Где покупать: на рынке или в супермаркете?

Зависит ли качество обслуживания и товаров от того, где покупаешь? Качество обслуживания в сфере торговли по-прежнему актуально. В большинстве случаев покупатели жалуются на хамство и грубость, но встречаются...

Зависит ли качество обслуживания и товаров от того, где покупаешь?
Качество обслуживания в сфере торговли по-прежнему актуально. В большинстве случаев покупатели жалуются на хамство и грубость, но встречаются случаи неприкрытого обмана со стороны продавцов, когда покупателю буквально "впаривают" бракованный или просроченный товар.

Во Владимире объем розничного товарооборота ежегодно растет. Уже в этом году прирост составил 17% по сравнению с прошлым годом. Ведущую роль играет стационарная торговля. В городе работает 919 магазинов, из них 356 – продуктовых. Во Владимире 25 торговых центров, в том числе супермаркетов, а также 6 рынков и 6 ярмарок. На тысячу жителей приходится около 700 кв м торговой площади – это один из самых высоких показателей по ЦФО.

Работодатели дорожат кадрами
– Плохое качество обслуживания покупателей – самая распространенная жалоба. Люди недовольны грубостью продавцов, истекшим сроком годности товаров, самой организацией обслуживания покупателей. Но в большинстве случаев сотрудников к административной ответственности не привлекают. Владельцы магазинов и рынков дорожат кадрами. Сейчас сложно найти грамотный персонал, – рассказывает начальник городского управления потребительского рынка и услуг Ольга Соколова.
Обратите внимание, в любом торговом центре или на рынке при входе висят объявления о наборе сотрудников. Всегда есть спрос на продавцов и кассиров. Иногда владельцам сетевых компаний, магазинов и супермаркетов приходится объезжать районы области, чтобы пополнить кадровый состав. Продавцам, кассирам, охранникам предлагаются место жительства и профподготовка. Кстати, во всех супер- и гипермаркетах сотрудники проходят фирменное обучение. На рынках и в небольших магазинчиках от персонала требуется только одно – умение считать, взвешивать и пробивать чек. Не мудрено, что чаще всего жалуются на продавцов с рынка.
– Часто бывает, что в возникшем конфликте виноваты обе стороны. Кто начал, уже не так важно. Слово за слово, продавец нагрубил, покупатель ответил, и началось. Хотя от клиентов торговых центров таких жалоб не поступает, там продавцы всегда рады покупателям и потому терпеливы и вежливы, – говорит замначальника городского управления по защите прав потребителей Наталья Денисова.

Дешево, да гнило
Специалисты городского управления по защите прав потребителей и областного управления Роспотребнадзора отмечают, что с каждым годом по продовольственной группе товаров жалоб все меньше. Чаще всего продуктовые магазины грешат неправильными условиями хранения продукции и истекшими сроками годности.
По срокам годности претензии есть почти ко всем, но рынки и супермаркеты по-разному работают с претензиями клиентов. На рынке пока докажешь факт покупки именно на этом прилавке (чеки – редкость), пока добьешься признания вины продавца (каждый продавец стоит горой за свою выручку), к тому времени уже не выдержишь и начнешь ругаться. И только победив в ссоре, вернешь назад свои деньги. В супермаркетах иначе. Стоит только предъявить претензию к качеству и срокам годности продукции, продавцы или администраторы извинятся и без разговоров вернут деньги.
– Мы часто сталкиваемся с безграмотностью персонала, работающего в торговле. Продавцы должны разбираться с жалобами на месте. Но многие не хотят вникать в суть претензии. В итоге потребители обращаются к нам, и продавцам все равно приходится рассматривать проблему. В последние годы торговля стала более цивилизованной, жалоб на продукты все меньше. Много вопросов возникает по качеству непродовольственных товаров, – рассказывает главный специалист-эксперт отдела надзора за питанием областного управления Роспотребнадзора Людмила Ускова.
Вот один из примеров, когда неграмотность продавца и производителя привела к конфликтной ситуации и стрессу покупателя. На рынке в одной из секций женщина купила вареной колбасы, заплатила за нее 38 рублей. Как только пришла домой, сразу же сделала бутербродик со свежей колбаской. Откусила кусочек и: сломала зуб. Внутри куска оказалась металлическая клипса, которой крепят края батона колбасы. Лечение зуба обошлось в 2000 рублей. Покупательница справедливо решила, что этот ущерб должен ей возместить продавец. Она написала заявление на имя ИП. Но предприниматель отказался принимать документ, хотя по закону он обязан это сделать. Только при поддержке специалистов управления по защите прав потребителей удалось добиться результата. Понятно, что посторонние включения оказались в продукции в процессе производства, но производитель отказался удовлетворять жалобу клиента. Деньги за покупку и 2 тысячи рублей за восстановление зуба вернул предприниматель.
– В ходе проверок мы регулярно обнаруживаем нарушения правил торговли на рынках. Знаете, с чем сталкиваемся? В тонарах и секциях стоят ведра, в которых продавцы моют колбасу, чтобы она выглядела свежей, – возмущается начальник отдела по защите прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Нина Коротких.

Все свое бери с собой
На супермаркеты жалуются только те, кто не хочет оставлять вещи в ячейках для хранения. В торговых центрах не принято носить с собой сумки и пакеты с предыдущими покупками, предлагается оставлять вещи в ячейках.Однако при входе висит объявление, что за сохранность вещей администрация ответственности не несет. По закону, маркеты не вправе заставлять покупателей оставлять личные вещи в ячейках без присмотра. Выход – либо носить вещи с собой, либо устанавливать камеры видеонаблюдения.
Таким образом, в большинстве случаев по качеству товаров и обслуживания выигрывают торговые центры и супермаркеты, а не рынки. Принято считать, что на рынках продукты дешевле. Старшее поколение всегда покупает мясо, овощи, фрукты, молочную продукцию на рынке. Однако отнюдь не все рынки во Владимире уступают по цене торговым центрам. Да, мясо и фрукты покупать на некоторых рынках города выгоднее, но остальные товары продаются по той же цене. Торговые центры регулярно устраивают сезонные акции, скидки на определенный вид товара. Кроме того, за счет больших объемов продаж в крупных супермаркетах цены на ряд социально значимых продуктов (масло, хлеб, яйца, крупы) существенно ниже, чем в остальных магазинах. Так что, где дешевле, вопрос спорный. Но куда как комфортнее ездить по маркету с тележкой и складывать туда продукты, нежели набирать пакеты сначала в мясных секциях, потом с сумками бежать в кондитерку, позже – в овощи-фрукты и наконец – в бытовую химию. А потом подсчитать расходы и понять, что рядом с домом в супермаркете все можно было купить по таким же ценам и без такой беготни.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике