16+

Владимирский ученый Василий Ивашкин видит людей насквозь

На днях одному из самых уважаемых психологов Владимира исполнилось 85 лет
Он разработал эффективный метод лечения от заикания, изобрел собственный “детектор лжи”, основанный на использовании жидких кристаллов. Он – автор уникальных работ по психологии, достойных Нобелевской премии. У него такая память, что он никогда не пользовался ни записной, ни телефонной книжкой. Он до сих пор читает лекции без конспектов, в научных кругах все его зовут “профессор”, хотя он не защитил докторскую диссертацию.
Василий Ивашкин, преподаватель психологии и один из основоположников кафедры психологии в ВГПУ, уже сейчас – человек-легенда. 10 февраля он отметил 85-летний юбилей.

Работы уровня Нобелевской премии
Психологией Василий Сергеевич увлекся волею случая. Когда его дочка была еще совсем маленькой, она сильно напугалась и после этого начала заикаться. Врачи ничем не могли помочь и только советовали “подождать, может еще поправится”.
– А я ждать не хотел и не мог, – говорит Василий Сергеевич. – Прочитал все статьи и книги, которые нашел по интересующей меня проблеме, и на основе прочитанного разработал свой метод лечения. Через какое-то время дочь выздоровела.
Позднее Василий Сергеевич, проведя серьезные исследования по изучению работы человеческого мозга, усовершенствовал свой метод.
– Я проводил исследования с помощью энцефалографа и затем делал выводы на основе анализов биотока мозга. Участникам эксперимента давал различные задания, и в то время, когда они их выполняли, записывал показания биотоков.
Я пришел к выводу, что когда человек только осваивает какое-то новое для него дело, у него более активно работает правое полушарие головного мозга. А как только действие доведено до автоматизма, активизируется левое полушарие, – рассказывает Василий Сергеевич. – То, что за речь у нас отвечает левое полушарие мозга, мы знаем еще из школьных учебников. Но я в ходе своего эксперимента установил, что у маленьких детей за речь отвечает правое полушарие.
И только когда речевая функция доводится до автоматизма, включается левое полушарие.
Собственно, на этом и строится мой метод лечения от заикания: у заикающегося человека речь, как и у ребенка, контролируется правым полушарием. Моя задача – активизировать левое.
Ивашкин первым сделал подобное открытие. Да и сам по себе его метод – уникальный. Но в мировой науке о нем мало кто знает. Василий Сергеевич сравнивает науку с шоу-бизнесом: кому удалось вовремя подсуетиться и раскрутиться – тот и молодец.
Девять лет спустя после того, как Ивашкин сделал свое открытие, американец Роджер Сперри представил мировому научному сообществу результаты своей работы по изучению левого и правого полушарий головного мозга.
Выводы, которые делал американский ученый, были сходны с теми, к которым пришел в свое время Ивашкин. Только Сперри за свое открытие получил Нобелевскую премию, а работа Василия Сергеевича осталась незамеченной.
– Я тогда еще молодой, “зеленый” был, не подавал никуда никаких заявок на премии. А, наверное, стоило бы, – размышляет он сегодня.
Еще одно открытие Ивашкина тоже пока не получило широкого признания и применения. Василий Сергеевич придумал нечто, с помощью чего он мгновенно определяет эмоциональное состояние человека. Этот метод основан на использовании жидких кристаллов.
– Еще в 70-е годы дома на кухне я синтезировал жидкие кристаллы, с помощью которых изучал людские эмоции. Научился визуализировать эмоции.
Способ такой. Лицо человека, участвующего в эксперименте, покрывается слоем жидких кристаллов. Образуется пленка, похожая на бензиновое пятно.
Затем я начинаю работать с человеком: рассказываю ему анекдот – он радуется, расслабляется, и пленка приобретает, например, зеленый цвет.
Затем я шуршу пенопластом, а человеку неприятно, и пленка становится красной. И так далее.
По сравнению с этим методом детектор лжи – просто детский лепет, – улыбается ученый. – Но никто пока им не воспользовался, хотя я предлагал его работникам следственного отдела во Владимире.

Психология нуждается в реформах
Василий Сергеевич пытается “реформировать” психологию. Он говорит, что многое из того, что было открыто раньше, сейчас уже устарело, и двигаться вперед просто необходимо.
Но мало кто это делает. Студенты учатся по учебникам, написанным много лет назад, а прежняя информация уже не годится.
– Я на лекциях так и говорю: “Эта теория уже неверна, теперь существует новая. И рассказываю.
Однако если Василий Сергеевич уже преподает студентам материал, опираясь на новые, иногда собственные, открытия, то российские коллеги не спешат признавать эти новшества. Ученый мир настолько консервативен, что требуются годы, прежде чем здесь оценят новую теорию или метод.
Ивашкину, несмотря на свой опыт, знания и положение в научных кругах, приходится отстаивать свои идеи не менее сложно, чем остальным.
– Это парадокс, – улыбается психолог. – Но ничего не поделаешь. Когда выступаю перед коллегами на конференциях – воспринимают нормально. Как только отправляю статью в научный журнал, так рецензент ее немедленно “зарубает”.
Василий Сергеевич опубликовал уже не один десяток работ. К собственному юбилею хотел выпустить новую книгу – “Очерки современной психологии”, в которой собрано 26 статей, исследующих самые разные вопросы психологии, иногда даже несколько пикантные. Но немного не уложился по срокам. Книга, скорее всего, выйдет в свет уже на предстоящей неделе.
Вот названия некоторых статей, вошедших в сборник: “Гомосексуальность как предмет психологических исследований”, “Эротические сновидение: за и против”, “Психические отношения и эмоции”, “Психологические аспекты феномена синхронизации менструальных циклов у женщин”.
Ивашкин говорит, что сейчас он изучает самые острые, самые спорные теории в психологии и на основе собственного анализа делает новые выводы по тому или иному вопросу. Василий Сергеевич мечтает однажды написать книгу, в которой он расскажет обо всех изменениях, которые произошли в психологии человека за последнее время.
– Сейчас в психологии тяжелый системный методологический кризис. Его надо изживать, но пока никто не торопится этого делать, – рассуждает ученый.
Ивашкин сожалеет о том, что сегодня мало кто серьезно занимается теорией психологии. Большинство психологов занялись практикой. Это, по мнению Василия Сергеевича, денежно, но совершенно безнадежно в плане развития психологии как науки.
– Все эти тренинги, тесты, которые пришли к нам с Запада, – это даже не психология, это психотехника, – говорит Ивашкин. – Но я хочу сказать, что какой бы практической не оказалась задача, ее нужно переводить на язык теории и решать с помощью науки.
А вот если практикующий психолог попытается решить проблему пациента с помощью собственного здравого смысла, то это будет большой ошибкой, поскольку у самого психолога здравого смысла не больше, чем у его клиента. Еще Больцман сказал, что нет ничего практичнее хорошей теории.

Установка на импотенцию
Василий Сергеевич много знает о людях. Он может раскусить человека с первого взгляда и заставить его играть по тем правилам, которые выгодны ему.
Однако Ивашкин говорит, что всегда помнит о психологическом кодексе чести, согласно которому просто некорректно использовать свои знания для манипуляции человеческим сознанием.
Правда, один раз кодекс все-таки пришлось нарушить.
Несколько лет назад Василий Сергеевич задумал построить у себя на даче гараж. Заказал кирпич и попросил привезти его не россыпью, а в клетках, чтобы не считать.
Однако кирпич привезли россыпью. Ученый почувствовал подвох и понял, что его хотят обмануть.
– Я сказал человеку, который доставил кирпич: “Будем пересчитывать”. Тот стал отмахиваться, говорить, что ему некогда. Мол, пересчитывать кирпич вовсе не обязательно, здесь все точно.
Я сказал: “Хорошо. Но учти, я профессиональный психолог (даже визитку свою показал), и если ты меня обманул, то я даю тебе условную установку на импотенцию”.
Мужик усмехнулся и уехал. С кирпичом он меня все-таки обманул: не хватило 820 штук, то есть меня нагрели на 4 тысячи. Было неприятно.
Но через некоторое время этот же водитель вернулся и доставил мне еще 1000 кирпичей. Я поблагодарил. А тот мнется. Спрашиваю:
– В чем дело?
– Установку сними.
Василий Сергеевич говорит, что проблемы с потенцией у его “клиента” и так были. Это ученый определил по радужной оболочке глаз (так называемый метод иридодиагностики), а после чего просто с достаточной степенью вероятности предположил, как будут развиваться события в ближайшем будущем.

Буду работать до последнего вздоха
Василий Сергеевич не мыслит себя вне работы. Говорит, что даже если не будет преподавать в институте, все равно станет продолжать свои исследования.
– Буду работать до последнего вздоха, – утверждает ученый.
Психология – главное, но не единственное увлечение Ивашкина. Он еще отличный радиоспециалист радиостанций большой мощности, хорошо разбирается в электронике и – в пчеловодстве.
Он даже опубликовал четыре научные работы по пчеловодству, изобрел электронный успокоитель пчел – такой прибор, положив который рядом с пчелиным ульем, можно доставать мед из сотов хоть в шортах и майке.

Просмотры:
аренда крана еще kran-spec.ru
лечение кожи лица здесь kitma.ru