Тема дня. Газеты будут жить еще очень долго

13 января работники СМИ отметили День российской прессы. На традиционном Балу прессы розданы очередные награды, прозвучали многочисленные поздравления. А сегодня мы в беседе с генеральным директором-главным редактором "Призыва"...

13 января работники СМИ отметили День российской прессы. На традиционном Балу прессы розданы очередные награды, прозвучали многочисленные поздравления. А сегодня мы в беседе с генеральным директором-главным редактором "Призыва" Игорем Ефремовым попытаемся понять, какая она сейчас, российская журналистика, и что ждет ее в будущем

– Итак, какая она сейчас, российская журналистика?
– Разная. Многое, если не все, зависит от того, кому принадлежит то или иное СМИ, от того, зачем это СМИ куплено или создано.
Я бы разделил российские СМИ на две главных категории: т.н. "общественно-политические" и коммерческие. Хотя это деление условно – как правило, и т.н. "общественно-политические" СМИ озабочены коммерческими результатами в работе. Впрочем, почти такое же разделение есть и на Западе.
– Много говорят о независимости прессы. Есть ли независимые СМИ в России?
– Вопрос о том, насколько независимы то или иное издание, радио или телеканал, стар как мир. Независимы от кого? От власти? От владельца СМИ?
Мы можем говорить лишь об относительной независимости. Простой пример – администрация области и ЗС учреждают свою газету. Естественно, что эта газета создается не только для публикации официальных документов учредителей, но и для идеологической поддержки действий администрации и ЗС. И власти справедливо полагают, что их мнение должно быть услышанным, должно быть донесено до жителей региона. Как правило, обеспечить это – и есть главная цель такого СМИ.
Теперь другая история. СМИ принадлежит крупному бизнесмену. Тут вопрос, зачем он приобрел это СМИ. Или он рассчитывает только на коммерческий успех, или на то, чтобы с помощью его СМИ люди лучше знали об экономической и общественной деятельности этого бизнесмена, или с помощью своего СМИ бизнесмен хочет реализовать свои политические амбиции. Иногда все эти три цели сливаются воедино, как, например, в случае с нашей газетой.
– Ну что ж, давайте поподробней о "Призыве"…
– С удовольствием. Нисколько не принижая заслуг коллег, я уверен, что именно "Призыв" сегодня имеет наиболее оптимальную для нашего времени форму собственности и внятное целеуказание.
Как многим известно, "Призыв" сегодня – часть холдинга "АБИ Медиа", составная часть Промышленной Группы "Аникеев Бизнес Инвест". Перед нами руководство ставит как раз эту триединую задачу: быть коммерчески успешными, информационно обеспечивать экономическую и общественную активность ПГ и помогать в реализации политических интересов руководства.
– Справляетесь?
– Мне кажется, да. На прошедшем в минувшее воскресенье традиционном Бале прессы коммерческая служба нашей газеты второй раз подряд признана лучшей в области. Поверьте, это непросто – быть лучшими в конкуренции с очень серьезными игроками рынка, многие из которых "заточены" исключительно на коммерческий результат.
По второму пункту. Мы достаточно эффективно и адекватно сообщаем нашим читателям о достижениях и проблемах ПГ, помогая пропагандировать первое и решать второе. Тем более, что в "АБИ Медиа" присутствует синергетический эффект: наличие в холдинге нескольких газет, радио и телеканалов многократно усиливает эффект нашей работы.
Наконец, третий пункт – ну он, что называется, налицо. На выборах в Госдуму победили именно те люди, которые, по нашему мнению, и должны были победить.
Кстати, я вспоминаю выборы глав органов местного самоуправления несколько лет назад. Из 12 кандидатов в мэры, размещавших агитационные материалы в "Призыве", 10 победили в первом туре, остальные двое – во втором. Мне кажется, это неплохая иллюстрация эффективности нашей работы.
– Ставший уже традиционным вопрос: почему тиражи печатных СМИ падают? Неужели во всем виноват Интернет?
– Я бы не демонизировал Интернет, особенно в регионах. На мой взгляд, главными причинами сокращения тиражей общественно-политических изданий стали, как ни парадоксально, две противоположные вещи. С одной стороны, определенная стабилизация в обществе, когда публика уже не так социально активна, как в 90-е, например. С другой стороны, по-прежнему низок уровень жизни большинства людей. С одной стороны, люди все меньше интересуются политикой и т.п., с другой – когда у граждан не хватает на молоко и мясо, они вряд ли позволят себе потратить 7-10 рублей на газету, даже если это самая замечательная газета в мире.
Кроме того, резко выросла конкуренция. На рынке появилось очень много изданий, новые игроки с разной степенью успешности возникают практически каждый год. Так что аудитория не только сокращается количественно, но и размывается по разным изданиям.
Но несмотря на все это, газеты будут жить еще долго: люди, принимающие решения и влияющие на их принятие, чутко реагируют на публикации СМИ. И, с нашей помощью понимая, как их действия воспринимаются народом, соответственно корректируют их. Я сейчас говорю только о местной прессе, не касаясь федеральной.
– А как же интересы рядовых читателей?
– Для нас читатель – такой же клиент и партнер, как и рекламодатель – читатель заплатил нам деньги, он вправе рассчитывать на определенный спектр услуг. Если человек обращается к нам за помощью, мы прежде всего интересуемся, подписывается он на "Призыв", покупает ли человек нашу газету. Если да, то в решении проблемы этого читателя мы пойдем до конца. Тем более, что проблемы, с которыми обращаются к нам люди, типичны: плохое коммунальное обслуживание, чиновничья волокита, бюрократизм местных властей в отношениях с конкретным человеком.
– Каким вы видите идеального журналиста и какие они на самом деле?
– Идеальных нет. Мы такие же люди, как и все остальные, со своими достоинствами и недостатками, с удачами и ошибками. Журналист сегодня более мобилен, чем раньше, у него больше источников информации, он быстрее и больше пишет. С другой стороны, достоинства – это продолжение наших недостатков. Многие журналисты как раз в силу высокого темпа работы становятся более поверхностны в публикациях. Я с некоторых пор называю журналистов "дилетантами широкого профиля". А впрочем, возможно, коллеги интуитивно чувствуют "социальный заказ" массового читателя и делают свою работу в наиболее удобоваримой для аудитории форме.
– И наконец, последнее. В "Призыве" вы и директор, и редактор. Кого в вас больше?
– Такая система руководства сложилась в нашей газете исторически – так просто удобнее. Большую часть времени мне приходится уделять административным и финансовым вопросам. Однако я надеюсь, что в душе не перестану оставаться журналистом.

Текст: Виктор Алехин.
Фото: Рудольф Новиков.
г.Владимир.

Народный опрос "призыва"

Читаете ли вы газеты?
Виктор Федотович, пенсионер: – А как же! Я из газет лучше информацию воспринимаю, чем с экрана ТВ. Некоторые газеты мы покупаем, а такие, как "Призыв", выписываем уже много лет. С интересом читаю политические и экономические материалы, а вот жену больше новости шоу-бизнеса интересуют.
Ирина, студентка: – Газеты – прекрасный источник информации. Особенно хорошо их читать в электричке. С одной стороны, время проходит незаметно, а с другой – всегда в курсе последних новостей.
Михаил, военный пенсионер: – Очень редко – зрение у меня уже не то. И потом, у нас в доме существует такой замечательный источник информации, как теща – она новости мне сообщает раньше, чем СМИ.
Любовь Владимировна, продавец: – Читаю с удовольствием. Покупаю по 3-4 разные газеты в неделю. Люблю читать криминал, расследования и про жизнь звезд. Также интересуюсь информацией, связанной с выборами и новостями, о том, что происходит на Украине – у нас там родственники живут.

Опрашивала Маргарита КОРОЛЕВА.
Фото Рудольфа НОВИКОВА.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике