Из эфира “Авторадио-Владимир”. День шофера

Каждую последнюю пятницу месяца в эфире "Авторадио-Владимир" (104.8 Fm) программа "День шофера". Её постоянные гости - сотрудники ГИБДД. Сегодня мы представляем читателям "Призыва" текстовую версию беседы с начальником...

Каждую последнюю пятницу месяца в эфире "Авторадио-Владимир" (104.8 Fm) программа "День шофера". Её постоянные гости – сотрудники ГИБДД. Сегодня мы представляем читателям "Призыва" текстовую версию беседы с начальником отдела ДПС и розыска УГИБДД УВД Владимирской области Александром Новиковым.

– Насколько юридически грамотны участники дорожного движения?
– С сожалением приходится констатировать, что сегодня юридическая подготовленность и водителей, и пешеходов явно недостаточная. А им следовало бы знать не только свои обязанности, но и права. Тогда, несомненно, меньше было бы недовольных так называемыми незаконными требованиями и инспекторов ДПС и сотрудников патрульно-постовой службы. Когда точно известны границы полномочий должностных лиц, легче отстаивать свои права. К беседе, к отстаиванию своей позиции нужно быть подготовленным.
– Штраф за не пристегнутый в автомобиле ремень безопасности 500 рублей. Почему именно 500, а не 400 или, скажем, 600?
– Было замечено, что когда штраф за не использование ремней безопасности при движении в транспортном средстве составлял 100 рублей, то расставались нарушители с этой суммой абсолютно спокойно и : продолжали ездить не пристегиваясь. Увеличение же размера штрафа, даже для финансово обеспеченных автовладельцев – нарушителей, существенная денежная обуза. А если предположить, что штраф может в течение дня быть наложен неоднократно, то пристегиваться будут все, независимо от уровня заработной платы.
А почему именно 500 рублей? Так решили депутаты Государственной Думы. Проводились, наверное, какие-нибудь исследования, расчеты.
– Речь все время идет о легковом транспорте. Но ведь и грузовики участвуют в дорожном движении, и на них тоже распространяются требования как правил дорожного движения, так и норм закона об административных правонарушениях. И если иностранные машины, наряду с легковушками, оборудованы ремнями безопасности, то отечественные тяжеловозы и наказывать-то не за что. Нет на них ремней безопасности. Получается, что и нарушений нет, но и безопасности тоже нет.
– Правилами дорожного движения четко определено, кто и в каких случаях имеет право не пристегиваться ремнем безопасности. Все остальные водители – любители или профессионалы должны, и вот тут внимание – при наличии в транспортном средстве ремней безопасности, быть пристегнуты ими во время движения. Если же устройств этих нет, как в примере, который вы привели, то требования закона на водителей, управляющих таким транспортным средством, не распространяются. Бывает, что в машине места для крепления ремней есть, а самих ремней нет. В такой ситуации ответственность за оснащение автомобиля средствами пассивной безопасности лежит на водителе. Другими словами, в подобном случае его оштрафуют как за не- пристегнутый ремень.
– Ответьте. Если в автомобиле "Волга", выпущенной в 2005 году, есть ремни только для передних пассажиров, а сзади их нет, но есть крепления, и в инструкции по эксплуатации написано – "установка ремней для задних пассажиров предусмотрена", водителя оштрафуют за задних не пристегнутых пассажиров? Замечу – он ее такую купил.
– Возможно, это такая комплектация автомобиля. Не было, предположим, при сборке этой "Волги" задних ремней – поставщик, может, не поставил, но изначально в кузове предусмотрены места для ремней:
– Что водителю-то делать?
– Надо покупать ремни, устанавливать и пристегиваться. Можно привести аналогичный пример. Детские утягивающие устройства тоже не входят в комплект нового автомобиля. Но если по закону без него ребенка перевозить запрещено, то нужно покупать.
– Согласен, что водители еще те хитрецы! Прибамбас купить какой-нибудь тысяч эдак за пять, который никакого отношения к безопасности не имеет, могут запросто, а надорвавшийся ремень поменять рука не подымается. И при этом как же любят спорить с сотрудниками ГИБДД! Ведь знают, что не правы – и все равно будут спорить. Не в моде у нас быть законопослушными.
– Кстати, "Камазы" завод- изготовитель с 2007 года оснащает ремнями безопасности.
– А сколько их навыпускали до 2007? Это ведь даже представить страшно – у водителя никакой защиты! Дорога прямо перед ним!
– Любой выпускаемый автомобиль должен быть сертифицирован, должен соответствовать определенным требованиям и безопасности тоже. Хорошо, "КамАЗы" оборудованы ремнями безопасности, а "Газы"? Нет на них никаких ремней!
– Видимо, они в Европу не ездят.
– Туда их просто не пустят. В Евросоюзе очень строго следят за безопасностью и не делают различий между легковым и грузовым транспортом. Все – участники дорожного движения.
– Вернемся на родину. Недавно генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов, начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации сообщил, что МВД намерено инициировать ужесточение ответственности сотрудников ГИБДД и водителей машин сопровождения за нарушение правил дорожного движения. С чем это связано? Стало много сотрудников ГИБДД попадать в ДТП при сопровождении?
– Многие считают, что если едет патрульный автомобиль Госавтоинспекции с включенными маяками впереди или сзади колонны, то это и есть сопровождение. На самом деле сопровождение – это целый комплекс мероприятий. Видна же, как всегда, только верхняя сторона айсберга. Но рассказывать об этом подробно не хватит всей программы. А заявление начальника Департамента связано с выходом постановления, определяющего порядок сопровождения. И в целях реализации постановления правительства вышел приказ министра внутренних дел, в котором предельно детально все разложено.
– Все это здорово, что вы говорите. Но вчера меня обогнала маленькая такая колонночка из трех автомобилей, первый и последний из которых были с символикой ГИБДД. И пронеслись они мимо меня, как ветер, дующий со скоростью километров 200 в час. До них приказ начальства не дошел? И в чем вообще задача сопровождения? Доехать быстрее?
– Нет. Вы глубоко, глубоко ошибаетесь. Задача сопровождения не уменьшить скорость прибытия от пункта А в пункт Б, а обеспечить сохранность сопровождающего. И вопрос скорости носит второстепенный характер. И еще. Федеральный закон об охране гласит, что есть категория лиц, подлежащих охране государством. И выполняя эту задачу, патрульные автомобили Госавтоинспекции могут отступать от требований правил дорожного движения, но с учетом обеспечения безопасности дорожного движения. Возможно, когда вас обогнали патрульные машины, и был такой случай – они сопровождали объект государственной охраны.
– Вполне может быть. Читаю дальше. Тот же Виктор Кирьянов утверждает, что планируется рекомендовать сотрудникам ГИБДД пристегиваться ремнями безопасности.
– Что ж, всё меняется. Лет 20 назад были правила дорожного движения, согласно которым водителям такси разрешалось не пристегиваться. Правда, только в городской черте. А сотрудник милиции тоже человек и тоже может попасть в ДТП, где ремень спасет ему жизнь. Так что рекомендации очень правильные. На Западе для сотрудников дорожной полиции это давно норма. Но должны быть и отступления от этих правил в случае нештатной, так сказать, ситуации. При задержании преступника или осуществлении погони.

Текст: Владимир СЕРОВ.
Фото из архива редакции.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике