Кому предъявить претензию, если магазин исчез?

Во Владимире в сфере продажи товаров и предоставления услуг работает огромное число организаций и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, недобросовестных дельцов среди них предостаточно.

Во Владимире в сфере продажи товаров и предоставления услуг работает огромное число организаций и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, недобросовестных дельцов среди них предостаточно.

Как при выборе техники подстраховать себя от любых случайностей – загадка
С некачественными товарами и услугами нам приходится сталкиваться на каждом шагу: начиная от покупки просроченного йогурта и до ремонта дома и квартиры в модном стиле тяп-ляп. Такова тенденция нашего времени, когда (благодаря окрепнувшему благосостоянию граждан) в огромном спросе услуги по установке окон, дверей, укладке паркета и ламината, оклейке и окраске стен, а также покупка кухонной, мягкой, корпусной мебели и бытовой техники. И чем выше спрос, тем ниже качество предложения. Парадокс. Как бороться за свои права, кого звать на помощь в случае пропажи или обмана предпринимателя?

Сдали в ремонт, а магазин закрылся
К нам в редакцию обратилась жительница Владимира Ирина Антонова. Семья Ирины купила в кредит новый системный блок к компьютеру. Техника сломалась, отнесли в ремонт, но забрать так и не успели – магазин закрылся.
– Мой сын Игорь учится в университете на втором курсе. Компьютер ему необходим, – рассказывает Ирина. – На старом системном блоке вышла из строя материнская плата, отремонтировать ее не смогли. Решились на покупку нового системного блока. 19 июня пошли в магазин "Компмаркет" на улице Добросельской. Выбрали системник и сабвуфер. Системный блок за 30 тысяч рублей мы решили взять в кредит. Здесь же оформили все документы и заплатили первоначальный взнос – 7 тысяч рублей. Спустя 10 дней системный блок перестал включаться. Сын отнес его в магазин, продавцы взяли блок на ремонт, попросили позвонить через месяц, но в квитанции срок установили до 19 июля. В конце июня сын заехал в магазин, там ему сказали, что ремонт еще не завершен. А 5 июля магазин уже был закрыт. Мы ходили туда несколько дней. Безрезультатно. Тогда мы стали искать магазины "Компмаркет" по городу. Были еще в двух: на Гастелло и напротив ЦУМа. Та же картина.
На руках у Ирины Антоновой остались документы на системный блок, гарантия на него и чек от покупки. И никаких данных о предпринимателе. В управлении по защите прав потребителей посоветовали обратиться в суд или в правоохранительные органы.
– В нашей практике были такие случаи. Только суд и правоохранительные органы через налоговую могут установить домашний адрес индивидуального предпринимателя, у нас нет такой возможности, – подтвердила информацию и замначальника отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по области Светлана Кудрина.
Но обманутая покупательница даже не знала, на кого писать заявление в суд. Обратилась во Фрунзенский РОВД, к старшему оперуполномоченному Борису Шишкину.
– И вы знаете, какой хороший сотрудник милиции мне попался! Он отложил все свои дела и стал звонить по всем телефонам фирмы, – говорит Ирина Антонова. – Ему удалось найти телефон жены директора магазина Елисеевой, которая как раз и поставляет системные блоки в торговые точки. Я ей позвонила, и мы встретились около гостиницы "Заря". Она обещала узнать всю информацию о нашем системном блоке. Через два дня она позвонила и сообщила, что системный блок найден, надо его забрать. Только мы так и не поняли, отремонтирован он или нет. И самое важное то, что в системном блоке стоит второй винчестер, который установил мой сын. На нем очень много нужной информации.
Встреча жены директора магазина и пострадавшего потребителя состоялась. Ирине отдали системный блок, по-прежнему неработающий, и к тому же с отсутствующей оперативной памятью стоимостью 1200 рублей. Ремонт системника обойдется еще в 2 тысячи. А супруга директора предложила подать на них в суд, только сразу предупредила, что ничего покупательница не добьется.
И еще одно плачевное обстоятельство. Системный блок куплен в кредит на год. Ежемесячно Ирина платит около 3 тысяч. Но кредит предоставлен с одним условием – гарантийным обслуживанием в течение 36 месяцев. Кто этим будет заниматься, если магазин закрыт, а на руках у Ирины только номер сотового телефона жены директора? Вопрос. Кстати, ИП зарегистрировано по домашнему адресу – общежитию. Ирине удалось узнать, что женщина там прописана, но не живет. Как узнать настоящий адрес, неизвестно. Остается только искать справедливости в суде.

ИП пропадают вместе с предоплатой
В конце прошлого века во Владимире начался настоящий бум на мебель по образцам. На рынках и около магазинов стояли мужчины и женщины со стендами или альбомами с фотографиями мебельных гарнитуров. Тогда-то и пошел поток жалоб от обманутых покупателей.
– У нас до сих пор немало таких жалоб. Заплатили предоплату, ждут выполнения заказа один или два месяца, потом начинают обзванивать мастеров и предпринимателей. А их и след простыл. В законе "О защите прав потребителей" такая ситуация не прописана, но предприниматель несет ответственность по Гражданскому кодексу, – рассказывает замначальника городского управления по защите прав потребителей Наталья Денисова.
Часто жалуются на установку пластиковых окон и металлических дверей. Во Владимире появилась предприимчивая студентка, которая организовала фирму, набрала заказов, взяла предоплату и исчезла.
– К нам покупатели не так часто обращаются, примерно 2-3 раза в год. В основном, претензии к качеству мягкой мебели. Через налоговую и другие источники узнаем, перерегистрировано ли ИП, его координаты. Сообщаем эту информацию для суда, помогаем управлению по защите прав потребителей и Роспотребнадзору, – сообщил нам начальник межрегионального отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД области Олег Тютин.
Заказывать услугу или покупать товар лучше в стационарном магазине, а не по телефону, указанному в объявлении. Это реальный шанс подстраховаться от обмана. Ведь если одна торговая точка закрыта, работают другие. Поскольку договор заключен с ИП, претензию можно предъявить в любом магазине, где он торгует. Правда, в случае Ирины Антоновой это правило не сработало.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р. Новикова и Т. Лапатиной

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике