Директор департамента образования Михаил Корешков: Профобразование опустошается

Во Владимирской области началась подготовка к сдаче Единого госэкзамена. На днях состоялось заседание главной экзаменационной комиссии области, где обсуждались вопросы предварительной готовности области к проведению ЕГЭ. О том,...

Связано это с тем, что в нынешнем году школы области выпустят в два раза меньше выпускников, чем в прежние годы

Во Владимирской области началась подготовка к сдаче Единого госэкзамена.
На днях состоялось заседание главной экзаменационной комиссии области, где обсуждались вопросы предварительной готовности области к проведению ЕГЭ. О том, как будет сдаваться ЕГЭ в нынешнем году, и о проблемах в сегодняшней системе образования наш разговор с директором департамента образования администрации Владимирской области Михиалом КОРЕШКОВЫМ.

Особенности сдачи ЕГЭ в этом году
– Михаил Викторович, давайте начнем с насущного и напомним читателям газеты, какие изменения, связанные со сдачей ЕГЭ, произошли в этом году.
– Этот год обозначен Министерством образования как последний переходный год из статуса экспериментального ведения ЕГЭ в рабочий статус. Со следующего года ЕГЭ в России станет обязательным. Главная особенность этого переходного периода в том, что выпускники 11 классов обязаны сдавать русский язык и математику только в форме ЕГЭ. Кроме того, в этом году мы расширили список экзаменов, которые можно сдавать, по желанию выпускника, в форме ЕГЭ. Теперь это физика, химия, биология, география, история и информатика.
Вместе с тем, в Минобразования серьезно встал вопрос, а как быть с литературой. И этот вопрос каждый регион решал сам. Наша экзаменационная комиссия приняла решение, что литература будет сдаваться устно в традиционной форме. Литература – обязательный экзамен, его будут сдавать все выпускники 11 классов.
Третья особенность этого года в том, что пока еще за сдачу экзамена по русскому языку и математике сохраняется система "плюс 1 балл". То есть если выпускник сдаст, к примеру, русский язык на два балла, ему добавляется один балл, и он получает в аттестат тройку. Но это последний год, когда работает такая система.
– Будет ли в этом году проводиться пробный экзамен по ЕГЭ?
– ЕГЭ можно сдавать в три этапа. Первый – пробный. Он не влияет ни на оценки, ни на аттестат. Мы предлагаем сдавать его всем выпускникам 11 классов, чтобы они могли попробовать свои силы, посмотреть, как он проводится. В этом году пробный экзамен пройдет по математике и назначен на 21 апреля. Многие спрашивают, надо ли идти на пробный экзамен. Я бы рекомендовал, чтобы знать, что это такое, когда придет время выпускной аттестации и надо будет сдавать ЕГЭ в обязательном порядке.
– Когда начнется первая волна сдачи ЕГЭ в этом году? И что делать, если ребенок плохо сдал ЕГЭ с первого раза – есть ли у него шанс пересдать экзамен?
– Первая волна проходит только в 11 классах во время аттестационной сессии. Когда она начнется, будет известно чуть позже. В прошлом году она начиналась в мае.
Если ребенок не сдал экзамен в форме ЕГЭ в первую волну, у него есть два варианта на выбор. Первый – сдать ЕГЭ во вторую волну, которая проходит в июле, когда идет массовое поступление в вузы. Во вторую волну ЕГЭ могут сдать и те ребята, которые поступают не сразу после школы, а отслужили в армии либо работали.
Если ребенок не сдал ЕГЭ или не захотел сдавать во вторую волну, в августе мы организуем прием экзаменов в традиционной форме у выпускников школ, которые не сдали экзамены в школе во время аттестационной сессии.
– Многие боятся ЕГЭ. На какой уровень рассчитаны задания экзамена?
– Задания ЕГЭ рассчитаны на средний уровень ученика. Если он стабильно учился, без крупных срывов, ему сдать экзамен будет несложно.
– Как будут сдавать экзамены дети-инвалиды?
– Мы оставляем сегодня право этим ребятам решать самим, в какой форме они будут сдавать экзамены. Если они захотят выбрать сдачу в форме ЕГЭ, они должны написать для этого заявление. Если же они хотят сдавать экзамены в традиционной форме, в школе для них обязаны оставить эту форму экзамена.

Центр сдачи ЕГЭ открыт по новому адресу
– Как и где происходит обработка выполненных заданий ЕГЭ?
– При подготовке к ЕГЭ мы проделали огромную работу. Самая большая задача, которая стояла перед нами, – создать центр сдачи ЕГЭ, куда будет стекаться информация со всей области. Здесь, в центре, проходит первичная обработка выполненных заданий, проверяется региональная творческая часть заданий, отсюда вся обработанная и зашифрованная информация отправляется в Москву для выставления баллов. Из столицы результат присылается обратно в центр сдачи ЕГЭ.
Раньше этот центр располагался на Комсомольской,1. Но сегодня увеличилось количество и экзаменов, и сдающих, и в срочном порядке центр пришлось развернуть на более широких площадях. Мы переоборудовали одно из зданий педколледжа на Михайловской, 47. 21 апреля здесь будут уже обрабатывать пробный экзамен.
Всего в центре работает более 60 человек – педагоги, компьютерщики. Руководит центром педагог, а ныне директор фотостудии "Мир фото" Галина Бирюкова.

При сдаче ЕГЭ видны не только успехи, но и проблемы
– Михаил Викторович, насколько вообще ЕГЭ объективен и как наша область относится к нему?
– Мы очень тревожились, когда вводили ЕГЭ, нас смущали многие вещи. Но уже после первого эксперимента в Муроме мы поняли две вещи: задания абсолютно адекватны школьной программе. И второе – независимая оценка знаний не только нужна, она защищает право родителей и детей на получение качественных знаний. Поэтому тогда мы сказали, что ЕГЭ – это хорошо.
Первые результаты массовой сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике оказались выше среднероссийского уровня, причем по русскому языку значительно выше. Но мы не останавливаемся на достигнутом – будем укреплять, развивать русский язык, а перед учителями математики стоит задача повышать математическую грамотность. Эти задачи мы сегодня ставим и перед институтом повышения квалификации, руководителями школ.
Сейчас очень интересно, как наша область сдаст ЕГЭ по физике, химии, биологии, географии, истории, информатике. Некоторые учителя-предметники не с энтузиазмом принимают Единый госэкзамен. Потому что здесь открываются не только наши достижения, но и проблемы. Но если мы хотим улучшить ситуацию, надо смотреть на все объективно.

В этом году мы достигли демографической ямы
– Форма ЕГЭ сконцентрирована в 11 классах. Но ведь и в 9 классах проходит итоговая аттестация.
– Да, поэтому в этом году мы впервые решили в экспериментальном порядке попробовать введение ЕГЭ в 9 классах. Я думал, что у ребят не будет большого желания сдавать ЕГЭ. Но на сегодняшний день от 9-классников области лежит уже 4 тысячи заявлений.
Для нынешнего года это много. Потому что дна демографической ямы, о которой мы так долго говорили, область достигла в этом году. Поэтому, к сожалению, из 9 классов мы выпустим около 8,5 тысячи человек по области и столько же из 11 классов. К сравнению, был период, когда по области выпускались 24 тысячи 9-классников.
– Отсюда, надо полагать, возникают серьезные проблемы. Какие и как вы над ними работаете?
– Первая проблема – демографическая яма опустошает учреждения профобразования. Поэтому сеть профобразования надо, конечно, реорганизовывать, но очень разумно. С одной стороны, экономические показатели нас толкают на то, чтобы резко сократить сеть профобразования – если раньше мы обучали по 18 тысяч человек, то в этом году будет меньше 3 тысяч. Но делать этого резко нельзя. Ведь в последующие годы идет стабильный подъем.
Сегодня мы настолько щепетильно должны подходить к реорганизации системы образования, как мы в свое время не подошли к системе детсадов, когда под давлением экономистов сократили многие сады. Как результат той недальновидности – сегодняшние огромные очереди в детских садах. Поэтому я очень опасаюсь, что форсирование вопросов реструктуризации системы профобразования через несколько лет может привести нас к таким серьезным последствиям.
Мы сейчас находим понимание в администрации области о том, что реорганизацию надо вести планово, предельно аккуратно, с расчетом до 2027 года. И такие расчеты у нас сегодня есть. Реструктуризация уже прошла два этапа. Грядет третий, но он ведется предельно аккуратно, с учетом интересов экономики области и жителей области.
– Не произойдет ли из-за демографической ямы сокращения бюджетных мест в вузах?
– В этом году в двух наших ведущих вузах, ВлГУ и ВГГУ, не планируется сокращения ни одного бюджетного места.
– Михиал Викторович, как вы в общем оцениваете качество образования во Владимирской области?
– Ежегодно владимирские школы участвуют в международных исследованиях качества знаний учащихся. Согласно этим исследованиям, теоретическая направленность наших школ находится на хорошем международном уровне.
На уровне России Министерство образования в экспериментальном режиме провело рейтинг субъектов Федерации по многим показателям. В этом рейтинге есть место и Владимирской области. По двум важным факторам – доступности и качеству образования – наша область входит в первую десятку среди 85 субъектов Федерации.
Но мы понимаем, что конкуренция большая, что удержаться в десятке очень тяжело. Поэтому не расслабляемся и не почиваем на лаврах, наоборот, нас это подстегивает, заставляя двигаться вперед.

Текст: Наталья ШАПОШНИКОВА.
Фото Рудольф НОВИКОВ.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике