55 лет назад во Владимире – к очередной годовщине Октября – появился троллейбус

Троллейбусное сообщение во Владимире открылось в 1952 году. Перед городской партийной организацией была поставлена задача: к 35-й годовщине Октября "методом народной стройки построить первую очередь троллейбуса (Ямская -...

Троллейбусное сообщение во Владимире открылось в 1952 году. Перед городской партийной организацией была поставлена задача: к 35-й годовщине Октября "методом народной стройки построить первую очередь троллейбуса (Ямская – химзавод) и считать её основной задачей партийной организации".

На организацию троллейбусного сообщения в 1952 году Совет Министров РСФСР выделил 1,8 млн руб. Строительство было поручено тресту № 94. В короткие сроки во Владимире были построены депо, котельная, склад, диспетчерская, тяговая подстанция с оборудованием, водопровод и канализация, установлена часть опор.
После освоения этих денег были выделены ещё 2,5 млн. С пуском троллейбуса в городе убивали сразу трех зайцев – улучшались перевозки пассажиров (до тех пор основным пассажирским транспортом были маленькие неудобные автобусы, называвшиеся в народе "коробочками"), освещались главные магистрали и благоустраивались дороги.

Для строительства первой линии потребовалось установить около 700 металлических мачт, проложено 14 километров кабеля, подвешено свыше 32 тонн медного провода. "Задание партии и правительства" было выполнено: к 35-й годовщине революции троллейбусное движение во Владимире открылось. "Призыв" в ноябре 1952 года так описывал это событие: "По широкой магистрали центральной улицы Владимира движется комфортабельная синяя машина. Владимирцы с интересом глядят на неё. Это совершает первый пробный рейс троллейбус. 3 ноября старший инженер наладочной группы т.Здорнов включил на тягловой подстанции рубильник фидерного автомата.

Первый троллейбус пошёл по улицам древнего города.
Государственная комиссия приняла троллейбус к эксплуатации. Владимирцы получают новый вид транспорта. Сейчас монтажники и наладчики устраняют последние неполадки, выявленные на линии во время пробного рейса, мостовики завершают расширение улиц, по которым проходит маршрут первой очереди троллейбуса.

В троллейбусном парке водители, окончившие курсы в г.Горьком, принимают машины".
Решением исполкома Владимирского горсовета 8 октября первым директором, как тогда выражались, "городского троллейбуса" был назначен Андрей Семёнович Бельков. За руль первых машин сели водители Н.Корнилов, С.Моисеев, И.Яшин, П.Куликов, А.Земсков. С ними работали кондукторы А.Ковалёва, Л.Г.Викман, А.П.Нефёдова, П.И.Николаева.

Троллейбус сразу стал любимым видом транспорта во Владимире. А кондуктора пользовались всеобщим уважением. Работавшая в середине 50-х годов кондуктором А.Прусакова вспоминает: – Был во Владимире стеклянный магазин "Колбасы". Тогда с колбасой ещё плохо было. А кондуктор брал её без очереди. Но никто не возмущался. Наоборот, люди даже сами, как увидят сумку кондуктора, пропускают вне очереди: пожалуйста, проходите!
До 1961 года троллейбусное управление работало без дотаций. Стоимость проезда определялась по остановкам: одна остановка – 20 копеек, а укороченные, т.н. нетарифные остановки (например, от Золотых ворот до "Блинчиков") – 10 копеек.

А после заявления Никиты Хрущёва о построении коммунизма к 1980 году и вовсе заговорили вообще об отмене платы за проезд. Начали с того, что проезд в троллейбусе, вне зависимости от маршрута и количества остановок, стал стоить 4 копейки. Зато предприятие хотя поначалу и выполняло план, но вскоре стало "планово-убыточным".

Кстати

Первыми троллейбусами Владимирского троллейбусного управления были машины марки МТБ 82-Д в количестве пяти штук производства завода им. Урицкого. С 1961 года стали поступать более современные удобные и вместительные машины ЗИУ-5, а с 1972 года – ЗИУ-9.
С 1952 года новые троллейбусы приобретались практически ежегодно, а с 1964 года началось списание машин, отслуживших свой нормативный срок.
К 1971 году во Владимире было уже 120 троллейбусов, и 12 ноября 1971 года вступило в строй депо № 2 на ул.Гастелло вместимостью 100 машин, где разместился 61 троллейбус.

Наша справка

Развитие троллейбусных маршрутов во Владимире

1952 год: маршрут № 1 – "Буревестник" – ВХЗ
1953 год: маршрут № 2 – Золотые ворота – ВТЗ
1957 год: маршрут № 3 – Драмтеатр – клуб ВХЗ
1959 год: маршрут № 4 – Золотые ворота – кирпичный завод
1960 год: маршрут № 5 – просп.Ленина – вокзал
1961 год: маршрут № 6 – Дворец пионеров – Загородный парк
1962 год: маршрут № 7 – Драмтеатр – ВЭМЗ
1964 год: маршрут № 8 – ВХЗ – река Содышка
1966 год: маршрут № 9 – ВХЗ – кафе "Рябинка"
1967 год: маршрут № 10 – вокзал – река Содышка
1975 год: маршрут № 11 – ул.Егорова – парк 850-летия
1975 год: маршрут № 11а – ул.Егорова – Золотые ворота
1985 год – маршрут № 12 – кинотеатр "Русь" – вокзал
1988 год: маршрут № 13 – ул.Балакирева – ВЭМЗ
1989 год: маршрут № 14 – ул.Гагарина – ВЗКИ

В 1978, 1990 и 1993 гг. специалисты института "Гипрокоммундортранс" провели обследования пассажирских потоков. На основании этого произошли изменения маршрутной сети:

Маршрут № 1 – ул.Фатьянова – ВЗКИ
Маршрут № 2 – река Содышка – просп.Ленина
Маршрут № 3 – ул.Балакирева – ВХЗ
Маршрут № 4 – Золотые ворота – ул.Безыменского
Маршрут № 5 – ул.Фатьянова – вокзал
Маршрут № 6 – Соборная площадь – Загородный парк
Маршрут № 7 – просп.Ленина – ВЭМЗ
Маршрут № 8 – кольцевой
Маршрут № 9 – ВХЗ – кафе "Рябинка"
Маршрут № 10 – вокзал – ул.Балакирева
Маршрут № 11 – река Содышка – ул.Безыменского
Маршрут № 12 – МЖК "Мир" – вокзал
Маршрут № 13 – ул.Балакирева – ВЭМЗ
Маршрут № 14 – МЖК "Мир" – Золотые ворота

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике