Троллейбусу – 55 лет! Влюбиться в троллейбусы на всю жизнь

Для Надежды Алексеевны Ильиной работа в троллейбусном управлении всегда оставалась любимым делом, которому она посвятила многие годы своей жизни. "Я настолько влюбилась в троллейбусы, что порой думала, что...

Для Надежды Алексеевны Ильиной работа в троллейбусном управлении всегда оставалась любимым делом, которому она посвятила многие годы своей жизни. "Я настолько влюбилась в троллейбусы, что порой думала, что после моего ухода на пенсию они все встанут!" – смеётся она.
Надежда Ильина пришла во Владимирское троллейбусное управлении в 1955 году. Причём, попала сюда волею случая. Закончив авиамеханический техникум, она 10 лет отработала на Владимирском тракторном заводе инженером-механиком. От знакомого узнала, что в троллейбусное управление требуются люди. Поначалу сильно колебалась и сомневалась: ведь новая работа была ей совершенно незнакома.
Даже спустя столько лет Надежда Алексеевна хорошо помнит вечер перед выходом на работу:
– Мы пошли с супругом в кино. Однако мои мысли были настолько заняты новой работой, что я даже не помню, что за фильм мы смотрели. Очень волновалась, что у меня ничего не получится.
Чтобы достойно выглядеть на новом месте, она прочитала множество литературы, пригодились и знания, полученные в техникуме.
Вскоре после прихода на работу в 1958 году Надежда Алексеевна была назначена начальником депо. На службе она просто дневала и ночевала, совсем не жалея своего здоровья.
– Я и ночь на рабочем месте проведу, потому что утром машины выпускать надо, и днём выхожу, а никто и не догадывается, что я ночь отработала, – улыбается Надежда Алексеевна.
Большую поддержку оказывал заботливый супруг, который и по хозяйству помогал, и успокаивал в трудную минуту.
– Однако такая напряжённая работа вредно сказалась на здоровье, начались сильные головные боли. Я сказала начальнику: или освобождай от должности, или я увольняюсь, – рассказывает Надежда Алексеевна.
Но в Троллейбусном управлении терять такого специалиста не собирались, поэтому Ильину вскоре назначили начальником производственно-технического отдела. Именно там Надежда Алексеевна и проработала большую часть жизни.
Когда Надежду Алексеевну спрашивают, когда было труднее работать – в её время или сейчас, то она, не сомневаясь, отвечает:
– Раньше было сложнее. Мы ведь начинали всё с нуля. Технологии не было, механизация отсутствовала, рабочих тоже надо было учить, – считает Надежда Алексеевна.

В конце 50-х годов главный инженер предприятия попросил Н.А.Ильину организовать вечерние курсы для подготовки молодых специалистов. Надежда Алексеевна к каждому занятию готовилась очень основательно, постоянно стремилась совершенствовать преподаваемый материал.
– Курсы не прошли даром, многие водители до сих пор спасибо говорят. По моим подсчетам, за двадцатилетнее существование курсов их посетили больше 1000 человек, – говорит Надежда Алексеевна. – Вместе со мной преподавали Н.Д.Чернова, А.И.Бородуля, В.И.Иванов.
Надежда Алексеевна на занятиях старалась быть справедливым, но строгим преподавателем, не стеснялась ставить ученикам плохие отметки – они шли водителям только на пользу, обид никогда не возникало.
Помимо преподавания на курсах, Н.А.Ильина была председателем технической комиссии, которая готовила водителей на классность, от чего напрямую зависел их заработок.
– Был такой забавный случай, – вспоминает она. – Один водитель, причём он был старше всех остальных, всегда посещал курсы. А как только наступало время экзамена – он не приходил. Меня это заинтересовало. Спросила: почему вы не приходите сдать экзамен? Оказалось, ему просто не хватает смелости, да и некоторых знаний. До сих пор помню его фразу: "Я знаю, где ток в троллейбус входит, а вот где выходит – не знаю!"

За годы работы у Н.А.Ильиной случалось всякое, но из любой ситуации она выходила с достоинством. Однажды она ехала в троллейбусе и заметила, что водитель переделал сиденье кондуктора: вместо одноместного сделал двухместным. Туда сначала присел мужчина, а потом рядом заняла место женщина. Причём, на самом краю, который, как оказалось, просто висел в воздухе. На остановке мужчина резко встал, а женщина упала. Водитель увидел это и говорит, глядя на Надежду Алексеевну:
– Товарищи пассажиры, обратите внимание, что среди вас сидит главный инженер. Вот на каких машинах они заставляют нас работать!
Ильину это удивило: сам посадил человека "на воздух", тот упал, а водитель ещё и виноватых ищет. Но она промолчала. А наутро вызвала этого водителя к себе и спросила, знает ли он правила технической эксплуатации. Водитель признал свою вину и извинился.
Отработав 26 лет, Надежда Алексеевна ушла на заслуженный отдых, оставив после себя достойную смену. Её дочь Татьяна Николаевна уже 10 лет работает инженером-механиком в техническом отделе троллейбусного управления.
Надежда Алексеевна Ильина любит вспоминать годы работы. Особенно её вдохновляют слова, написанные в Почетной грамоте, которую она получила на свое 55-летие: "Работая на посту начальника производственно-технического отдела, Вы много сделали для развития троллейбусного движения в городе Владимире".

Текст: Ольга Назарова.
Фото из семейного архива Н.А.Ильиной.

Былое

Как "Призыв" защищал кондуктора
Газета "Призыв" – шесть номеров большого формата в неделю – с начала 70-х до середины 80-х ежегодно, получала по 50-60 тысяч писем от читателей. В них было всё: благодарности, стихи к праздникам, кроссворды, а также – жалобы, подписанные в основном инициалами.
Хочется рассказать, как в 1973 году "Призыв" защитил кондуктора троллейбуса от рьяного (а скорее – пьяного) передовика Владимирского тракторного завода (ВТЗ).
В поступившем в редакцию письме, подписанном "передовиками производства Владимирского тракторного завода", говорилось о том, как "кондукторша "двойки", сорвав дорогую шапку с головы нашего товарища И., выбросила её в открытую дверь. Когда тот выскочил из троллейбуса – шапки уже на земле не было – кто-то увёл…"
Пострадавший пассажир отправился в троллейбусное управление разбираться. По этому поводу была создана целая комиссия, которая выяснила, что "будучи сильно выпившим, передовик не желал платить за проезд, желал ехать "зайцем". Мол, он своим ударным трудом заработал право ездить бесплатно".
Дело кончилось просто: молодой кондуктор получила замечание за то, что не справилась с нервами, а передовик ВТЗ в публикации "Призыва" был осуждён за своё явно не ударническое поведение.

Текст: Вячеслав ЮДЕНИЧ.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике