Платежные терминалы: удобство или удар по кошельку?

Все предприниматели, поставщики коммунальных услуг, владельцы сотовых компаний понимают, что современный человек достаточно занят, чтобы уделить час-два на походы по кассам, оплачивая услуги. Поэтому настоящим спасением для нас...

Все предприниматели, поставщики коммунальных услуг, владельцы сотовых компаний понимают, что современный человек достаточно занят, чтобы уделить час-два на походы по кассам, оплачивая услуги. Поэтому настоящим спасением для нас стали электронные терминалы, где в первую очередь можно оплатить за услуги
сотовой связи.
Сегодня терминалы пользуются огромным спросом. С их владельцами заключают договора многие кредитные компании, жилищные организации. Их интерес понятен – никому не нужны долги по платежам из-за того, что потребитель услуг не успевает вовремя внести плату. Для нас же терминалы – экономия времени и сил, но не средств. О достоинствах и недостатках терминалов, а также как избежать обмана со стороны электронной машины, поговорим сегодня в "Клубе потребителей".

Что предлагает терминал?
Изначально через терминалы оплачивали только услуги сотовой связи. Сейчас потребителю предлагают через это техническое устройство оплатить услуги интернет-провайдера, ЖКХ, кабельного и спутникового телевидения. В скором времени посредством терминала можно будет "гасить" кредит. Несмотря на обилие услуг, по-прежнему чаще всего терминал используют, чтобы пополнить баланс мобильного телефона.
Во Владимире терминалы установлены в людных местах: магазинах, торговых центрах, вокзалах, кинотеатрах, вузах, развлекательных комплексах. А вот в столице в ближайшее время терминалы по оплате услуг появятся и в подъездах многоквартирных домов.
Терминал, как правило, расположен в углу торгового зала или любого другого помещения специально для того, чтобы у клиента была возможность спокойно разобраться с кнопками, достать определенную сумму из кошелька и совершить платеж.
Терминалы предполагают сенсорное нажатие клавиш. Чтобы выбрать услуги, набрать номера телефона, банковского счета или квитанции, нужно нажимать на поле терминала. Вся информация о совершенных платежах с каждого терминала поступает на центральный компьютер.

Терминал покажет карту и скачает мелодию
Уже сейчас многие модели терминалов делятся с клиентом полезной информацией: демонстрируют карту города или района. К примеру, в здании администрации Владимира установлен терминал, посредством которого можно открыть официальные сайты городской и областной администраций, узнать о ближайших событиях во Владимире, посмотреть фильм о городе, уточнить телефоны специалистов управлений и отделов.
Автоматы самообслуживания постепенно включают в себя все больше и больше технологий. Скоро с их помощью можно будет не только оплатить разнообразные услуги, но и получить дополнительные сервисы. Пользователь такого информационного киоска может просмотреть демо-версии игр, прослушать мелодии, переслать фотографии и редактировать их. Терминалы позволят загружать контент для мобильных телефонов посредством Bluetooth, ИК-порта. С автомата можно будет отправить SMS-сообщение, содержащее WAP-ссылку.
Некоторые автоматы после проведения операции выдают чек со штрих-кодом. Этот код содержит всю информацию о платеже, поэтому в дальнейшем при совершении аналогичной операции достаточно вставить его в отверстие для приема купюр, и данные появятся на экране. То есть клиенту не придется вновь вводить номер телефона или лицевого счета. Вместо смарт-карт достаточно также поднести квитанцию к терминалу, и он уже самостоятельно считает штрих-код.
В крупных городах уже развивается новая услуга терминала – оплата за бензин. Многие владельцы АЗС автоматизируют свои заправки, чтобы появилась возможность оплачивать бензин через автомат самообслуживания.

Терминал берет по-крупному?
Во Владимире установлены разнообразные терминалы оплаты комуслуг. Одни берут комиссию с плательщика, другие – нет. В первом случае владельцы терминалов договариваются с организациями – поставщиками услуг об оплате комиссии за перевод платежей. Но таких бесплатных для потребителя терминалов осталось немного. Средний размер комиссии – 1,5-3%. Хотя в большинстве магазинов и в торговых центрах стоят терминалы, которые берут по 3%.
– Иногда потребители жалуются, что терминалы берут комиссию с платежа 3-5 рублей. За любую оказанную услугу мы платим деньги. На почте или в сберкассе комиссию за оплату квитанций ЖКУ с нас не берут. Но эти затраты заложены в тариф. Кстати, информация о размере комиссии всегда есть на электронном поле терминала. Если эта цена услуги вас не устраивает, вы можете обратиться в офисы операторов сотовой связи и там пополнить баланс вашего телефона без каких-либо комиссий, – говорит замначальника управления по защите прав потребителей Наталья Денисова.
Но выгодно ли это? До офиса еще надо добраться. Проезд на автобусе стоит 8 рублей плюс потеря времени. Вот и получается, что дешевле и проще согласиться на комиссию.
Другое дело – оплата за коммунальные услуги. Во Владимире появились терминалы, которые принимают платежи по ЖКУ. Есть те, которые берут процент за услугу – в среднем 4%. Но в основном у нас работают терминалы без комиссии. Однако у них есть большой минус – сумму платежа приходится округлять, ведь аппараты сдачи не выдают. Если за услугу вам надо заплатить 572, 42 руб., то в автомат нужно забросить 580 рублей. Конечно, перерасчет поставщики услуг вам сделают, но 20-30 рублей в день платежа придется переплатить.
Для оплаты ЖКУ потребитель пока редко использует терминалы. Ведь за ошибку в наборе лицевого счета придется долго расплачиваться. Клиент потеряет много времени и сил, чтобы доказать свою правоту. Надо будет решать вопрос не только со службой терминалов, но и поставщиком комуслуги.

Ошибся в цифрах, сам и разбирайся
– Я только один раз ошибся в цифрах, когда хотел пополнить баланс своего телефона через терминал. Это было два года назад. У меня на руках остался чек. Я позвонил по телефону, указанному в нем. Каково же было мое удивление, когда девушка посоветовала мне позвонить тому, кому я по ошибке положил деньги на счет, и попросить этого человека их вернуть или пополнить и мой счет. Кто же на это согласится, – рассказывает Юрий Новиков.
Сейчас эти вопросы решаются гораздо проще. Со мной на днях произошел подобный случай. Решила маме положить деньги на телефон, но ошиблась в одной цифре. Деньги ушли на другой номер. Как только убедилась в ошибке, сразу стала звонить по телефону, указанному в чеке. Помощник сначала спросила меня, когда был произведен платеж. Если в день обращения, то запрос на перевод денег можно оставить по телефону, если позже – придется идти в офис, писать заявление. Операторам нужны подробные данные с чека: номер квитанции, терминала, точная дата и время, номер ошибочного телефона. Мне сказали, что запрос составлен и деньги придут. Правда, не сказали – когда. Оказывается, на рассмотрение запросов выстроилась огромная виртуальная очередь. И когда обработают наши данные, неизвестно.
Кроме ошибок клиентов, бывают еще задержки и сбои в функционировании системы, которые чаще всего вызваны техническими проблемами операторов связи. В большинстве случаев время зачисления платежа составляет 1-5 минут. Но если деньги и через полчаса не поступили, то следует позвонить в службу поддержки платежной системы.
– В нашей практике были такие случаи, когда потребитель жаловался, что его обманул терминал. Но виноватым оказывался сам клиент – невнимательно внес данные в поле терминала. Чаще всего обращаются те, кто допустил ошибку при оплате через терминал, а чек не взял. В чеке указан телефон справочной службы. Без него достаточно трудно решить вопрос. Поэтому всем потребителям мы советуем внимательно вносить данные в поле терминала, обращать внимание на размер комиссии, на название оператора связи и, конечно, сохранять чек. Если сообщение о подтверждении оплаты не пришло, надо звонить в службу поддержки, телефон которой есть в чеке, – объясняет Наталья Денисова.

Ведущая рубрики: Анна Тумановская.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике