Осторожно, падает напряжение

Из-за скачков напряжения наша техника частенько выходит из строя. Что делать и куда жаловаться?

Из-за скачков напряжения наша техника частенько выходит из строя. Что делать и куда жаловаться?
Согласитесь, нередко бывает такое, когда во всех комнатах квартиры включен свет, домочадцы смотрят телевизор (а то и не один), работают стиральная машина, холодильник, компьютер. И только замечаешь, как лампочки начинают подмигивать – выдержит напряжение или нет? А если все-таки случится перепад напряжения, выйдет из строя бытовая техника или еще
поработает?

Кто в ответе за сети?
В правилах предоставления коммунальных услуг населению четко прописано, что "электроснабжение – это круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение".
Ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи электроэнергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры.
Во Владимире за поставку электрической энергии отвечают Владимирские коммунальные системы, которые в свою очередь арендуют электроэнергию у "Горэлектросети". При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем производят лица, привлекаемые по договору собственниками помещений многоквартирного дома. В большинстве случаев за электросетями внутри дома следит управляющая организация.

Без электричества – максимум сутки
Любые неисправности аварийного порядка с электрооборудованием (например, короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети) устраняются, согласно закону, немедленно.
Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения, при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, – 2 часа. 24 часа – при наличии одного источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения (суммарно за расчетный период), размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы, определенной, исходя из показаний приборов учета, или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Отклонение напряжения, частоты от действующих федеральных стандартов не допускается. За каждый час периода снабжения электрической энергией, не соответствующей установленному стандарту, размер платы снижается также на 0,15 %.

Почему выключается свет и умирает техника?
В этом году в городское управление по защите прав потребителей с жалобами на скачок напряжения и как результат – выход из строя техники, обратилось не меньше 10 жителей Владимира.
– Причины возникновения таких ситуаций разные. Бывает перехлест проводов на улице, обгорает нулевой провод в первом распределительном шкафу, случается, что мастера при проведении ремонтных работ путают провода, – рассказывает главный специалист управления Николай Ботухов.
В большинстве случаев перепады напряжения происходят по одному сценарию. Энергоснабжение жилого сектора осуществляется по трехфазной сети, напряжение 220 V в которой обеспечивается с помощью нулевого провода (так называемая "нулевая фаза"). Квартиры и дома снабжаются электроэнергией с помощью одной из трех фаз. В сеть подается столько электроэнергии, сколько успевают использовать потребители. За тем, чтобы количество потребителей не превысило возможности электросети, следит сетедержатель и энергоснабжающая организация. Когда на каком-либо участке электросетей подключено слишком много потребителей, сети начинают очень быстро изнашиваться, а напряжение в них падает. Одновременно возрастает нагрузка на нулевой провод. В один далеко не прекрасный момент нулевой провод перегорает. И на электроприборы, рассчитанные на напряжение 220 V, подается 380 V.

Где искать справедливости?
К примеру, после скачка напряжения жильцы в квартире обнаружили, что телевизор, музыкальный центр, стиральная машина вышли из строя. Что делать? В первую очередь – сходить к соседям, узнать, заметили ли они перепад напряжения и какие у них потери. Если ситуация аналогичная с вашей, можно смело звонить в аварийную службу и оставить диспетчеру коллективную заявку.
Дальше необходимо составить письменное заявление. В кратчайшие сроки его нужно отнести в управляющую организацию, а лучше – еще и в ВКС. Жильцам надо описать события того дня и обратиться с просьбой к руководству организации о необходимости создания комиссии, которая сможет выяснить причины выхода из строя электробытовых приборов.
Диспетчеры ресурсоснабжающей организации, то есть ВКС, регистрируют скачки напряжения в журнале. Поэтому, если на тот момент, когда "полетела" бытовая техника, диспетчерской службой ВКС зафиксирован скачок напряжения, все расходы по ремонту берет на себя энергоснабжающая организация. Внутри дома скачки никто не регистрирует, ответственность за их обслуживание лежит на управляющей компании. Проще говоря, если перепад напряжения произошел до стены жилого дома, виноваты ВКС, внутри дома – ЖРЭПы.
Потребитель оповещается о дате и времени работы комиссии. По истечении 20 дней эксперты сообщают потребителю о результатах проведенного расследования и выдают акт для разрешения вопроса о возмещении ущерба.
В практике управления по защите прав потребителей было несколько случаев, когда виновниками признавали ВКС. Сотрудники Владимирских коммунальных систем высылали грузовую машину по указанному адресу, забирали у всех жильцов технику, вышедшую из строя, и ремонтировали в своем сервисном центре. В остальных случаях потребителям предлагают самостоятельно ремонтировать, а потом принести квитанции, по которым пострадавшим жителям и вернут деньги.
– Но должно быть выполнено одно требование. После ремонта мастер должен указать причину выхода из строя бытовой техники. Квитанции оплатят только в том случае, если указано, что приборы поломались из-за скачка напряжения, – поясняет Николай Николаевич.

Совет потребителю
Главный специалист управления по защите прав потребителей Николай Ботухов дал ценный совет потребителям: – Многие потребители оставляют электробытовые приборы включенными в розетку. Слушаем мы музыкальный центр или нет, смотрим ТВ или нет, стирает ли машинка белье или нет, все приборы включены в розетку. Рядовой потребитель может предупредить аварийную ситуацию. Как только вы заметили "моргание" света, отключайте все электрически приборы. И, конечно, нужно выключать всю технику на ночь.

Технику могут спасти фильтры напряжения
Специалисты считают, что надежная защита от перепадов напряжения – фильтры напряжения. Защита идет путем подавления всплесков или спадов электрического тока до того, как он достигнет оборудования.
Оборудование защиты характеризуется так называемым "пределом фиксации" – максимальным уровнем напряжения, пропускаемым к защищаемому оборудованию. Естественно, чем ниже "предел фиксации", тем лучше защита. Как только всплеск напряжения достигает определенного уровня, фильтр вступает в дело и "срезает" его, предотвращая повреждение защищаемого оборудования.
Если всплеск напряжения очень большой, то фильтр скорее отключит подачу питания на оборудование, чем допустит его порчу.

Фото: Рудольф НОВИКОВ.

Случай из практики

Из-за скачка напряжения вышел из строя холодильник
Не так давно во Владимире, во дворе между двух домов, произошел перехлест проводов. В итоге в квартирах произошел скачок напряжения. У пожилой женщины на кухне сгорел холодильник.
Сначала пенсионерка написала заявление в ЖЭО, оттуда ее отправили в ВКС. В ВКС ответили, что они не виноваты, что скачок напряжения произошел по форс-мажорным обстоятельствам. Специалист управления по защите прав потребителей обратился в аварийную службу, где диспетчер ему сказал, что последнее ЧС было зарегистрировано три года назад, когда на концертном зале им.Танеева снесло крышу.
В итоге юристы управления помогли женщине составить исковое заявление в суд. Приговор пока не вынесен. Самое интересное, что цена вопроса – всего 3 тысячи рублей. Ровно столько стоит ремонт холодильника.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике