Выбираем колбасу

Главное при покупке колбасных изделий - смотреть на производителя и цену Сегодня производителей колбасных изделий великое множество, ассортимент колбас огромен. Как выбрать качественный, безопасный и вкусный продукт?

Главное при покупке колбасных изделий – смотреть на производителя и цену
Сегодня производителей колбасных изделий великое множество, ассортимент колбас огромен. Как выбрать качественный, безопасный и вкусный продукт?

Цвет и обертка колбасы
В большинство вареных колбас для придания им товарного вида добавляют компоненты, замедляющие окисление и придающие колбасе привлекательный розовый цвет. Но эти компоненты не слишком полезны для здоровья. Яркая, красная окраска говорит о превышении дозировки. Исключение составляет ряд колбасных изделий (кровяная колбаса, копченые сосиски и так далее), где красный цвет обусловлен другими технологическими процессами.
Кроме цвета, обратите внимание на плотность прилегания оболочки, отсутствие под оболочкой и в теле колбасы слизистых и водянистых включений. Срез колбасы должен иметь не влажный, а матовый блеск и ровную поверхность – без бугров и рытвин. Сама структура фарша должна быть однородной, если сортом колбасы не предусмотрено специальных наполнителей.
Продукция в натуральных оболочках считается более вкусной и качественной, однако срок хранения у нее меньше. Полукопченая колбаса при соблюдении технологии изготовления хранится при температуре от 0 до 6 градусов около 45 суток.

Этикетку читать обязательно!
При выборе колбасных изделий потребитель в первую очередь обращает внимание на цену, потом на производителя, следом – на крупные надписи на упаковке. К сожалению, лишь немногие потребители внимательно читают состав. А это делать обязательно. Правда, о количественном соотношении ингредиентов производители не сообщают – закон не обязывает. Но изготовители указывают пищевую ценность изделия: количество белков, жиров и углеводов на 100 г продукта.
– Согласно правилам торговли, маркировка обязательна только в фасованной продукции. На ней указывается состав, срок годности, пищевая ценность, производитель. На колбасных изделиях, особенно в натуральной оболочке, маркировки может не быть. Потребитель вправе попросить у продавца сопроводительные документы на продукт – сертификат соответствия и качественное удостоверение, – рассказывает главный специалист управления по защите прав потребителей Валентина Новикова.
В управление по защите прав потребителей давно не поступало жалоб на некачественную колбасу. Практически все покупатели предпочитают колбасные и мясные изделия розового цвета, считая их более свежими. Это не так, цвет им придают нитриты, добавки, фиксирующие цвет сырого мяса. Это далеко не самые безопасные добавки. Гораздо полезнее колбасы и мясные изделия сероватого цвета – это естественный цвет мяса после переработки. Так выглядят буженина, украинская колбаса, некоторые сосиски и сардельки.
Часто потребители боятся обнаружить в составе "соевый белок". Главный специалист отдела по надзору за питанием населения областного управления Ропотребнадзора Людмила Узкова уверяет потребителей, что все компоненты, используемые производителями для изготовления колбас, допустимы и безопасны для здоровья:
– Главный показатель качества – цена. Колбаса из мяса не может стоить дешевле самого мяса. Ведь производство колбасы сложный и затратный технологический процесс. Не надо пугаться фразы соевый белок. Это полноценный заменитель мяса. Диетологи рекомендуют употреблять в пищу такую колбасу. Влагоудерживающие компоненты используются в производстве испокон веку. Нитрит натрия употребляется для сохранения цвета. Чем менее интенсивный цвет у колбасы, тем меньше в ней красителей. Понятно, что гостовская колбаса содержит больше мяса, чем сделанная по ТУ.
Во Владимире продают колбасы-двойники
На российском рынке колбасных изделий произошел инцидент. Владимирские производители – крупный мясоперерабатывающий завод "Стародворские колбасы" – обнаружил аналог своей продукции.
В середине апреля на витринах магазинов и супер-маркетов появилась варено-копченая колбаса под названием "Сервелат "Кремлевский", выпущенная под торговой маркой известного мясокомбината "Царицино". Этикетка и название идентичны сервелату "Кремлевский", который на протяжении многих лет выпускает предприятие "Стародворские колбасы".
В 2004 году во Владимире первую колбасную продукцию местного производства выпустило ЗАО "Стародворские колбасы". Завод предлагает покупателям разнообразную продукцию: вареную и варено-копченую, полукопченую колбасы, ветчину, сосиски, сардельки, приготовленные по старинным деревенским рецептам на современном европейском оборудовании. В магазинах продается 25 наименований вареных колбас, 10 видов варено-копченых колбас, 20 видов сосисок, сарделек. Часть продукции выпускается в соответствии с ГОСТ, часть – по техническим условиям.
На предприятии работает собственный научно-исследовательский центр для разработки рецептур мясных продуктов. Сегодня завод входит в пятерку лидеров в России по объемам выпускаемой колбасной продукции. Продукты "Стародворские колбасы" пользуются высоким спросом более чем в 38 регионах России.
Выпуск продукта-двойника заметили в нескольких регионах страны.
– Специалисты ЗАО "Стародворские колбасы" очень озадачены тем, что такое крупное, всеми уважаемое предприятие, как Царицынский мясокомбинат, выпустило колбасу-двойник. Обычно это происходит, когда исчерпан творческий потенциал технической службы, снижается профессиональная самооценка предприятия. У производителя возникают сомнения, сможет ли продукция пользоваться таким же спросом, как уже существующие на рынке, – считает исполнительный директор ЗАО "Стародворские колбасы" Валентина Мачина.
Понятно, что для производителя оригинальной продукции продажа двойника – это убытки. Но и для потребителя – это неприятная ситуация. Покупатели могут не увидеть, что у колбасы другой производитель, заметят только, что упаковка та же. Купят, а вкус не понравится. Многие потребители обязательно предъявят претензии производителю.
– Продукт-двойник никогда по качеству в принципе не может быть похож на оригинал, он может быть и намного хуже и ненамного. Если же качество продукта выше, то его наоборот, дистанцируют от остальной продукции. Мы первыми выпустили колбасу в оригинальной упаковке – оболочка цвета бордо и наклейка в золоте. Сейчас такая упаковка пользуется спросом. Мы гордимся тем, что стали законодателями мод в мясоперерабатывающей отрасли. Но вместе с тем, мы выступаем за позитивную конкуренцию, от которой должны выигрывать предприятия и потребители, – говорит Валентина Сергеевна.
ЗАО "Стародворские колбасы" не первый раз сталкивается с выпуском другими производителями продуктов-двойников. В прошлый раз в продаже появился аналог вареной колбасы. Но тогда этикетки не были так похожи.
– К сожалению, на российском рынке часто действует пещерный принцип. Предприниматели не хотят вкладываться в инновации, в развитие технического потенциала. Легче выпустить продукт-двойник. Пока потребитель поймет, что двойник уступает по качеству, предприятие получит прибыль. К сожалению, это довольно распространенное явление. Мы постоянно должны работать над тем, чтобы выпустить что-то новое, чего нет еще на рынке. Ни в коем случае новая продукция не должна быть похожа на уже существующую, – уверена Валентина Мачина.

На колбасу-двойник подадут в суд?
– Мы располагаем документальной информацией, что в розничной сети в нескольких регионах России осуществлялась продажа колбасной продукции под фирменным наименованием "Царицыно" с использованием товарного знака ЗАО "Стародворские колбасы". Естественно, этот факт не может остаться без нашего внимания. Юридическая служба направила в федеральную антимонопольную службу заявление о возбуждении дела по факту нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, мы направили обращение на адрес предприятия-производителя, в котором потребовали прекратить использование нашего торгового знака и снять с реализации соответствующую продукцию. Мы намерены обратиться в Арбитражный суд, правоохранительные органы, – поясняет директор юридической службы ЗАО "Стародворские колбасы" Вадим Скорняков.
Пока ответа от производителей не поступало. Что важно, в конце 2007 года ЗАО "Стародворские колбасы" зарегистрировали товарный знак. Поэтому производитель с полным правом может заявить, что изготовитель двойника нарушает Гражданский кодекс, закон о защите конкуренции, УК, КоАП. Кстати, потребитель вправе подать иск в суд, поскольку факт продажи двойника может ввести в заблуждение покупателя.
– Вероятно, что ФАМС проведет экспертизу этикеток. Думаю, что заключение будет для нас положительным. Ведь сходство упаковки – до степени смешения, – считает Вадим Сергеевич.
Пока идет разбирательство и колбаса-двойник продается, у потребителя один выход – внимательно читать этикетку.

Ведущая рубрики: АННА ТУМАНОВСКАЯ.
Фото Анны ТУМАНОВСКОЙ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике