Клуб потребителей. Бесплатный сыр – только в мышеловке

"Две вещи по цене одной", "Подарки - за покупки" - такими и подобными слоганами завлекают нас крупные торговые центры и гипермаркеты на распродажах. Во время промо-акций покупатели выносят...

"Две вещи по цене одной", "Подарки – за покупки" – такими и подобными слоганами завлекают нас крупные торговые центры и гипермаркеты на распродажах. Во время промо-акций покупатели выносят из магазинов товары коробками, увозят грузовиками. И часто такими же коробками и грузовиками несут эти "призы" обратно.

На что нас "покупают"?
Нарекания на гипермаркеты со стороны потребителей не прекращаются. 3-4 года назад, когда торговые центры во Владимире только-только открывались, первые обманутые потребители волной хлынули в управление по защите их прав. Чаще всего хромало качество товаров. Покупатели жаловались, что при покупке технику им не демонстрируют, не проверяют ее исправность, а предлагают взять упакованной в коробке. Недостатки и явный брак товара обнаруживались лишь дома.
Сейчас от покупателей потоком пошли обращения на то, что некачественный товар они приобретают во время действия скидок и промо-акций.
Сейчас многие гипермаркеты предлагают такую интересную фишку. Например, если покупатель, приобретший товар в их магазине, найдет аналогичный в другом месте дешевле, ему полагается компенсация. Размер ее от 100 до 150% разницы между ценами на товар.
Еще один привлекательный момент – огромные скидки, о чем рассказывают плакаты, развешанные как по самим гипермаркетам, так и по городу. Например, нарисована стиральная машина с маленькой зачеркнутой ценой. А рядом большими красными буквами – новая цена, со скидкой 20-50%.
Кроме того, покупателям предлагаются на выбор подарки к покупкам. Также каждому даются баллы за приобретение товара, в результате чего накапливается денежный сертификат, на который тоже можно еще что-то купить.
Действует система накопительных скидок. Некоторые магазины заманивают жителей круглосуточной работой, возможностью обмена товара в течение двух недель.
Конечно, прежде всего привлекает покупателя цена. Но народ тянется в гипермаркеты еще и потому, что там огромный выбор продукции, купить можно практически все. Образцы можно потрогать, посмотреть и даже испробовать в действии.
Особенно подобные приемы действуют при покупке бытовой техники и электроники. Для удобства покупателей предлагаются разные формы оплаты: в кредит, в рассрочку, наличными, по банковским картам. В услуги магазинов входит доставка, подключение, установка. Все, что угодно. Только купи.

Продавцы становятся сказочниками
Во многих гиперцентрах зарплата продавцов напрямую зависит от процента c продаж. Им полагаются бонусы за каждого покупателя. Вот предприимчивые девушки и юноши и стараются вовсю. Во многих торговых центрах в залах установлены мониторы, на экранах которых продавцы демонстрируют желаемый товар. Часто покупателю рассказывают про несуществующие характеристики продукции, показывают картинки не той модели и, естественно, не той цены. Подробно же покупку потребитель рассматривает лишь дома. Здесь и возникают неприятные неожиданности.
Одна владимирская пенсионерка искала комбайн, в котором бы имелось 10 разнообразных функций – от банальной терки до мясорубки и взбивалки для приготовления крема. Продавец предложил хороший вариант. Женщина купила комбайн за 2,5 тысячи рублей (ей показалось, что это приличная цена комбайна со столькими функциями). Товар женщина взяла в коробке, распаковывать комбайн и проверять его при покупке продавцы не стали. Но женщина и не настаивала. Зато дома, когда пенсионерка стала читать инструкцию, она обнаружила обман. Комбайн обладал всего лишь двумя простейшими функциями. Вернуть деньги продавцы отказались – ведь товар исправен.
– Такая ситуация – не редкость. Продавец обязан довести информацию до покупателя всю полностью, – говорит заместитель начальника управления по защите прав потребителей Наталья Денисова. – Но доказать, что обманул продавец или, наоборот, покупатель что-то не услышал, очень сложно. Характеристики приобретенного товара соответствуют описанному в инструкции. Качество продукции не оспаривается. Вернуть в этом случае бытовую технику невозможно.

Закон на стороне покупателя
В сфере торговли действуют правила продажи отдельных видов товаров. Большой раздел посвящен особенностям продажи технически сложных товаров бытового назначения.
Так вот, согласно правилам, товар должен пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя:
– распаковку и осмотр товара,
– проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе. По требованию покупателя продавец должен ознакомить клиента с устройством и действием товаров, которые демонстрируются в собранном и технически исправном состоянии.
По требованию покупателя проверяются качество товара, правильность цены, комплектность и наличие документов. На руки покупателю выдаются техпаспорт, инструкция и гарантия с указанием даты и места продажи товара.
Кстати, чтобы гарантия сохранилась и в случае обнаружения брака можно было предъявить претензии, нужно сохранить все документы.
Жительница Владимира купила в одном из гипермаркетов города телевизор с огромной скидкой. Но при продаже коробку ей не выдали. Покупательница обратилась в управление по защите прав потребителей. Ведь раньше коробка входила в комплектность продукции, без нее гарантия на товар пропадала.
Специалисты объяснили женщине, что если в инструкции в перечне комплектности коробка не названа, то и без нее гарантия действительна.

К ценникам и форме продавцов нареканий нет
По данным управления потребительского рынка и услуг, во Владимире работают 38 магазинов, торгующих технически сложными товарами. В этот список входят и сети гипермаркетов и торговых центров.
– С нашей стороны претензий к гипермаркетам и торговым центрам по продаже бытовой техники и электроники нет, – говорит замначальника управления потребительского рынка и услуг Светлана Горина. – По правилам продажи, товар должен иметь ярлык с указанием наименования, марки, модели, цены, а также краткое описание технических характеристик.
Все это есть в крупных магазинах. По форме продавцов и выкладке товаров также нарушений не зарегистрировано.
По словам Светланы Евгеньевны, в городе сейчас активнее развивается сеть узкоспециализированных магазинов. В них представлена небольшая товарная группа, но ассортимент моделей и марок одного товара огромен. Во Владимире открывается все больше магазинов с названиями "Инструмент", "Стиральные машины", "Отопительные и нагревательные приборы".

"Укороченные" гарантийные сроки
Кстати, замечено, что в магазинах с большим объемом продаж такой же большой объем возврата и ремонта. И это объяснимо. В погоне за покупателем торговые центры не гнушаются продажей товаров сомнительных производителей.
– Нередки случаи, когда техника серьезно ломается, проработав всего 2-4 года. И ремонтировать ее бесполезно. Дело в том, что зарубежные производители выпускают технику изначально со сроком эксплуатации не более 5 лет. Видимо, и наши производители пошли по тому же пути. Но уровень доходов в Европе и Америке несоизмерим с нашим, – считает замначальника управления потребительского рынка и услуг Светлана Горина. – И если европейцы и американцы могут себе позволить менять бытовую технику и электронику раз в два-три года, то большинству наших покупателей это пока не под силу.

Важно
При покупке товара вы вправе потребовать его распаковать, включить в розетку, проверить работу и наличие необходимых функций.
Не теряйте этикетки, чеки.
Внимательно читайте техпаспорт и инструкцию.
Вернуть технически сложный товар (холодильники, стиральные машины, компьютеры) можно только в случае существенной неполадки.
Вернуть деньги за некачественный товар вам обязаны в течение 10 дней.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике