Проверять магазины и рынки будут реже

В середине мая вступил в силу указ президента Медведева "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".

В середине мая вступил в силу указ президента Медведева "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".

Ухудшится ли качество товаров, если надзорные органы будут реже проверять и не наказывать рублем?
Главный тезис указа президента – надо дать спокойно работать и развиваться малому и среднему бизнесу, для чего необходимо сократить количество проверок надзорными и контролирующими органами. Свои варианты развития событий после введения в действие указа предлагают защитники прав потребителей, предприниматели и рядовые покупатели.

Что меняет указ?
Цель решения президента очевидна – ликвидация административных препонов при осуществлении предпринимательской деятельности. Глава государства поручил правительству в течение двух месяцев подготовить документы, которые бы усиливали гарантии защиты прав ЮЛ и ИП в процессе госнадзора.
В указе сказано, что плановые проверки будут проводиться не чаще одного раза в три года.
– Федеральным законом №134 не так давно было определено, что проверки организаций и предпринимателей проводятся один раз в два года. Путиным была внесена поправка, что первые два года представителей малого и среднего бизнеса не проверяют, – говорит начальник городского управления по защите прав потребителей Александр Марков.
Защитники прав потребителей в один голос говорят, что в случае сокращения числа проверок качество товаров и услуг непременно ухудшится. Культура бизнеса пока не слишком высока, поэтому любое ослабление контроля приведет к работе спустя рукава. Ведь уже сейчас многие из ИП возмущаются, что надзорные органы в ходе проверок ругают их за немытую тару, за незнание элементарных санитарных правил. А разве за это поощрять надо? Только за счет государственного контроля удается удерживать качество товаров и услуг на приемлемом уровне. И тем не менее у нас высоки показатели по количеству пищевых отравлений. А если будут проверять еще реже, то, вполне вероятно, положение ухудшится.
Во Владимире в секторе малого предпринимательства задействовано 70 тысяч человек, работает 13 тысяч ИП и 8 тысяч малых предприятий. Многие из них недовольны участившимися проверками санитарных и ветеринарных служб, милиции, экологов, пожнадзора.
– За неделю на рынке закрылось 4 торговых секции. Уволились продавцы, а новые не пришли. В условиях, когда постоянно проверяют, когда большой поток покупателей идет, когда тяжелый график работы, просто невозможно работать. Не так давно проводилась совместная проверка надзорных органов. Были установлены и согласованы с нами сроки проверки. Но сроки не соблюдаются. Проверка должна была закончиться, а смотрим, опять пришли, и все тайком, – рассказывает руководитель одного из владимирских рынков Нина Матвеева.

Не хотите ль мяса с мухами?
В указе президента сказано, что проведение внеплановых проверок возможно только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей и только по согласованию с прокурором области.
– Я убежден, что процесс согласования будет затянут, продавцы успеют снять с продажи просроченные продукты. Допустим, к нам поступает информация о том, что в магазине на прилавках выставлены просроченные творожки и йогурты или подпорченное мясо. Понятно, что эта продукция представляет угрозу жизни или здоровью. Но мы не можем выехать по жалобе, пока не получим бумагу от прокуратуры. Сколько еще продукции с истекшим сроком годности купят наши жители, пока надзорный орган придет с внеплановой проверкой, – рассуждает начальник городского управления по защите прав потребителей Александр Марков.

Разговорами не накажешь
Указом президента предписано освободить надзорные органы от составления протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности. За нарушения правил торговли, закона о защите прав потребителей контролирующие органы (управление торговли, управление по защите прав потребителей, областное управление Роспотребнадзора) имеют право выписывать штрафы нерадивым продавцам и предпринимателям. Размеры штрафов растут, в большинстве случаев только наказание рублем приводит к желаемым результатам. Если этого не будет, то как иначе заставить предпринимателя соблюдать закон? Уговорами, внушениями, разъяснениями?
– Мы часто в жизни сталкиваемся с просроченной и некачественной продукцией, покупаем пирожки и салаты с душком, засохшие пирожные, покрытое плесенью печенье. Эти продукты продают в магазинах и на рынках без зазрения совести. А ведь самое страшное то, что потребители этой продукции – дети. Если продавцы перестанут бояться проверок и наказаний, что же тогда будет? – спрашивает покупательница Мария Ларионова.
Под внеплановые проверки попадают в основном пищевые товары. Что же делать с некачественными окнами, мебелью, сотовыми телефонами? Эти фирмы и мастерские нельзя будет проверять? Правозащитники надеются, что этот пункт все-таки пропишут в нормативных документах, которые будет разрабатывать правительство.
Возможно, все грядущие изменения не так страшны, как кажутся. К примеру, областное управление Роспотребнадзора проводит плановые и внеплановые проверки. Доля плановых всего 30%. Всех предпринимателей заблаговременно предупреждают о проверках, проводят их в присутствии руководителей. Проверки зачастую согласуются с прокуратурой, нередко предпринимателям хватает разъяснительной беседы, чтобы они вняли просьбам потребителя. То есть половина мер, прописанных в указе, и так уже реализуется.
Остается надеяться, что малый и средний бизнес станет сознательнее и действительно заработает так эффективно, что станет самостоятельно регулировать конфликтные ситуации и споры с потребителями.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р.Новикова

Только цифры
3 тысячи обращений граждан рассмотрели в этом году специалисты городского управления по защите прав потребителей. 86% жалоб решено в пользу потребителей. Покупателям некачественных товаров и услуг возвращено порядка 6 млн рублей, специалистами управления составлено 40 протоколов, с предпринимателей взыскано 55 тысяч рублей. Сотрудники управления участвовали в 80 судебных делах, больше 750 тысяч по решению суда вернули потребителям. По-прежнему на первом месте по браку стоят сотовые телефоны, на втором – техника, дальше – одежда, обувь, мебель.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике