязанностями, понадобился специальный нормативный акт?
Другие пункты нормотворческими тоже никак не назовешь. Все то же: "продолжить работу", "одобрить опыт", "рассмотреть вопрос", "разработать модели", "провести мероприятия"…: Сплошная рутина. Если уж так необходимо время от времени напоминать подчиненным о том, чтобы они не забывали исполнять свои обязанности, неужели это нельзя сделать в рабочем порядке – на планерке там или на коллегии администрации? Кстати, текст "постановления" как раз очень похож на конспект некоего доклада первого лица области. Но никак не на нормативный акт – кроме констатаций, рекомендаций и благих пожеланий, он не содержит ничего и близко похожего на "установление, изменение или отмену правовых норм". С таким документом в суд точно не пойдешь.
Ненормативность и практическую бесполезность постановления №473, видимо, понимают и в самой обладминистрации, иначе не объяснить, почему данный нормативный акт не выложен на официальном сайте avo.ru в разделе "Архив документов". Стыдно же будет, если такое постановление кто-нибудь да прочтет…:
Кстати, на интернетовском сайте, как источнике информации более доступном, чем спецномер газеты "Владимирские ведомости", отсутствуют и многие другие постановления губернатора: например, №№ 467-469, 471-484 – это только за конец июня. Видимо, они тоже носят ненормативный характер. И действительно, постановления такого рода, как № 473, – не исключение, а обычная практика в нашей обладминистрации. Это стиль работы, сохранивший черты партхозактивов тридцатилетней давности.
Так для чего все-таки пишутся, публикуются во всей своей пространной красоте (за деньги налогоплательщиков) и обретают законную силу такие "нормативные акты", как постановление №473, умом не понять. Так просто, чтобы кипучую деятельность изобразить да навык говорильни не потерять?.. Несерьезно как-то. Пустой перевод времени, денег и бумаги.

Мария ШАЛАПАНОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике