Как и кого учат в автошколах?

Почему инструкторов по вождению не аттестуют и не обучают педагогике В одном из прошлых номеров "Призыва" мы писали о том, как сдают экзамены в ГАИ кандидаты в водители....

Почему инструкторов по вождению не аттестуют и не обучают педагогике
В одном из прошлых номеров "Призыва" мы писали о том, как сдают экзамены в ГАИ кандидаты в водители. За 4 месяца этого года городским МРЭО выдано около 3 тысяч водительских удостоверений. Владимирский автопарк приближается к 100 тысячам. Спрос на автошколы огромный. Но как там учат и как выбрать автошколу с грамотными инструкторами?

Во Владимире работают 14 автошкол. Все они готовят водителей по государственным образовательным стандартам и примерным учебным планам и программам, утвержденным Минобразования РФ, согласованным с Минтранспорта и ГИБДД. Сроки обучения, как правило, – 1-3 месяца. Правда, в некоторых школах курс занятий как минимум 2 месяца. Это неудобно тем автолюбителям, которые водить научились, а корочек автошколы не имеют, поэтому их не допускают к сдаче экзаменов в ГАИ. Стоимость теоретического курса – 6000-6500 рублей, полтора часа практики стоят 350-390 рублей. Все школы предлагают индивидуальный подход к клиенту, на выбор предоставляются инструкторы (женщины или мужчины) и машины (иномарки или отечественные).

Как выбирают автошколы?
Условия в автошколах примерно одинаковые. Поэтому при выборе автошколы желающие получить права руководствуются двумя принципами: местом расположения и процентом сдачи в ГАИ с первого раза.
– У меня знакомая училась в этой автошколе. Она предложила туда же записаться. Вроде близко к дому и сказали, что сдаваемость у школы высокая, значит, учат хорошо, – рассказывает водитель Елена Славина. – Хорошо, что занятия предлагают на выбор по дням недели и часам. График свободный. На теоретические занятия нареканий никаких, но практика оставляет желать лучшего.

Теория и практика – испытания водителя
Чаще всего самые ужасные воспоминания от автошкол у начинающих водителей связаны с практикой. Теория, наоборот, проходит спокойно.
В теоретический курс входят: правила дорожного движения, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, законы РФ по административной и уголовной ответственности водителей, технические аспекты безопасного управления, элементы конструкции автомобиля, методы оказания доврачебной медицинской помощи при ДТП.
– В лекционном классе занимаются по четыре человека. Преподаватель рассказывает, ученики слушают, на дом дают задания. Домашнюю работу приносим в письменном виде. Инструктор выборочно проверяет. 45 минут занятия пролетают быстро. Второй этап обучения – автотренажеры. Без этих шести занятий ученики не допускаются к вождению. Тренажер, как игровой автомат: на экране – дорога, в руках – руль, под ногами – педали. Этот тренажер дает лишь знание педалей, все остальное возможно освоить только на практике, – уверена автолюбитель Е. Славина.
На практике кандидатов в водители учат не только управлять автомобилем, но и умению оценивать дорожную ситуацию, своевременно и правильно реагировать на нее, а также выполнять определенные маневры: трогаться с места на подъеме, разворачиваться, сдавать задним ходом, тормозить на разной скорости.

Где найти хорошего инструктора
Во время практики вождения следует найти общий язык с инструктором и запастись огромным чемоданом с терпением. Часть инструкторов страдают косноязычием и непунктуальностью.
– Я часто даже не понимала, что говорит инструктор. Приходилось переспрашивать и о многом догадываться, – вспоминает Елена Славина. – Инструкторы на занятия опаздывают, вместо часа-полутора занимаются по 45 минут, раньше времени заканчивают, заезжают по своим делам. У меня на все обучение ушло 12 тысяч рублей. А сказать, что я научилась управлять автомобилем на достойном уровне, не могу.
В автошколах нам сообщили, что преподаватели теории почти все имеют высшее педагогическое образование, инструкторы по вождению – с техническим образованием. Но никакой аттестации инструкторы не проходят, преподавателей отбирают по нескольким критериям: опыт вождения, наличие образования и технические знания.

Кто учится в автошколах?
В последние годы учатся в автошколах в основном женщины, причем среднего и даже пенсионного возраста. Чем старше ученик, тем его труднее учить. Быстрота обучения зависит от возраста, пола, профессии, характера. Сложнее осваивают знания преподаватели, художники, программисты, любые гуманитарии. Ловят все на лету обладатели инженерных и строительных специальностей, – рассказывает директор автошколы, инструктор практики Владимир Зонин.
Владимир Николаевич отмечает, что с недавних пор сотрудники ГАИ ужесточили требования к ученикам. Показатели сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза снизились.
– Видимо, в ГАИ думают, что автошколах плохо учат. Может, конечно, не без оснований. Ученикам стало труднее сдавать практику, больше ловят на невнимательности и на сложных ситуациях на дороге. Вот ученики и теряются, – говорит Владимир Николаевич.

Наклейки "туфелька" и "чайник" запрещены
Большая часть начинающих водителей, еще не до конца поверившие в свои знания и умения, вешают на заднее стекло автомобиля букву "У". Некоторые дамы украшают ею и лобовое стекло. Можно купить и другие наклейки – наибольшим спросом пользуются "туфелька", "чайник" и "восклицательный знак". Предполагается, что, увидев такие знаки на впереди идущей машине, водитель "от греха подальше" перестроится в другой ряд или снизит скорость, чтобы обклеенное авто уехало восвояси. На самом деле адекватные водители реагируют отрицательно. Непонятно, то ли чувство юмора у любителя наклеек так хорошо развито, то ли он и правда предупреждает об опасности.
– Разрешена законом только буква "У". Все остальные наклейки при прохождении техосмотра потребуют снять, – говорит начальник городского МРЭО Петр Кунаков.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото автора

Авторитетно
На вопрос, каков уровень знаний водителей, отвечает начальник МРЭО Владимира Петр Кунаков:
– Думаю, что уровень подготовки водителей в автошколах на среднем уровне. На экзаменах ученики ведут себя образцово, соблюдают ПДД, пристегиваются ремнями безопасности, включают поворотники, никого не подрезают. Все меняется, когда они становятся водителями и выходят на дорогу. Уверен, что дело не в уровне подготовки, а в уровне культуры самого водителя, который с легкостью нарушает правила, которые только что выучил. К сожалению, мы часто сталкиваемся с дорожным беспределом.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике