От уровня образования напрямую зависят и доходы человека, и благополучие его страны
На днях услышал диалог двух немолодых женщин. Они обсуждали – и осуждали – нынешнюю молодежь: "Все бы им в институты поступать. А на завод к станку никто идти не хочет!"
Хотел возмутиться – мол, как можно так примитивно рассуждать в XXI веке. Но, подумав, смолчал – возможно, женщины просто не понимают, в какое время им приходится жить?

Зачем учиться?
Владимир – студенческий город. Два университета, юринститут, десятки филиалов московских вузов. Молодые люди справедливо полагают, что престижную работу и хорошие заработки можно получить только тогда, когда имеешь "вышку". И не только диплом, но и реальные знания.
Вся мировая экономическая практика утверждает – знаний много не бывает. Количество граждан с высшим образованием в принципе не может быть чрезмерным. В идеале 100% граждан страны должны обладать высшим образованием. А в процессе работы люди должны не реже раза в 5-7 лет проходить серьезную профессиональную переподготовку.
Знания – если они используемы и востребованы – не только кормят конкретного их носителя, но и двигают экономику страны. Давайте посмотрим, как? Начнем, конечно, с конкретного человека.
1. "Наукоемкость" личности жестко связана с доходами этой личности. В 2005 году люди со средним образованием в производственной сфере получали 31 тысячу рублей в год, а лица с высшим образованием в той же отрасли – 220 тысяч. Люди со средним образованием получали в непроизводственной сфере годовой доход в 35 тысяч рублей, а лица с высшим образованием – 70 тысяч.
2. Чем выше "наукоемкость" личности, тем больше у нее шансов занять престижное место на переднем крае экономики: в наукоемких отраслях, в творческих профессиях, стать индивидуальными предпринимателями – т.е. выдвинуться в средний класс.
3. "Наукоемкость" личности – качество, запускающее в обладающем им человеке геометрическую прогрессию постоянного наращивания и обновления знаний. Такой человек лучше понимает необходимость постоянного получения новых знаний. Он лучше успевает за стремительно меняющимися требованиями времени и профессии. Кратно выше становятся его шансы долго быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом.

Зачем учить?
Уровень и качество образования (и чем больше, тем лучше!) – одна из тех точек, где полностью совпадают интересы общества и конкретной личности. Судите сами:
1. По данным статистики 2005 года (более поздней под рукой нет), человек с высшим образованием вносил в экономику страны 700 тысяч рублей/год, а человек со средним образованием – всего 47 тысяч. Разница – 15-кратная!
2. Выпускники вузов платят в разы больший подоходный налог, а предприятия, где они работают, – в разы больше ЕСН и НДС.
3. Рост числа образованных граждан в корне меняет структуру общества. На смену нищим маргиналам приходят обеспеченные профессионалы.
4. Страна, где большинство населения принадлежит к образованному, профессионально состоявшемуся и к независимому от патерналистской политики государства сословию, становится принципиально другой.
Это сословие умеет жить самостоятельно. Им не нужны миллионы бюрократов. Подчеркну – не работников бюджетной сферы, а именно чиновников, управляющих (и в подавляющем большинстве случаев, неэффективно) всем и вся.
А кто работать будет?
Но вернемся к нашим женщинам в автобусе. А правда, если все рванут в вузы, кто будет кайлом махать? Дороги мостить? Улицы убирать? Коров доить? Увы, в России есть еще очень много производств, где требуются отнюдь не мозги, а грубая физическая сила.
Ответ прост – и на него нам придется отвечать так же, как в США, Норвегии, Германии и т.д.
1. Начнем с того, что не все люди способны учиться в вузах. Здесь я принципиально не рассматриваю финансовый аспект – государство и частный бизнес обязаны сделать так, чтобы талантливые, но бедные ребята могли учиться в вузах.
Но есть множество людей, которые не могут органически постигать знания. Или не хотят. Именно эти люди и составят категорию несомненно необходимых обществу, но не слишком креативных работников.
2. Таких людей в каждом обществе примерно одинаковое число – около 80%. Общий закон – всего 20% населения определяют место нации в мире!
3. Трудовые мигранты. Они в России уже сегодня составляют значительную долю людей, занятых в производстве, сельском хозяйстве, строительных и дорожных работах, торговле.
Впрочем, что касается мигрантов – и они бывают разные. Россия обязана стимулировать приезд к нам не столько "рабочих лошадок", сколько мозгов – прежде всего – хорошо образованных этнических русских.
4. Единственный шанс нашей Родины не проиграть в конкурентной борьбе другим странам – уже сегодня начинать мощный рывок от индустриального к информационному обществу.
В скором будущем главную ценность будут представлять не нефть и газ, а идеи. Ценность – в самом прямом смысле этого слова, выраженную в конкретных долларах, евро и рублях.
Эффективность знаний, творчества, инноваций в сотни раз выше эффективности добросовестного, но рутинного ручного труда, подобно тому, как эффективность информационно-ударной спутниковой системы выше эффективности артиллерийского орудия ХХ века.

Конец позорного тезиса?
В одной из своих публикаций на тему приоритетных нацпроектов я уже писал, что ПНП не должны стать банальной раздачей денег всем и вся. По крайней мере, так не должно быть. ПНП – это долгосрочная инвестиция в формирование социального слоя носителей современного знания.
Говоря образно, стратегическая цель ПНП – сделать так, чтобы в России больше никто и никогда не посмел задать один из наиболее вредных, но, увы, пока справедливых вопросов: "Если ты такой умный, то почему такой бедный?".
К слову, большинство умных и образованных россиян в 90-е годы стали бедными не оттого, что были не способны зарабатывать. Они просто не смогли принять "новую нравственность" 90-х, основанную на подлости, воровстве и обмане.

Текст: Иван Степанов.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.
г.Владимир.

СКАЗАНО
В.Путин – в послании Федеральному собранию 2006 года:
– В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться ее научными и технологическими преимуществами.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
– В 1995-2005 годах Россия занимала 8 место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место – по частоте их цитирования. Американские ученые опубликовали 2,8 млн. статей, которые были процитированы 36,2 миллиона раз. Российские коллеги опубликовали 286 тысяч статей, которые были процитированы в мире 971,5 тысячи раз.
– ВВП России сегодня составляет около 4% от общемирового. Немного. Но еще более ничтожна доля нашего экспорта наукоемкой продукции в мире – 0,3%.

Народный опрос "призыва"

Что лично вам дало высшее образование?

Александр – юрист: – Я заканчивал педагогический университет, юридический факультет. По-моему, высшее образование – это прежде всего возможность трудоустройства, определенный социальный статус и повышение общего образовательного уровня.
Анжела – инженер-конструктор: – Высшее образование – это более широкий кругозор, достижение поставленных целей, положение в обществе и материальный фактор.
Игорь Юрьевич – директор строительной организации: – Утверждение в жизни. Без образования я не стал бы руководителем. Мои дети обязательно получат высшее образование, пусть даже платное.
Наталья – бухгалтер: – Я заканчивала ВлГУ, бухгалтерский факультет, бесплатно. Без высшего образования не получить престижной работы. Отсюда вытекает и все остальное.

Опрашивал Владимир СОПУНОВ.
Фото Татьяны ЛАПАТИНОЙ.
г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике