Госзаказ.Жалоба на итоги торгов как инструмент вымогательства

Когда в местной поликлинике вашему малышу отказываются делать прививку, а сын-школьник снова рассказывает о сильных впечатлениях, испытанных при посещении туалета в , не спешите в сердцах сделать однозначный...

Когда в местной поликлинике вашему малышу отказываются делать прививку, а сын-школьник снова рассказывает о сильных впечатлениях, испытанных при посещении <аварийного> туалета в <альма-матер>, не спешите в сердцах сделать однозначный вывод <Бардак!> и садиться писать жалобу президенту. Скорее всего, вакцину просто не смогли закупить, а ремонт снова отложен. Причина – несостоявшиеся либо аннулированные торги.

Не спрашивайте лишнего
: – А еще эти торги! – с тяжким вздохом завершали (и завершают сейчас!) рассказ о своих проблемах некоторые руководители государственных учреждений. Сравнительно новая процедура расходования бюджетных средств (введена с 2006 года) добавила работы, и, что скрывать, нервных переживаний руководителям. Сначала они привыкали к мысли о том, что, согласно федеральному закону <О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд>, прежде чем потратиться на закупки или услуги необходимо провести торги либо открытый аукцион, либо поучаствовать в запросе котировок. По их результатам заключается государственный либо муниципальный контракт.
Первое время, особенно в районах, торгов, мягко говоря, сторонились. И кругленькие суммы бюджетных средств <висели> подолгу на счетах. Сегодня, когда торги перестали быть малоизученной диковинкой, у главврачей, учителей школ, библиотек, дворцов культуры, да и у многих чиновников, проблемы начинаются аккурат после проведения торгов. Причина – жалобы, поступающие в областное управление ФАС от их участников.
Как правило, проигравшая и возмущенная сторона жалуется и на конкурсную комиссию, и на заказчика. На торгах они, действительно, единомышленники. Одна из самых <популярных> жалоб – на решение конкурсной комиссии об отказе участия в торгах. Например, компания <Л.М.К. ДельМед> вышла из борьбы в открытом аукционе на право заключить государственный контракт на поставку медицинского расходного материала для нужд государственного учреждения здравоохранения <Областная станция переливания крови>, не успев <стартовать>. Конкурсная комиссия потребовала предоставления копии лицензии на фармацевтическую деятельность. В пакете документов компании ее не было.
В полной мере не пережили перипетии состязания умов и кошельков специалисты <Спецстроймонтажа>, имея желание  заключить  государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту кровли, фасада, помещений ОГУ <Центр социального обслуживания населения г. Гусь-Хрустальный>. А все из-за того, что не представили документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление  действий от имени участника размещения заказа (а именно – копии устава и копии протокола об избрании генерального директора). 
ЗАО <Компания Киль-М>  жаловалась на то, что при проведении  открытого конкурса  на приобретение  медицинского оборудования ММУ <Александровская районная детская больница> конкурсной комиссией  при оценке и сопоставлении заявок не учитывался такой критерий, как цена контракта. С подобной жалобой обратилась и компания <Русич>, участник открытого конкурса на установку автоматической системы пожарной сигнализации в зданиях и помещениях образовательных учреждений Гусь-Хрустального  района.
Эти жалобы антимонопольная служба признала обоснованными, отказы – неправомерными. Торги должны быть проведены снова.

:и работайте на публику!
Но частенько комиссия ФАС рассматривает и жалобы на действия заказчиков, которые, размещая объявления о проведении торгов либо аукционов, предъявляют излишнюю (не предусмотренную законом) <любознательность>. Например, областное управление федерального  казначейства при  проведении открытого  конкурса на оказание услуг обязательного  медицинского  страхования  своих служащих и подведомственных отделений управления попросило <конкурсантов> указать численность работающих граждан,  застрахованных на территории области, количество  медицинских учреждений, с которыми заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по  обязательному медицинскому страхованию в нашем регионе. Компания <КапиталЪ Медицинское страхование> пожаловалась в ФАС. Комиссия пришла к выводу, что введение в критерии  оценки вышеназванных  показателей создает  неравные условия для компаний,  ранее не работавших в области, и, следовательно, ограничивает конкуренцию  при проведении открытого  конкурса.  Стремление поддержать родного (с областной пропиской) товаропроизводителя  кажется и логичным, и патриотичным. Но в данном случае идет вразрез с федеральным законодательством.
Владимирская комиссия ФАС не поощряет и повышенную секретность торгов. Специалисты компании <Центр Самсунг> пытались получить у Владимирского госуниверситета официальные разъяснения по оформлению документации об аукционе. Это требование не противоречит норме закона. Но тщетно! Более того, при разбирательстве жалобы выяснилось, что аукционная документация, размещенная на официальном сайте, не была доступна для ознакомления хозяйствующим субъектам, изъявившим желание принять участие в торгах.

А все-таки они действуют!

Комиссия Владимирского УФАС России рассматривает все официальные жалобы участников торгов. В прошлом году поступило 82 жалобы, обоснованными признаны 39. В этом году (данные на вчерашний день) рассмотрено 37 жалоб, из них обоснованные – 12. Таким образом, далеко не всегда участники торгов оказываются правы в своих претензиях.
Например, за последние несколько недель необоснованными признаны жалобы компаний <Диана Текс> (не были указаны размеры поставляемого товара) и <ОЛИКА> (в техническом задании не предусмотрена поставка в комплекте всех необходимых монтажных материалов, не указаны требуемые технические характеристики и соответствие техническим параметрам).
Но каждая жалоба – это отсрочка в заключении госконтракта. И, в первую очередь, это нервирует руководителей госучреждений, которые <выбив> бюджетные средства на ремонт, вынуждены с тоской считать погожие летние деньки и ждать окончания разбирательств и результатов новых торгов. Практика показывает, что особенно острой послеконкурсная борьба бывает при размещении объемных заказов на ремонт и реконструкцию.
– Наше законодательство по-прежнему предоставляет лазейки людям предприимчивым, – считает представитель одного из основных участников торгов, пожелавший остаться неизвестным. – Поэтому, не получив солидный подряд на ремонт, они бегут с жалобой в ФАС. И пока идет разбирательство, к победителю поступает <заманчивое> предложение: поделись заказом, возьми в субподрядчики и проблем не будет. Некоторые соглашаются, ведь ремонтный сезон, особенно если это касается кровельных работ, скоротечен и деньги терять не хочется.. И логика в этом есть: лучше получить заказ меньшего объема, чем ничего.
Парадокс, но систему торгов, само существование которой призвано бороться со всяческими злоупотреблениями в сфере размещения заказов, с неэффективным использованием бюджетных средств, считают глубоко порочной и некоторые участники торгов по поставке медицинской техники. Они жалуются также на нечеткость технического задания, подготовленного заказчиком, на непредсказуемость конкурсных комиссий, порой весьма причудливо принимающих решения о допуске к конкурсу, на субъективность экспертов (а в их роли могут выступать и врачи, выбирающие оборудование с учетом только собственного опыта и компетентности), на отсутствие судебного прецедента.
: И тем не менее, критикуемые и ругаемые торги популярности не теряют. Скорее, наоборот. На некоторые лоты поступает больше двух десятках заявок. И после объявления победителя некоторые участники конкурса на эмоции не скупятся. Вот тогда достается всем – конкурсной комиссии, победителям, законотворцам и даже президенту.

Светлана САЛАТАЕВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике