Дело епископа Диомида: вставай, страна огромная

Имя чукотского епископа Диомида постепенно догоняет по своей популярности футбольного ньюсмейкера Гуса Хиддинка. Как известно, скандал - лучший способ стать известным, а большой скандал - возможность сохранить свое...

Имя чукотского епископа Диомида постепенно догоняет по своей популярности футбольного ньюсмейкера Гуса Хиддинка. Как известно, скандал – лучший способ стать известным, а большой скандал – возможность сохранить свое имя в истории.

Кстати, имя "Диомид" в переводе с греческого означает "совет Божий". Есть в этом что-то символичное: епископ наводнил своими советами церковное Интернет-пространство за полтора года и был подвергнут осуждению за свою деятельность собратьями-архиереями на Соборе (тоже "совет"). Как известно, в футболе, игре сугубо интеллектуальной, самой интеллектуальной после перетягивания каната, у нас теперь разбираются все, а вот игры на церковном "поле" для нашего обывателя пока малопонятны. Постараемся внести некоторую ясность в происходящие события.
Сегодня Архиерейский Собор является высшим (коллегиальным) органом управления Русской православной церкви. По Уставу РПЦ он созывается раз в четыре года. В этом одно из принципиальных отличий православия от католицизма, где высшая духовная власть реально сосредоточена в институте папства. Поэтому деяния Архиерейского Собора РПЦ, безусловно, вызывают широкий резонанс в СМИ, тем более на фоне общего роста влияния Церкви на общественную жизнь в нашей стране.
Одним из решений Собора стало осуждение деятельности епископа Чукотского Диомида (Дзюбана) как противоречащую канонам (церковному законодательству). Он запрещен в служении и уволен от управления епархией вплоть до покаяния. Что стоит за столь решительными мерами церковной власти? В чем вина епископа Диомида? Каковы будут предполагаемые последствия церковного конфликта?
Епископ Диомид принадлежит к молодому поколению русских архиереев. Он родился в 1961 году на Украине, а епископом стал в 2000-м после нескольких лет священнической службы на Чукотке. Как известно, этот "медвежий угол" – дотационный регион, живущий на милостыню Романа Абрамовича, по определению является одной из самых непрестижных епархий РПЦ. Диоцез с немногочисленной паствой из остатков коренного населения и русских служилых людей с десятком священников известен, пожалуй, лишь самым высоким в мире деревянным (!) храмом (27 метров).
Жизнь архиерея здесь во многом похожа на быт простого священника в русском захолустье. Даже внешне епископ Диомид сильно напоминает манерами провинциального батюшку (это, безусловно, подкупает), а не "князя церкви". Такой человек "без связей" в архиерейском сословии. К сожалению, уровень образования владыки вполне соответствует его внешней простоте, несмотря на то, что он окончил Харьковский институт радиоэлектроники и Московскую Духовную Академию (не удивляйся, читатель!). В этом и заключается причина его оппозиции Церкви.
Нехитрый набор его взглядов состоит из осуждения демократии (есть только одна истинная форма правления – монархия), экуменизма (отрицания всякого диалога с другими религиозными конфессиями, даже христианскими), борьбой с "электронным рабством" (ИНН, штрих-коды, сотовые телефоны). Борьба со средствами связи особенно парадоксальна для выпускника института радиоэлектроники!
Надо признать, что все перечисленные требования не являются изобретением владыки Диомида, он усвоил то, что уже несколько лет проповедовалось в маргинальных православных изданиях вроде "Руси Православной". Это позволяет некоторым публицистам не без оснований видеть в епископе символического духовного лидера движения, которое давно сформировалось внутри Церкви.
Маргинальное течение, проповедующее дикую смесь из вышеперечисленных идей с националистической риторикой и сталинизмом, поистине является "коктейлем Молотова" для православия. Его адепты присутствуют в большинстве епархий России и Восточной Украины (откуда родом Диомид). Владимирская область не исключение.
Еще в 1992-м году значительная группа священников здесь выступила с отказом поминать имя Патриарха Алексия II за богослужением. Первосвятителя обвинили в экуменизме и сотрудничестве с "безбожными иудеями". Тогда дело замяли. Были проблемы посерьезнее. В Санкт-Петербурге обличал Патриархию митрополит Иоанн (Снычев), блаженный старец, охмуренный тамошними "истинно православными". Владыка Иоанн был близким к Патриарху человеком, его не трогали, прощали, не замечали. Своей простотой он очень напоминал Диомида. Младенец в митре, бессребреник:.
Но православные "патриоты" никуда не исчезли. Не берут "паспорта антихриста", предпочитают "серпастые-молоткастые"! Два года назад, разгневанные на архиепископа Евлогия, едва не взяли штурмом Рождественский монастырь (епархию) после покаянного паломничества к памятнику Николаю II в Тайнинском. Это довольно сплоченная сила, борющаяся с "жидомасонским заговором", мечтающая о "великой России" для русских. Не стоит сомневаться, владыка Диомид (скорее жертва, чем лидер) обретет в их лице всероссийскую паству. Кстати, его поддержали авторитетные люди. Например, председатель черносотенного союза русского народа генерал Леонид Ивашов (автор знаменитого броска наших десантников на Приштину).
Архиерейский Собор абсолютно прав в своих решениях, направленных на вразумление Диомида. Возможно, одной из причин стремительного удара по Диомиду были его личные выпады против влиятельного митрополита Кирилла (Гундяева), возглавляющего отдел внешних церковных связей, главного "идеолога" Патриархата. Но нельзя отделаться от ощущения, что процесс зашел слишком далеко. Соборные акты уже не остановят организационного оформления нового раскола.
В определенной степени появление православных маргиналов связано с "развитием" идей, содержавшихся в некоторых популярных книгах С. Нилуса (погребенного под Киржачом), полтора десятилетия продававшихся во многих храмах РПЦ. Тогда не обращали внимания на "отдельные издержки" духовного возрождения. В этих книжках была интересная мысль, приписанная Серафиму Саровскому: "В последние времена епископы так онечестивятся, что не будут веровать в воскресение Господа Иисуса Христа". Читатели подросли, нашли вождей, построились в колонны, пришли под стены храма Христа Спасителя и побили "наших". Увы, защищать Архиерейский Собор было больше некому:.
В лице последователей Диомида Московская патриархия впервые столкнулась с клириками, перешедшими в оппозицию не по дисциплинарным, а идейным мотивам. Как известно, "суздальский раскол", "киевский раскол" начинались с заурядных личных обид. Найдутся ли у РПЦ лидеры в провинциях, способные противостоять маргиналам? Понимают ли епископы, в чем секрет личной привлекательности владыки Диомида (как и покойного Иоанна)? Без этого раскол не преодолеть, какие правильные решения ни принимай.

Михаил ВОРОНОВ

Тем временем

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий избран членом общецерковного суда
Как сообщили в пресс-службе Владимирской Епархии, соответствующее решение было принято 28 июня на состоявшемся в столице Архиерейском соборе.
Согласно новому положению церковный суд в структуре русской Православной церкви становится трехступенчатым. Общецерковный, или суд второй ступени, в состав которого сроком на 4 года был включен и владыка Евлогий, под руководством митрополита Кубанского Исидора будет рассматривать апелляцию по итогам Епархиальных судов и все вопросы, связанные с церковной деятельностью архиереев.

Владимир МИХАЙЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике